г. Краснодар |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А32-39263/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Рассвет" (ИНН 2356045713, ОГРН 1062356005337) - Кирсановой О.В. (доверенность от 07.06.2022), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Черствова А.А. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края, администрации Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, Кубанского бассейнового водного управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022 по делу N А32-39263/2019, установил следующее.
АО "Рассвет" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), в котором просило признать незаконным решение об отказе в предоставлении в аренду на новый срок (20 лет) земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 23:07:0202005:22 площадью 126 379 кв. м; 23:07:0202000:889 площадью 128 700 кв. м; 23:07:0202000:893 площадью 162 920 кв. м; 23:07:0202000:901 площадью 54 102 кв. м; 23:07:0202000:903 площадью 2685 кв. м; 23:07:0000000:2851 площадью 155 591 кв. м. Заявитель также просил возложить на департамент обязанность в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта подготовить, подписать и направить обществу проекты договоров аренды названных земельных участков сельскохозяйственного назначения на срок до принятия уполномоченным органом решения о строительстве на них в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, но не более 20 лет (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Динской район Краснодарского края, администрация Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, Кубанское бассейновое водное управление.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.07.2021 решение от 26.07.2020 и постановление от 06.10.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022, заявление общества удовлетворено. Признано незаконным решение департамента об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0202005:22, 23:07:0202000:889, 23:07:0202000:893, 23:07:0202000:901, 23:07:0202000:903, 23:07:0000000:2851, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). На департамент возложена обязанность в течение месяца с момента вступления в законную силу судебного акта подготовить и направить в адрес общества подписанные проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0202005:22, 23:07:0202000:889, 23:07:0202000:893, 23:07:0202000:901, 23:07:0202000:903, 23:07:0000000:2851, на срок до принятия решения уполномоченным органом о дальнейшей судьбе указанных земельных участков.
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что руководствовался документами, представленными по запросам, актуальными на момент принятия оспариваемого отказа. Документы, поступившие позднее и представленные суд, не могут служить основанием для признания не соответствующим закону решения департамента. В отношении спорных участков выявлены обстоятельства, препятствующие передаче их в аренду заявителю. В частности, планируется жилая застройка, размещение линейных объектов; на участках находятся объекты (в том числе водные объекты общего пользования, дороги, кладбище, объекты, не принадлежащие заявителю), препятствующие их использованию для сельскохозяйственного производства Содержание документов территориального планирования суды не приняли во внимание. Выводы судебных инстанций о возможности продолжения использования земельных участков для сельскохозяйственного производства ошибочны.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на отсутствие оснований для отмены решения и постановления.
В судебном заседании представитель департамента на удовлетворении жалобы настаивал. Представитель общества полагал, что выводы судебных инстанций основаны на представленных в дело доказательствах и нормах действующего законодательства.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 11.07.1997 администрация Динского района Краснодарского края (арендодатель) и СХА ВВС "Рассвет" (арендатор) заключили договор N 1135, в соответствии с условиями которого арендодатель передал во временное владение и пользование арендатору земельный участок площадью 2018 га, в числе которых: 1533 га (пашни), 267 га (пастбища), 29 га (под водой), для сельскохозяйственного использования, сроком на 22 года.
Договор зарегистрирован в установленном порядке в комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Дополнительным соглашением от 18.07.2011 к договору аренды от 11.07.1997 N 1135 в связи с регистрацией за субъектом Российской Федерации (Краснодарским краем) права собственности на данный земельный участок договору аренды присвоен N 8807000282, указан кадастровый номер земельного участка - 23:07:0202000:305 и площадь - 11 138 009 кв. м. Дополнительное соглашение прошло процедуру государственной регистрации.
Судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:305 разделен с образованием, в том числе: земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202005:22 (площадь 126 379 кв. м; земли населенных пунктов, для сельскохозяйственного использования); земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202000:889 (площадь 128 700 кв. м, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования); земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202000:893 (площадь 162 920 кв. м, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования); земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202000:901 (площадь 54 102 кв. м, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования); земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202000:903 (площадь 2685 кв. м, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования); земельного участка с кадастровым номером 23:07:0000000:2851 (площадь 155 591 кв. м, земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования).
На основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса общество обратилось в департамент с заявлениями о предоставлении в аренду на новый срок без проведения торгов названных земельных участков.
В письме от 22.05.2019 N 52-20272/19-32-12 департамент сообщил об отказе в предоставлении земельных участков, указав, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Динской район Краснодарского края (ИСОГД) в соответствии с генеральным планом Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, утвержденным решением Совета Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края от 19.12.2012 N 212-67-02 (с изменениями от 15.09.2017 N 287-28/03) земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202005:22 расположен в границах проектируемой улицы в жилой застройке; земельные участки с кадастровыми номерами 23:07:0202000:889; 23:07:0202000:901; 23:07:0202000:903 пересекают проектируемые автомобильные дороги. Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202005:22 расположен в зоне зеленых насаждений санитарно-защитного значения; на территории земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202000:893 расположено кладбище традиционного захоронения. В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, утвержденными решением Совета Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края от 27.11.2013 N 266-55/02 (с изменениями от 15.09.2017 N 286-28/03) земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202005:22 расположен в границах зоны инженерной инфраструктуры ИТ-1; земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:893 - в зоне кладбища. Из генерального плана следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:901 находится в границах реки Понура; земельные участки 23:07:0202000:889; 23:07:0202000:903 расположены в границах притока реки Понура. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 11.04.2019 N 23/001/069/2019-8723 и 23/001/069/2019-8736 на территории земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202005:22 имеется объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:07:0202005:30; на территории земельного участка с кадастровым номером 23:07:0000000:2851 находятся объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:07:0202000:702; 23:07:0202000:694; 23:07:0202000:687; 23:07:0202000:689; 23:07:0202000:690; 23:07:0202000:691; 23:07:0202000:692; 23:07:0202000:693; 23:07:0202000:695; 23:07:0202000:696; 23:48:0103045:62. О нахождении названных объектов на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0000000:2851 свидетельствуют письмо администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края от 24.04.2019 N 09.01-04/385, а также акт обследования государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 23.04.2019 N 140 (т. 1, л. д. 10, 11).
Общество, указывая, что отказ в предоставлении в аренду без проведения торгов спорных земельных участков противоречит положениям подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
В силу подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
По смыслу приведенной нормы Земельного кодекса применение названного основания предоставления земельного участка без торгов обусловлено наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка. Возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования. Такое право предоставлено арендаторам, надлежаще использующим земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства (пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Статьей 39.17 (пункты 1 и 2) Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением необходимых документов.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14); в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории такой участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 Кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, судебные инстанции сделали правильные выводы о наличии предусмотренных частью 2 статьи 201 Кодекса условий для удовлетворения заявления общества.
Департамент не учитывает, что само по себе утверждение (изменение) генерального плана не влечет изменения правового режима земельных участков, при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования, а ссылка на пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса не может служить единственным основанием для отказа в реализации процедуры предоставления участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в аренду надлежащему арендатору.
При новом рассмотрении дела суды установили, что испрашиваемые участки предназначены для сельскохозяйственного использования и продолжают использоваться арендатором для производства сельскохозяйственной продукции. В отсутствие доказательств реализации документов территориального планирования утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа само по себе не влечет изменение правового режима земельных участков и не может служить единственным основанием для отказа в предоставлении участка в аренду для сельскохозяйственного производства. В таком случае срок аренды может быть ограничен началом предусмотренного документами территориального планирования строительства объектов федерального, регионального или местного значения. Испрашиваемые обществом земельные участки не изъяты из оборота. Суды установили, что в их границах отсутствуют объекты (в том числе, водные объекты, территории общего пользования), препятствующие осуществлению сельскохозяйственного производства. В отношении земельных участков не принималось решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Запланированное в долгосрочной перспективе размещение на земельных участках объектов местного значения не начато (доказательства обратного департамент не представил). Соответствующие планы не могли служить единственной причиной отказа в предоставлении земельных участков обществу в аренду в целях осуществления сельскохозяйственного производства.
В случае резервирования земельных участков в целях реализации документов территориального планирования срок аренды должен быть ограничен сроком резервирования. Договорами аренды также мог быть согласован односторонний порядок их расторжения по инициативе арендодателя в случае начала реализации документов территориального планирования, строительства (возведения) объектов местного значения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, основанные на исследовании и оценке доказательств и доводов уполномоченного органа применительно к каждому земельному участку. Несогласие департамента с аргументацией судов, а также иное толкование норм законодательства, подлежащих применению, не свидетельствуют о наличии в обжалуемых судебных актах нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или о допущенной судебной ошибке.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022 по делу N А32-39263/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14); в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории такой участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
...
Департамент не учитывает, что само по себе утверждение (изменение) генерального плана не влечет изменения правового режима земельных участков, при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования, а ссылка на пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса не может служить единственным основанием для отказа в реализации процедуры предоставления участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в аренду надлежащему арендатору."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 апреля 2023 г. N Ф08-11766/20 по делу N А32-39263/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11766/20
07.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19639/2022
15.09.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39263/19
01.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11766/20
06.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14757/20
26.07.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39263/19