г. Ессентуки |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А15-3645/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.12.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании представителя Счетной палаты Республики Дагестан - Алимирзаев А.А. (по доверенности от 10.11.2021), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан и Счетной палаты Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.07.2022 по делу N А15-3645/2021, принятое по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ИНН 0562044341, ОГРН 1020502625615) к сельскохозяйственному потребительскому обслуживающему кооперативу "Союз" (ИНН 0531007893, ОГРН 1160571067601) о взыскании 30 000 000 руб. средств гранта,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому обслуживающему кооперативу "Союз" (далее - кооператив, ответчик) о взыскании 30 000 000 руб., бюджетных средств, полученных в 2020 году из республиканского бюджета в качестве гранта на развитие материальнотехнической базы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Счетная палата Республики Дагестан (далее - третье лицо, счетная палата).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.07.2022 по делу N А15-3645/2021 в удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан к сельскохозяйственному потребительскому обслуживающему кооперативу "Союз" о взыскании 30 000 000 руб. средств гранта, полученных в 2020 году на развитие материально-технической базы, отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.07.2022 по делу N А15-3645/2021 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
Также не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.07.2022 по делу N А15-3645/2021 Счетная палата Республики Дагестан обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование жалоб, апеллянты ссылаются на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Кооператив, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Определением суда от 14.09.2022 судебное заседание отложено, суд обязал представить заблаговременно в суд апелляционной инстанции мотивированный отзыв на апелляционную жалобу. Предложил сторонам обсудить вопрос о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы.
Данное определение суда не исполнено.
03.10.2022 от сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива "Союз" поступил отзыв на апелляционные жалобы, согласно которому кооператив просит отказать в удовлетворении апелляционных жалоб.
Определением суда от 12.10.2022 судебное заседание отложено, суд обязал Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан и Счетную палату Республики Дагестан представить пояснения по возражениям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Данное определение суда не исполнено.
В судебном заседании представитель Счетной палаты Республики Дагестан поддерживал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Председатель СПОК "Союз" поддерживал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.07.2022 по делу N А15-3645/2021 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.07.2022 по делу N А15-3645/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.09.2020 кооператив обратился в министерство с заявкой на получение гранта на развитие материально-технической базы, представив необходимые документы для его получения, которые приняты министерством.
19.10.2020 министерство и кооператив заключили Соглашение N 1294 (далее - Соглашение), предметом которого является предоставление в 2020 году 30 000 000 руб. гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственным потребительским кооперативам (пункты 1.1 и 2.1 разделов 1 и 2 Соглашения).
Согласно заявке на кассовый расход N 3165 от 26.10.2020 министерство произвело перечисление на специальный счет кооператива в Управлении Федерального казначейства по Республике Дагестан бюджетных средств гранта в размере 30 000 000 руб.
В 2021 году счетная палата провела плановую проверку министерства на предмет использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий "Развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов", подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса", государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
По итогам проведенной проверки счетной палатой 05.04.2021 составлен акт проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных кооперативу, в котором зафиксировано следующее.
В заявке, поданной на участие в конкурсе и согласно плану кооперативом были предусмотрены расходы на общую сумму 50 012,1 тыс. руб., которые соответствуют бизнес-плану, в том числе: строительство убойного цеха - 22 062,1 тыс. руб.; приобретение оборудования для убойного цеха - 8 770,0 тыс. руб.; приобретение специализированного транспорта - 19 180,0 тыс. руб.
Согласно плану расходов заявитель обязался потратить 20 012 129 руб. собственных средств Заявитель при подаче документов в министерство представил выписку по счету о софинансировании с исходящим остатком на 01.10.2020 года в размере 12 000,3 тыс. руб., что составляет 40% от суммы запрашиваемого гранта. После получения гранта согласно представленному кооперативом в министерство отчета денежные средства им не использованы, однако согласно сведениям, представленным УФК по РД от 31.12.2020 кооперативом израсходованы средства гранта в размере 2 233,4 тыс. руб. В ходе проверки также установлено, что кооператив израсходовал средства гранта в размере 3 418,4 тыс. руб. Указанные действия кооператива о расходования средств гранта без одновременного расходования собственных средств, как считает счетная палата свидетельствует о нарушении кооперативом подпункт "б" пункта 4.3.2 Соглашения.
По итогам проверки счетная палата пришла к выводу о невыполнении кооперативом условий Соглашения и вынесла в адрес министерства предписание от 02.04.2021 N 09пд-05, в котором предписано обеспечить в установленном законом порядке в полном объеме возврат гранта в размере 30 000 000 руб., предоставленного кооперативу.
16.04.2021 министерство направило кооперативу претензию N 12-12/1-16-1901/21 с предложением возвратить 30 000 000 руб. средства гранта в течение тридцати дней со дня получения претензии, которая оставлена кооперативом без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в арбитражный суд с иском о взыскании с кооператива указанной суммы гранта.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, правомерно исходил из следующего.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствие с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок и условия предоставления спорного гранта определены, действовавшим в спорный период, "Порядком представления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам Республики Дагестан на развитие материально-технической базы", утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 23.04.2020 N 75 (далее - Порядок).
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 6 Порядка получатель гранта обязуется оплачивать не менее 40 процентов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов, стоимости приобретений, определенных в плане расходов; использовать грант в строгом соответствии с планом расходов в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет кооператива, а также использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно для развития материально-технической базы кооператива.
Для целей получения гранта согласно подпункту "к" пункта 9 Правил заявитель вместе с другими документами также представляет выписку из расчетного счета, открытого в российской кредитной организации, подтверждающую наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 40 процентов от запрашиваемой суммы гранта, в том числе собственных средств не менее 10 процентов. Выписка должна быть заверена кредитной организацией, а также выдана не ранее года подачи заявки на участие в конкурсном отборе.
Согласно пункту 23 Порядка получатель гранта несет ответственность за нецелевое использование средств гранта, за недостоверность представленных документов и информации в отчетах, указанных в пунктах 32 и 33 настоящего Порядка, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Средства гранта подлежат возврату в случае выявления по фактам проверок, проведенных Министерством или органами государственного финансового контроля: а) нарушения получателем гранта условий, установленных при его предоставлении; б) необоснованного (нецелевого) расходования средств (части средств) гранта; в) недостижения показателей результативности использования гранта, устанавливаемых Министерством в соглашении (пункт 24 Правил).
В ходе проведенной Счетной палатой проверки сделан вывод о том, что Кооперативом в ходе выполнения плана мероприятий не обеспечено выполнение финансирования мероприятий за счет собственных средств по направлениям плана расходов, в части оплаты не менее 40% собственных средств стоимости приобретений, определенных в плане расходов.
Материалами дела установлено, что согласно подпунктом "а" и "б" пункта 4.3.2. Соглашение получатель гранта - кооператив обязался обеспечить выполнение финансирования мероприятий за счет средств гранта по направлениям плана расходов в размере 30 000 000 руб. в течение 24 месяцев со дня перечисления гранта на его лицевой счет, а также выполнение финансирования указанных мероприятий за счет собственных средств по направлениям плана расходов в размере 20 012 129 руб. По истечении 24 месяцев со дня получения гранта исполнитель обязался представить в министерство отчет о полном целевом использовании средств (подпункт "д" пункта 4.3.2. Соглашения).
Согласно представленным договорам поставки и платежным документам кооперативом расходование собственных средств во исполнение мероприятий согласно плану осуществлено на общую сумму 10 022 314, 83 руб. Указанное подтверждается представленными в материалы дела договорами поставки N 191 от 21.10.2020 на 96 000,00 руб. N 195 от 06.11.2020 на 97 100, 00 руб., N 199 от 15.11.2020 на 97 500, 00 руб.,N 202 от 18.11.2020 на 70 170, 00 руб., N 205 от 24.11.2020 на 78 720, 00 руб., N209 29.11.2020 на 98 580, 00 руб., N217 от 10.12.2020 на 97 450, 00 руб., N 220 от 16.12.2020 на 99 266, 00 руб., N222 от 18.12.2020 на 97 500, 00 руб. N223 от 20.12.2020 на 96 890, 00 руб., N56 от 14.03.2021 на 474 500, 00 руб., N69 от 13.04.2021 на 1 296 424, 00 руб. N71 от 06.06.2021 на 675 672, 00 руб., N73 от 10.07.2021 на 1 842 000, 00 руб., N102 от 08.10.2021 на 1 253 294, 00 руб.,N106 от 15.10.2021 на 180 650, 00 руб., N109 от 19.10.2021 на 114 500, 00 руб., N14/20 от 19.03.2022 на 2 000 000, 00 руб., N20 от 08.02.2022 на 724 000,00 руб. N14 от 15.02.2022 на 532 098, 83 руб.
Факт перечисления поставщикам и исполнителям услуг указанных средств также подтверждается представленными в материалы дела копиями следующих платежных документов; квитанция N 191 от 21.10.2020 к товарной накладной N 191 от 21.10.2020 (на 96 000 руб.); квитанцией N195 от 06.11.2020 к товарной накладной N 195 от 06.11.2020 (на 97 100 руб.); квитанция N199 от 15.11.2020 к товарной накладной N 199 от 15.11.2020 (на 97 500 руб.); квитанция N 202 от 18.11.2020 к товарной накладной N 202 от 18.11.2020 (на 70 170 руб.); квитанция N 205 от 24.11.2020 к товарной накладной N 205 от 24.11.2020 (на 78 720 руб.); квитанция N 209 от 29.11.2020 к товарной накладной N 209 от 29.11.2020 (на 98 580 руб.); квитанция N 217 от 10.12.2020 к товарной накладной N 217 от 10.10.2020 (на 97 450 руб.); квитанция N 220 от 16.12.2020 (на 99 266 руб.); квитанция N 222 от 18.12.2020 к товарной накладной N 222 от 18.12.2020 (на 97 500 руб.); квитанция N 223 от 20.12.2020 к товарной накладной N 223 от 20.12.2020 (на 96 890 руб.); квитанция N 58 от 14.03.2021 к товарной накладной N 58 от 14.03.2021 (на 474 500 руб.); квитанция N 69 от 13.04.2021 к товарная накладная N 69 от 13.04.2021 (на 1 296 424 руб.); квитанция N 71 от 06.06.2021 к товарной накладной N 71 от 06.06.2021 (на 675 672 руб.); квитанция N 73 от 10.07.2021 к товарной накладной N 73 от 10.07.2021 (на 1 842 000 руб.); квитанция N 99 от 08.10.2021 к товарной накладной N 99 от 08.10.2021 (на 1 253 294 руб.); квитанция N 106 от 15.10.2021 к товарной накладной N 106 от 15.10.2021 (на 180 650 руб.); квитанция N 109 от 19.10.2021 к товарной накладной N 109 от 19.10.2021 (на 114 500 руб.); счет фактура N 49 от 25.03.2022, передаточный акт N 49 от 25.03.2022 и платежные поручения N 16 от 22.03.2022, N 15 от 22.03.2022, N 4 от 18.03.2022 (на общую сумму 2 000 000 руб.); товарная накладная N 22 от 08.02.2022, счет на оплату N 20 от 08.02.2022 и платежное поручение N 6 от 08.02.2022 (на 724 000 руб.); счет N 17 от 15.02.2022 и платежное поручение N 2 от 16.02.2022 (на 250 000 руб.).
Суд первой инстанции также установил, что кооперативом в соответствии с условиями Соглашения ведутся работы по возведению здания убойного цеха, что не оспаривается лицами участвующими в деле.
Факт возведения Кооперативом убойного цеха подтверждается представленными фотоматериалами и сторонами не оспаривается, что кооперативом в настоящее время в соответствии с условиями Соглашения ведутся работы по возведению здания убойного цеха.
На момент подачи заявки о предоставлении гранта Кооператив подтвердил наличие у него средств в размере более 40% от планируемых расходов на оплату стоимости приобретений, определенных в плане расходов. Кроме того, согласно вышеуказанным договорам строительного подряда и платежным документам кооператив уже произвел оплату указанных расходов за счет собственных средств в размере более 40% от общей суммы расходов.
Кооперативом не нарушены условия и порядок получения гранта.
Довод Министерства и Счетной палаты о нецелевом и неэффективном использовании Кооперативом бюджетных средств, со ссылкой на то, что нарушена пропорциональность использования средств гранта и собственных средств при каждом приобретении согласно плану расходов, поскольку такая обязанность не предусмотрена ни условиями соглашения, ни Порядком получения и расходования гранта опровергается представленными доказательствами.
Из плана расходов (приложение N 1 к Соглашению) следует, что предлагаемая к софинансированию за счет средств гранта и собственных средств на развитие материально технической базы кооператива общая сумма средств составляет 50 012 129 руб., из которых 30 000 000 руб. средства гранта и 20 012 129 руб. собственные средства. При этом на строительство убойного цеха предусмотрены средства в размере 22 062 130 руб., а на оборудование для убойного цеха 27 949 999 руб., от общей суммы всех средств, включая средства гранта и собственные средства получателя.
Таким образом, условиями соглашения не предусмотрена обязанность получателя гранда непосредственно при каждом приобретении осуществлять одновременное расходование средств гранта и собственных средств в размере не менее 40%. Указанная пропорция по условиям соглашения и плану должна быть соблюдена исходя из итогового объема всех расходов по плану.
С учетом изложенных обстоятельств, взыскание в судебном порядке выделенных Кооперативу спорных бюджетных средств в виде гранта, при наличии доказательств возведения в соответствии с условиями соглашения убойного цеха, а также при наличии факта продолжения выполнения Кооперативом указанных мероприятий будет противоречить целям государства, которые преследовались при принятии государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 и государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673.
При этом срок реализации Кооперативом целей получения спорного гранта по условиям соглашения на момент проведения проверки Счетной палатой, предъявления Министерством иска и рассмотрения судом данного дела не истекли.
Доказательства, подтверждающие наличие безусловных оснований для предъявления требования о возврате гранта, в материалы дела не представлены. Исковые требования Министерства не подлежали удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.07.2022 по делу N А15- 3645/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3645/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ответчик: СПоК Союз
Третье лицо: Счетная палата РД, СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ КООПЕРАТИВ "СОЮЗ"