г. Краснодар |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А15-3645/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Гиданкиной А.В. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании от истца - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ИНН 0562044341 ОГРН 1020502625615), ответчика - сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива "Союз" (ИНН 0531007893 ОГРН 1160571067601), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Счетной палаты Республики Дагестан (ИНН 0541019538 ОГРН 1020502625912), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (отчет о публикации судебных актов в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 по делу N А15-3645/2021, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее -министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к сельскохозяйственному потребительскому обслуживающему кооперативу "Союз" (далее - кооператив) о взыскании 30 млн рублей субсидии, полученной в 2020 году из республиканского бюджета в качестве гранта на развитие материально-технической базы. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Счетная палата Республики Дагестан (далее - палата).
Решением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении иска отказано по мотиву оплаты кооперативом в установленные соглашением сроки расходов за счет собственных средств в размере более 40 % от общей суммы расходов, и выполнения тем самым условий субсидии.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось министерство, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить требования. Указывает, что договоры поставки не подтверждают исполнение условий соглашения. Из представленных в материалы дела фотографий невозможно идентифицировать местность и нахождение объектов недвижимости на землях кооператива.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами подтверждается, что 16.09.2020 кооператив обратился в министерство с заявкой на получение гранта на развитие материально-технической базы, представив необходимые документы для его получения, по результатам рассмотрения которых министерство и кооператив заключили соглашение 19.10.2020 N 1294 (далее - соглашение) о выделении кооперативу в 2020 году 30 млн рублей гранта на развитие его материально-технической базы, бюджетные средства перечислены. При проверке в 2021 году палатой использования министерством бюджетных средств на реализацию мероприятий "Развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов", подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса", государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" в акте от 05.04.2021 зафиксировано следующее. В заявке и бизнес-плане кооператива предусмотрены расходы в общей сумме 50 012 129 рублей: строительство убойного цеха - 22 062 130 рублей, приобретение оборудования для убойного цеха - 8 769 999 рублей; приобретение специализированного транспорта - 19 180 тыс. рублей, из них в плане расходов кооператив обязался потратить 20 012 129 рублей собственных средств. В выписке по счету о софинансировании исходящим остатком на 01.10.2020 года указано 12 000 300 рублей (40% от суммы запрашиваемого гранта). После получения гранта кооператив представил в министерство отчет о расходовании гранта, следует, что он их не использовал, однако Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан от 31.12.2020 сообщило о расходовании кооперативом 2 233 400 рублей гранта. Проверкой платы также установлено, что кооператив израсходовал 3 418 400 рублей граната. Указанные действия кооператива без одновременного расходования собственных средств, палата сочла нарушением подпункта "б" пункта 4.3.2 соглашения. По итогам проверки счетная палата сделала вывод о невыполнении кооперативом условий соглашения и направила министерству предписание от 02.04.2021 N 09пд-05 о возврате 30 млн рублей гранта. Шестнадцатого апреля 2021 года министерство направило кооперативу претензию о возвратить 30 млн рублей гранта, она оставлена без удовлетворения, что повлекло обращение министерства в арбитражный суд с иском о взыскании с кооператива гранта.
Отказывая в удовлетворении иска, суд установил и материалами дела подтверждается, что кооператив порядок и условия "Порядка представления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам Республики Дагестан на развитие материально-технической базы", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 23.04.2020 N 75 (далее - Порядок) и соглашения не нарушал. Доводы палаты невыполнении кооперативом финансирования мероприятий за счет собственных средств (оплата не менее 40 % собственных средств от стоимости приобретений, определенных в плане расходов) противоречит фактическим обстоятельствам и условиям соглашения. Подпунктом "а" и "б" пункта 4.3.2 соглашения кооператив обязался финансирование мероприятий за счет средств гранта по направлениям плана расходов в размере 30 млн рублей в течение 24 месяцев со дня перечисления гранта на его лицевой счет, за счет собственных средств - 20 012 129 рублей. По истечении 24 месяцев со дня получения гранта исполнитель обязался представить в министерство отчет о полном целевом использовании средств. Из договоров поставки и платежных документов следует, что расходование собственных средств кооператив (10 022 314 рублей 83 копейки) кооператив произвел в установленные соглашением сроки, что подтверждается представленными в материалы дела копиями платежных документов (квитанциями к товарным накладным, товарными накладными, платежными поручениями). Суд установил, что кооператив по условиям соглашения ведет работы по возведению зданий убойного цеха, что подтверждается представленными фотоматериалами. При подаче заявки о предоставлении гранта кооператив подтвердил наличие у него средств в размере более 40 % от планируемых расходов на оплату стоимости приобретений, определенных в плане расходов. Из договоров строительного подряда и платежных документов следует, что кооператив оплатил эти расходы за счет собственных средств в размере более 40 % от общей суммы расходов, не нарушив тем самым условия и порядок получения гранта.
Отклоняя доводы министерства и о несоответствии пропорции использования средств гранта и собственных средств при каждом приобретении по плану расходов, суд обоснованно отметил, что такая обязанность не предусмотрена ни условиями соглашения, ни Порядком получения гранта, и опровергается представленными доказательствами. В плане расходов (приложение N 1 к соглашению) предлагаемой к софинансированию за счет средств гранта и собственных средств на развитие материально технической базы кооперативом суммой указано 50 012 129 рублей, из которых 30 млн рублей составляет грант и 20 012 129 рублей - собственные средства. На строительство убойного цеха предусмотрено расходование 22 062 130 рублей, на оборудование для него - 27 949 999 рублей. Условия соглашения не предусматривали обязанность получателя гранда непосредственно при каждом приобретении одновременно расходовать средства гранта и собственные в размере не менее 40%. Пропорция по условиям соглашения и плану определяется из итогового объема всех расходов, а не по каждой покупке составных частей объекта инвестирования. С учетом изложенного суд правомерно указал, что взыскание выделенного кооперативу гранта при наличии доказательств возведения в соответствии с условиями соглашения убойного цеха, продолжения выполнения им мероприятий, перечисленных в бизнес-плане, будет противоречить целям выделения гранта и государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, и Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673.
Выводы суда основаны на правильном применении норм к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 по делу N А15-3645/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении иска, суд установил и материалами дела подтверждается, что кооператив порядок и условия "Порядка представления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам Республики Дагестан на развитие материально-технической базы", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 23.04.2020 N 75 (далее - Порядок) и соглашения не нарушал. Доводы палаты невыполнении кооперативом финансирования мероприятий за счет собственных средств (оплата не менее 40 % собственных средств от стоимости приобретений, определенных в плане расходов) противоречит фактическим обстоятельствам и условиям соглашения. Подпунктом "а" и "б" пункта 4.3.2 соглашения кооператив обязался финансирование мероприятий за счет средств гранта по направлениям плана расходов в размере 30 млн рублей в течение 24 месяцев со дня перечисления гранта на его лицевой счет, за счет собственных средств - 20 012 129 рублей. По истечении 24 месяцев со дня получения гранта исполнитель обязался представить в министерство отчет о полном целевом использовании средств. Из договоров поставки и платежных документов следует, что расходование собственных средств кооператив (10 022 314 рублей 83 копейки) кооператив произвел в установленные соглашением сроки, что подтверждается представленными в материалы дела копиями платежных документов (квитанциями к товарным накладным, товарными накладными, платежными поручениями). Суд установил, что кооператив по условиям соглашения ведет работы по возведению зданий убойного цеха, что подтверждается представленными фотоматериалами. При подаче заявки о предоставлении гранта кооператив подтвердил наличие у него средств в размере более 40 % от планируемых расходов на оплату стоимости приобретений, определенных в плане расходов. Из договоров строительного подряда и платежных документов следует, что кооператив оплатил эти расходы за счет собственных средств в размере более 40 % от общей суммы расходов, не нарушив тем самым условия и порядок получения гранта.
Отклоняя доводы министерства и о несоответствии пропорции использования средств гранта и собственных средств при каждом приобретении по плану расходов, суд обоснованно отметил, что такая обязанность не предусмотрена ни условиями соглашения, ни Порядком получения гранта, и опровергается представленными доказательствами. В плане расходов (приложение N 1 к соглашению) предлагаемой к софинансированию за счет средств гранта и собственных средств на развитие материально технической базы кооперативом суммой указано 50 012 129 рублей, из которых 30 млн рублей составляет грант и 20 012 129 рублей - собственные средства. На строительство убойного цеха предусмотрено расходование 22 062 130 рублей, на оборудование для него - 27 949 999 рублей. Условия соглашения не предусматривали обязанность получателя гранда непосредственно при каждом приобретении одновременно расходовать средства гранта и собственные в размере не менее 40%. Пропорция по условиям соглашения и плану определяется из итогового объема всех расходов, а не по каждой покупке составных частей объекта инвестирования. С учетом изложенного суд правомерно указал, что взыскание выделенного кооперативу гранта при наличии доказательств возведения в соответствии с условиями соглашения убойного цеха, продолжения выполнения им мероприятий, перечисленных в бизнес-плане, будет противоречить целям выделения гранта и государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, и Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 марта 2023 г. N Ф08-2491/23 по делу N А15-3645/2021