г. Краснодар |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А63-21027/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.В., Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (ИНН 2636055305, ОГРН 108263501450) - Сопиной Н.Н. (доверенность от 26.12.2022), Анташвили-Ворониной Л.М. (доверенность от 24.12.2021) в отсутствие заявителей - индивидуального предпринимателя Самодурова Владимира Владимировича (ИНН 260709482654, ОГРНИП 315265100037973), индивидуального предпринимателя Демина Сергея Николаевича (ИНН 260503174230, ОГРНИП 308264208100030), индивидуального предпринимателя Эмиргамзаева Насрулла Несредуллаевича (ИНН 262103540319, ОГРНИП 309264503400018), индивидуального предпринимателя Железниченко Натальи Владимировны (ИНН 262307352360, ОГРНИП 306264511500037), индивидуального предпринимателя Захаряна Артура Макаровича (ИНН 262300272806, ОГРНИП 304263533700827), индивидуального предпринимателя Коновалова Андрея Викторовича (ИНН 263506704850, ОГРНИП 304263533700719), индивидуального предпринимателя Гусевой Татьяны Александровны (ИНН 263404755662, ОГРНИП 311265132000691), индивидуального предпринимателя Савченко Михаила Александровича (ИНН 263510068090, ОГРНИП 304263523700340), индивидуального предпринимателя Спирова Героклида Георгиевича (ИНН 263500000255, ОГРНИП 304263529500160), индивидуального предпринимателя Торгунова Павла Алексеевича (ИНН 262303435745, ОГРНИП 315265100013793), индивидуального предпринимателя Музыка Светланы Анатольевны (ИНН 263400045990, ОГРНИП 304263535101295), индивидуального предпринимателя Шахраманова Сергея Владимировича (ИНН 263501172708, ОГРНИП 304263520200521), прокурора Ставропольского края Беланова В.В., заинтересованных лиц - Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508), общества с ограниченной ответственностью "СПАТП" (ИНН 2635246868, ОГРН 1202600011283), общества с ограниченной ответственностью "Автоальянс" (ИНН 2635804664, ОГРН 1112651012870), акционерного общества "Шпаковское пассажирское автотранспортное предприятие" (ИНН 2623005995, ОГРН 1022603025840), Государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Крайтранс" (до реорганизации ГУП СК "Ставропольское троллейбусное предприятие") (ИНН 2633001510, ОГРН 1022601958862), индивидуальных предпринимателей Демченко Людмилы Петровны (ИНН 260503174230, ОГРНИП 304263525000351), Кузьминова Владимира Абрамовича (ИНН 263006888254, ОГРНИП 304264921000084), Фашаяна Гагиа Леоновича (ИНН 263515770948, ОГРНИП 319265100157338), Апкарянца Геннадия Валерьевича (ИНН 263600215600, ОГРНИП 304263534400261), Печнева Александра Васильевича (ИНН 051704197043, ОГРНИП 312265135200526), Шахназаряна Мурада Грантович (ИНН 263501163654, ОГРНИП 304263519400490), Ерошниковой Надежды Александровны (ИНН 060105060125, ОГРНИП 308263521100027), Музыка Владимира Ивановича (ИНН 263400036900, ОГРНИП 304263535101232), Кобзарь Сергея Павловича (ИНН 263504793051, ОГРНИП 304264535200091), Мелкумова Виталия Максимовича (ИНН 263100753208, ОГРНИП 304262835200082), Грушевого Ярослава Юрьевича (ИНН 263502744813, ОГРНИП 312265108000062), Морозова Глеба Викторовича (ИНН 263600127992, ОГРНИП 304263529400762), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Коновалова Андрея Викторовича, прокурора Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 по делу N А63-21027/2021, установил следующее.
Индивидуальные предприниматели Самодуров Владимир Владимирович, Демин Сергей Николаевич, Эмиргамзаев Насрулл Несредуллаевич, Железниченко Наталья Владимировна, Захарян Артур Макарович, Коновалов Андрей Викторович, Гусева Татьяна Александровна, Савченко Михаил Александрович, Спиров Героклид Георгиевич, Торгунов Павел Алексеевич, Музыка Светлана Анатольевна, Шахраманов Сергей Владимирович (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее - министерство) о признании незаконным и отмене проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах городского округа Ставрополя Ставропольского края.
Также с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края обратился прокурор Ставропольского края (далее - прокурор) к министерству, обществу с ограниченной ответственностью "СПАТП", обществу с ограниченной ответственностью "Автоальянс", акционерному обществу "Шпаковское пассажирское автотранспортное предприятие", государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Ставропольское троллейбусное предприятие", индивидуальным предпринимателям Демченко Людмиле Петровне, Морозову Глебу Викторовичу, Мелкумову Виталию Максимовичу, Кузьминову Владимиру Абрамовичу, Самодурову Владимиру Владимировичу, Фашаяну Гагиа Леоновичу, Шахраманову Сергею Владимировичу, Спирову Героклиду Георгиевичу, Коновалову Андрею Викторовичу, Апкарянцу Геннадию Валерьевичу, Печневу Александру Васильевичу, Шахназаряну Мураду Грантовичу, Грушевому Ярославу Юрьевичу, Ерошниковой Надежде Александровне, Музыка Владимиру Ивановичу, Кобзарь Сергею Павловичу (далее - заинтересованные лица) о признании недействительными протоколов заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса от 25.01.2022 N 2 по лотам N 3, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 24 и от 26.01.2022 N 3; о признании недействительными свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса: серии 260000 N 001044, серии 260000 N 001035, серии 260000 N 001029, серии 260000 N 001028, серии 260000 N 001037, серии 260000 N 001026, серии 260000 N 001024, серии 260000 N 001040, серии 260000 N 001032, серии 260000 N 001038, серии 260000 N 001049, серии 260000 N 001023, серии 260000 N 001030, серии 260000 N 001022, серии 260000 N 001031, серии 260000 N 001027, серии 260000 N 001033, серии 260000 N 001034, серии 260000 N 001041, серии 260000 N 001036, серии 260000 N 001043, серии 260000 N 001039, серии 260000 N 001025.
Решением суда от 11.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.11.2022, в удовлетворении требований прокурора и предпринимателей отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствии нарушений министерства при организации, проведении и подведении результатов открытого конкурса.
В кассационной жалобе и дополнении к ней прокурор просит отменить обжалуемые судебные акты, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на нарушение порядка изменения муниципальных маршрутов регулярных перевозок, предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 220-ФЗ (далее - Закон N 220-ФЗ) и Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах городского округа города Ставрополя Ставропольского края и городского округа города-курорта Пятигорска Ставропольского края, утвержденным приказом министерства от 20.05.2021 N 209-о/д, (далее - Порядок N 209-о/д) в отсутствие необходимых обследований дорожных условий и принятых по результатам этих обследований соответствующих решений. Апеллянт указывает, что некоторые участники открытого конкурса при подаче заявок указали транспортные средства, которые находятся в пользовании у других лиц, также подавших заявки на участие в конкурсе. Прокурор считает, что при проведении конкурса нарушена часть 9 статьи 24 Закона N 220-ФЗ.
В своей кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Коновалов Андрей Викторович (далее - ИП Коновалов А.В.) просит отменить решение от 11.07.2022 и постановление от 11.11.2022 в части маршрута муниципальных перевозок N 35-М, вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его требования. Заявитель жалобы считает, что перевозки по спорному маршруту в течение длительного времени, в том числе на момент проведения в 2015 году конкурсов, фактически осуществлял предприниматель, которому выдано свидетельство и карта маршрута. Министерство как заказчик пассажирских перевозок должно было убедиться в том, подлежат ли указанные маршруты включению в лоты или нет. Свидетельство выдано на срок 5 лет, никем не оспорены. Заказчик пассажирских перевозок обязан был их продлить на новый срок в соответствии с частью 5.1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, так как не наступили случаи, предусмотренные статьёй 29 названного Закона.
В отзыве на кассационные жалобы прокурора и ИП Коновалова А.В. и дополнении к нему министерство считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационные жалобы оставить без удовлетворения.
В отзывах на кассационную жалобу индивидуальные предприниматели Мелкумов Виталий Максимович, Морозов Глеб Викторович, Грушевой Ярослав Юрьевич считают кассационную жалобу прокурора не мотивированной и необоснованной.
В судебном заседании представители министерства возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, отзывов, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на основании приказа от 15.12.2021 N 473-о/д "О проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах городского округа города Ставрополя Ставропольского края" (далее - приказ N 473-о/д) 16.12.2021 министерство объявило открытый конкурс по 25 лотам (по маршрутам 15, 15-М, 32А, 27-М, 42-М, 39-М, 48, 59-М, 9Д, 51-М, 7-М, 8, 4, 5-М, 21-М, 31-М, ЗЗМ, 35-М, 37, 38, 40-М, 44-М, 45-М, 47-М, 50).
Результаты подведения итогов открытого конкурса оформлены протоколом заседания конкурсной комиссии от 26.01.2022 N 3.
Победителям министерством выданы 23 свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Ранее данные маршруты обсуживали следующие перевозчики: по муниципальному маршруту N 15 - ИП Музыка С.А., N 15-М - ИП Арзуманян Р.А., N 32А - ИП Шахраманов С.В., N 27-М - ИП Железниченко Н.В., N 42-М - ИП Фашиян Г.Л., N 48 - ИП Демченко Л.П., N 59-М - ИП Градинар С.Ф., N 51-М - ИП Торгунов П.А., N 7-М - ИП Демин С.Н., N 8 - ИП Эмиргамзаев Н.Н., N 4 - ИП Самодуров В.В., N 21-М - ИП Морозов Г.В., N 31-М - ИП Захарян A.M., N 35-М - ИП Коновалов А.В., N 37 - ИП Гусева Т.А., N 38 - ИП Савченко М.А., N 40-М - Тунгунц А.В., N 44-М - ИП Спиров Г.Г., N 45-М - Грушевой Я.Ю., N 47-М - ИП Апкарянц Г.В. на основании свидетельств и карт маршрутов, выданных в 2017 году Комитетом городского хозяйства и транспорта администрации г. Ставрополя (далее - Комитет) на 5 лет, маршруты N 33, 39 ранее временно не обслуживались, маршрут N 50 является новым.
31 января 2022 года на муниципальных маршрутах г. Ставрополя N 4; 7-М; 8; 27-М; 31-М; 35-М; 37; 38; 44-М; 51-М; 15; 32А заканчивался срок действия свидетельств и карт маршрутов ввиду чего предприниматели подали заявления о продлении срока действия свидетельств на следующие 5 лет без проведения конкурсных процедур в соответствии с положениями Закона N 220-ФЗ, которые оставлены без удовлетворения и, по их мнению, не рассмотрены.
Полагая, что министерством решение о проведении открытого конкурса незаконно принято до истечения действий ранее выданных Комитетом свидетельств, предприниматели обратились в суд с требованием о признании незаконным действий министерства по проведению открытого конкурса.
При этом прокуратурой проведена проверка действий министерства по порядку организации, проведения и результатов открытого конкурса, по результатам которой сделаны выводы, что вопреки требованиям статьи 12 Закона N 220-ФЗ, Порядка N 209-о/д министерство неоднократно в течение 2021 года вносило изменения в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа города Ставрополя, формирование лотов на открытый конкурс осуществлено исходя из незаконно внесенных изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа города Ставрополя в редакции от 09.03.2021.
При изучении конкурсной документации по открытому конкурсу (раздел 7) прокурор сделал вывод о том, что характеристики транспортных средств (классы транспортных средств), максимальное количество единиц транспортных средств, соответствующих классов, указанных в документации по ряду маршрутов, не соответствуют характеристикам и количеству единиц транспортных средств, указанным в реестрах муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа города Ставрополя в редакции от 09.03.2021 и 10.12.2021, а также в ранее выданных Комитетом свидетельствах об осуществлении перевозок.
Прокурор сделал вывод о том, что министерство неоднократно нарушило установленный порядок внесения изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок; изменения маршрутов, выставленных на открытый конкурс, произведены без обследования дорожных условий, без учета установленного срока принятия данных решений не позднее 180 дней до дня окончания срока действия свидетельства об осуществлении перевозок; лоты по указанным маршрутам сформированы в отсутствие обоснований, в том числе экономических расчетов, функциональной обоснованности, относительно необходимости изменения вышеуказанных параметров по маршрутам, выставленным на открытый конкурс, а также решений, на основании которых внесены изменения в ранее действовавшие маршруты; в извещении от 16.12.2021 фактически размещена недостоверная информация о предмете открытого конкурса при проведении обязательных в соответствии с Законом N 220-ФЗ торгов.
Также прокурор сделал вывод о нарушении порядка организации и проведения торгов в части незаконного отклонения заявок ООО "СПТК", простых товариществ, в которые входит ООО "СПТК", по лотам N 3, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 24, чем нарушен порядок организации и проведения конкурса.
Установив, что в период с 01.02.2022 в средствах массовой информации опубликованы многочисленные сведения о фактах сбоя в транспортном обслуживании населения г. Ставрополя по маршрутам, разыгранным в вышеуказанном открытом конкурсе, прокуратурой организована проверка исполнения победителями открытого конкурса пункта 1.3 конкурсной документации.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено фактическое отсутствие у участников открытого конкурса заявленных ими транспортных средств.
Полагая, что в результате неправомерных действий министерства при организации и проведении открытого конкурса существенно нарушены права и законные интересы жителей г. Ставрополя на полноценное транспортное обслуживание по муниципальным маршрутам прокурор обратился в суд с исковым заявлением.
Суды, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 12,частью 2, пунктом 1 части 4 статьи 17, статьёй 19, частью 11 статьи 24 Закона N 220-ФЗ, пунктом 13 Порядка N 209-о/д, приказом N 473-о/д, оценив доказательства, сделали правильный вывод о наличии у министерства полномочий по проведению открытого конкурса по 25 лотам, которые ранее обслуживали заявители без удовлетворении их заявлений о продлении срока действия свидетельств на следующие 5 лет без проведения конкурсных процедур; конкурсной комиссией министерства надлежащим образом рассмотрены заявки на участие в открытом конкурсе и не нарушена статья 24 Закона N 220-ФЗ.
Так суды установили, что постановлением администрации города Ставрополя от 21.04.2015 N 751 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на право заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах" предусматривались случаи заключения срочных договоров с перевозчиками, дающих право на осуществление пассажирских перевозок без проведения конкурса, но только на время, пока не будет организован новый конкурс и не определится его победитель.
На основании изложенного выше, Комитет в 2017 году без проведения конкурсных процедур выдал свидетельства на осуществление регулярных перевозок по муниципальным маршрутам: N 15 - ИП Музыка С.А., N 15-М - ИП Арзуманяну Р.А., N 32А - ИП Шахраманову СВ., N 27-М - ИП Железниченко Н.В., N 42-М - ИП Фашияну Г.Л., N 48 - ИП Демченко Л.П., N 59-М - Градинару С.Ф., N 51-М - Торгунову П.А., N 7-М - ИП Демину С.Н., N 8 - ИП Эмиргамзаеву Н.Н., N 4 - ИП Самодурову В.В., N 21-М - ИП Морозову Г.В., N 31-М - ИП Захаряну A.M., N 35-М - ИП Коновалову А.В., N 37 - ИП Гусевой Т.А., N 38 - ИП Савченко М.А., N 40-М - Тунгунцу А.В., N 44-М - ИП Спирову Г.Г., N 45-М - Грушевому Я.Ю., N 47-М - ИП Апкарянцу Г.В., а также карты маршрутов сроком на 5 лет.
При этом вступившим в законную силу судебным актом по делу N А63-15286/2018 установлено, что Комитет при отсутствии законных оснований предоставил преимущественное право на осуществление пассажирских перевозок по спорным маршрутам на территории города третьим лицам без проведения торгов, действия Комитета по выдаче свидетельств на осуществление перевозок признаны незаконными Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - УФАС по СК), Комитету выдано предписание об устранении нарушений, которым на Комитет возложена обязанность провести закупочные процедуры на право осуществлять пассажирские перевозки на территории города Ставрополя на маршруты в порядке, установленном действующим законодательством.
Предписание УФАС по СК от 28.06.2018 N 6 Комитет не исполнил до перехода полномочий по организации транспортного обслуживания населения к органам исполнительной власти Ставропольского края.
Доказательства того, что после вступления в силу Закона N 220-ФЗ свидетельство на осуществление регулярных перевозок по муниципальному маршруту N 35-М получено в результате конкурсных процедур, ИП Коновалов А.В. в материалы дела не представил. Основания для продления данного свидетельства на новый срок в соответствии с частью 5.1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ отсутствуют.
22 января 2021 года по акту приема-передачи министерству Комитет передал копии свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в границах округа г. Ставрополя, выданные юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям или уполномоченному участнику договора простого товарищества по 35 маршрутам, в том числе на маршруты N 4, 7-М, 8, 27-М, 31-М, 35-М, 37, 38, 44-М, 51-М, 15, 32А.
В соответствии с актом приема-передачи от 28.12.2021 министерству от Комитета также переданы документы: протоколы заседания конкурсной комиссии, договоры на транспортное обслуживание на городских автобусных маршрутах. Условия проведения конкурса и перечень необходимых документов размещены на сайте министерства и находятся в открытом доступе для перевозчиков.
Приказом министерства N 473-о/д утверждены извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах городского округа города Ставрополя Ставропольского края с приложениями. Указанные документы размещены на официальном сайте министерства 16.12.2021.
Судами проверены доводы заявителей и прокурора и обоснованно установлено отсутствие превышения полномочий и нарушений действующего законодательства при объявлении и проведении открытого конкурса.
Министерством 15.12.2021 в рамках своих полномочий принят приказ N 473-о/д и 16.12.2021 в его исполнение опубликовано извещение о проведении открытого конкурса (далее - извещение).
Извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса размещены в открытом доступе на официальном сайте организатора (министерства) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.dorogisk.ru в подразделе "Внимание конкурс" раздела "Транспорт". Условия проведения конкурса обеспечивали участие в нем всех перевозчиков вне зависимости от их вида деятельности (индивидуальные предприниматели, юридические лица, уполномоченный представитель простого товарищества).
Как следует из протокола от 19.01.2022 N 1 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах городского округа города Ставрополя Ставропольского края для участия в открытом конкурсе поданы 79 конвертов с заявками на все 25 лотов.
26 января 2022 года состоялось заседание конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса, на котором подведены итоги открытого конкурса и определены победители конкурса. Перечень лотов, указанный в конкурсной документации, содержит количество транспортных средств соответствующего класса, необходимых для обслуживания муниципального маршрута, а пункт 10 части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ содержит сведения о максимальном количестве транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок размещен на официальном сайте министерства dorogisk.ru в последней редакции от 03.02.2022 (предыдущие редакции от 10.12.2021, 23.12.2021).
На момент размещения на сайте министерства в разделе "Транспорт" в подразделе "Внимание конкурс" - "Конкурс 2021" извещения о проведении открытого конкурса на основании приказа N 473-о/д действовала редакция реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок от 10.12.2021.
Предыдущая редакция реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа города Ставрополя, переданная на основании Закона Ставропольского края N 121-кз "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края" (далее - Закон N 121-кз) Комитетом министерству, датирована 09.03.2021.
Прокурор сделал вывод, что вопреки требованиям статьи 12 Закона N 220-ФЗ, Порядка N 209-о/д министерство неоднократно в течение 2021 года вносило изменения в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа города Ставрополя, формирование лотов на открытый конкурс осуществлено исходя из незаконно внесенных изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа города Ставрополя в редакции от 09.03.2021.
При изучении конкурсной документации по открытому конкурсу (раздел 7) прокурор сделал вывод о том, что характеристики транспортных средств (классы транспортных средств), максимальное количество единиц транспортных средств, соответствующих классов, указанных в документации по ряду маршрутов, не соответствуют характеристикам и количеству единиц транспортных средств, указанным в реестрах муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа города Ставрополя в редакции от 09.03.2021 и 10.12.2021, а также в ранее выданных Комитетом свидетельствах об осуществлении перевозок.
Прокурор сделал вывод о том, что министерство неоднократно нарушило установленный порядок внесения изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок; изменения маршрутов, выставленных на открытый конкурс, произведены без обследования дорожных условий, без учета установленного срока принятия данных решений не позднее 180 дней до дня окончания срока действия свидетельства об осуществлении перевозок; лоты по указанным маршрутам сформированы в отсутствие обоснований, в том числе экономических расчетов, функциональной обоснованности, относительно необходимости изменения вышеуказанных параметров по маршрутам, выставленным на открытый конкурс, а также решений, на основании которых внесены изменения в ранее действовавшие маршруты; в извещении от 16.12.2021 фактически размещена недостоверная информация о предмете открытого конкурса при проведении обязательных в соответствии с Законом N 220-ФЗ торгов.
Проверяя доводы прокурора в этой части, суды учли, что пункт 10 части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ устанавливает требования к перечню сведений, которые должны быть включены в реестр муниципального маршрута, а не обязанность включать в конкурсную документацию все положения реестра муниципального маршрута. При этом в действующем законодательстве не содержатся требования о полном отражении в лотах информации, содержащейся в реестре. Реестр муниципальных маршрутов - это свод информации, который ведется в электронной форме и находится в общем доступе. Законодательством утвержден лишь порядок ведения реестра и информация, подлежащая отражению в нем.
Довод прокурора о том, что формирование лотов на открытый конкурс министерством осуществлялось исходя из незаконно внесенных изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа города Ставрополя в редакции от 09.03.2021, отклонен судами как не соответствующий нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Судами также отклонен довод прокурора о том, что министерство неоднократно в течение 2021 года вносило изменения в реестр муниципальных маршрутов города Ставрополя (в редакции от 09.03.2021, переданной Комитетом) без соблюдения порядка, установленного статьей 12 Закона N 220-ФЗ, и Порядка N 209-о/д. С 09.03.2021 до размещения извещения и конкурсной документации о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора (министерства) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и соответственно, до окончания срока действия ранее выданных свидетельств по маршрутам, указанным в исковом заявлении, изменения в реестр муниципальных маршрутов города Ставрополя в отношении маршрутов, указанных в исковом заявлении, министерство не вносило.
Министерство установило значительное превышение выданных карт маршрутов регулярных перевозок количества транспортных средства, которые могли одновременно использоваться для осуществления регулярных перевозок по маршрутам в соответствии с расписаниями, утвержденными заместителем главы администрации города Ставрополя, руководителем Комитета (далее - расписание). Указание большего количества транспортных средств и выдача соответственно такого же количества карт маршрутов перевозчикам противоречит нормам действующего законодательства, поскольку количество карт маршрутов должно быть выдано согласно количеству транспортных средств, указанных в расписании маршрута.
Количество резервного транспортного средства каждого класса определено частью 6 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 04.05.2018 N 172 "Об утверждении определения резервного количества транспортных средств каждого класса в зависимости от протяженности маршрута регулярных перевозок и максимального количества транспортных каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок": если максимальное количество, указанное в реестре, составляет до 10 транспортных средств, то 1 резервное транспортное средство; если 11 и более, то 2 резервных транспортных средств при условии, что протяженность маршрута будет до 50 км, если больше 50 км, то максимальное количество резервных транспортных средств составляет 3. Резервные копии в реестре муниципальных маршрутов не отражаются.
Приказами министерства от 02.07.2021 по согласованию с перевозчиками утверждены расписания муниципальных маршрутов N 21-М, 35-М, 45-М и 47-М, в которых указано максимальное количество транспортных средств, одновременно используемых для перевозок по маршрутам в соответствии с расписаниями.
На маршрутах N 21-М - 20 единиц, N 35-М - 27 единиц, N 45-М - 22 единиц, N 47-М - 25 единиц. Однако изменение расписания маршрута не является основанием для внесения изменения в реестр, поскольку в реестре не содержится информация о расписании, а также расписание не меняет путь следования, маршрут, остановочные пункты и конечную остановку.
На маршруте N 40-М ранее утвержденное администрацией расписание не менялось, поэтому согласно графику в расписаниях количество транспортных средств на маршруте N 40-М - 17 единиц.
Министерство при формировании перечня лотов учло сведения из расписаний, переданных Комитетом. Количество транспортных средств, указанных в конкурсной документации, соответствует количеству графиков на маршрутах, предусмотренных расписаниями.
Положения Закона N 220-ФЗ не ставят в прямую взаимосвязь максимальное количество транспортных средств, которое указано в реестре муниципальных маршрутов, с количеством транспортных средств, указанных в конкурсной документации при проведении соответствующих конкурсных процедур по этим же маршрутам и которые будут осуществлять регулярные перевозки после проведения открытого конкурса.
При таких обстоятельствах действия министерства по указанию в предмете открытого конкурса меньшего количества транспортных средств, чем указано в реестре муниципальных маршрутов города Ставрополя, признаны не противоречащими требованиям Закона N 220-ФЗ, соответственно, данные действия министерства не могли быть квалифицированы как нарушение порядка организации и проведения торгов.
Ссылка прокурора на то, что министерство изменило класс маршрута, что свидетельствует об изменении муниципального маршрута и необходимости внести изменения в реестр, а решение об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок по инициативе уполномоченного органа или заинтересованного лица принимается не позднее чем за 180 дней до дня окончания срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, выданного юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества (если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства), судами признана необоснованной по следующим основаниям.
Изменение вида класса транспортных средств не является изменением муниципального маршрута.
Поскольку изменение муниципального маршрута транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки, министерством не осуществлялось, то и оснований для внесения сведений в реестр о данных маршрутах у органа исполнительной власти до проведения конкурсных процедур не имелось, следовательно, и не имелось оснований для принятия решения об изменении муниципальных маршрутов за 180 дней до дня окончания срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам.
Изменение вида класса транспортных средств осуществлено министерством только на 4 маршрута на основании приказа N 473-о/д, в пределах полномочий, обосновано министерством улучшением обслуживания населения города, большим пассажиропотоком на указанных маршрутах, нехваткой транспортных средств для перевозки людей на промежуточных остановочных пунктах, а также по многочисленным жалобам граждан, которые поступали в адрес министерства, об увеличении количества транспортных средств, а также в связи с заменой автобусов большей вместительности, что учтено 15.12.2021 на заседании комиссии министерства по развитию общественного транспорта в границах городского округа города Ставрополя Ставропольского края и городского округа города-курорта Пятигорска Ставропольского края с участием должностных лиц Комитета, комиссии по развитию промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта и связи общественной палаты Ставропольского края, Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД по СК, советника уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае, ТО ГАДН по СК МТУ Ространснадзора по СКФО, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, председателей простых товариществ, обслуживающих данные маршруты. На заседании объявлено о принятом решении министерства провести открытый конкурс по маршрутам в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров, что является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках и позволит произвести отбор перевозчиков, предложивших наиболее комфортный, обновленный и вместительный подвижной состав, способный обеспечить соблюдение расписания движения автобусов необходимым количеством автобусов.
Судами учтено, что доказательства того, что лоты на открытый конкурс сформированы исходя из незаконно внесенных данных, прокурор не представил.
Также прокурор сделал вывод о нарушении порядка организации и проведения торгов в части незаконного отклонения заявок ООО "СПТК", простых товариществ, в которые входит ООО "СПТК".
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по допуску (отказу в допуске) претендентов на участие в открытом конкурсе от 25.01.2022 не допущены к участию в открытом конкурсе следующие заявки: лот N 3 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ГУП СК "СТП", лоты N 11 и 13 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Самодурова В.В., лот N 11 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Демина С.П., лот N 13 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Кравцова В.Г., лоты N 14 и 24 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Фишер А.В., лоты N 15, 16 и 18 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Сундукова А.А., лоты N 16 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Захаряна A.M., лот N 19 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Гусевой Т.А., лоты N 19 и 22 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Шахраманова С.М., лот N 20 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Савченко М.А.
Основанием для принятия решения о недопуске к участию послужило отсутствие сведений из УГИБДД ГУ МФД по СК о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица - ООО "СПТК".
Прокурор ссылался представление в составе заявок ООО "СПТК" и простых товариществ, членом которых являлось ООО "СПТК", по ранее перечисленным лотам, справки из УГИБДД ГУ МВД по СК от 17.01.2022 N 3/2226000219297о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, в которой указано, что участие в дорожно-транспортных происшествиях, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине генерального директора ООО "СПТК" Попова Ивана Николаевича (ИНН 2635121040) или его работников, в период времени с 15.12.2020 по 17.12.2021 на территории Ставропольского края не зафиксировано.
На основании установленного выше прокурором сделан вывод о необоснованном отклонении организатором открытого конкурса заявок простых товариществ, членом которых являлось ООО "СПТК", по лотам N 3, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 24, чем нарушен порядок организации и проведения конкурса.
Конкурсная комиссия, проанализировав представленные заявки от претендентов, в частности заявку ООО "СПТК" как участника договоров простых товариществ, установила, что представленная в составе его заявки справка из УГИБДД ГУ МВД по СК от 17.01.2022 N 3/222600219297) об отсутствии ДТП с участием директора ООО "СПТК" не может быть приравнена к справке об отсутствии ДТП с участием самого ООО "СПТК".
При этом, отождествление ответственности юридического лица и ответственности его должностного лица не соответствует нормам действующего законодательства, а потому совершенные директором административные правонарушения должны рассматриваться отдельно от административных правонарушений, совершенных юридическим лицом, так как привлечение к ответственности и назначение наказания для директора происходит в самостоятельном производстве.
Таким образом, конкурсной комиссией правомерно принято единогласное решение об отказе в допуске к участию в открытом конкурсе претендентов по договорам простых товариществ, участником которых являлось ООО "СПТК".
Министерством в конкурсной документации не предусмотрен фактический визуальный осмотр транспортных средств победителей открытого конкурса, оценка наличия транспортных средств у победителей осуществлялась на основании представленных документов.
Исходя из информации, предоставленной министерством на запрос прокурора, все победители представили доказательства наличия транспортных средств, заявленных в форме "Перечень транспортных средств, предлагаемых на участие в открытом конкурсе для осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок", утвержденной Приложением N 3 к конкурсной документации.
Всеми победителями открытого конкурса подтверждено наличие у них на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявками.
Обстоятельства, установленные прокурором, основаны на контрольных мероприятиях, проведенных за пределами окончания открытого конкурса и подведения его итогов. Заявление прокурора в суд не содержит ссылок на нормы права либо разделы конкурсной документации, которые нарушены министерством при оценке заявок.
В материалы дела не представлены доказательства, что заявленные прокурором обстоятельства находятся в причинно-следственной связи с действиями министерства по организации, проведению и подведению результатов открытого конкурса, а удовлетворение требований прокурора приведет к реальной защите прав предпринимателей и неопределенного круга лиц при выборе в данном случае заявленного прокурором способа защиты, его эффективности, адекватности и целесообразности.
В связи с чем суды обосновано пришли к выводу об отсутствии нарушений министерством при организации, проведении и подведении результатов открытого конкурса.
Доводы подателей жалоб фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену (изменение) обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
При таких обстоятельствах кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 по делу N А63-21027/2021 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 12,частью 2, пунктом 1 части 4 статьи 17, статьёй 19, частью 11 статьи 24 Закона N 220-ФЗ, пунктом 13 Порядка N 209-о/д, приказом N 473-о/д, оценив доказательства, сделали правильный вывод о наличии у министерства полномочий по проведению открытого конкурса по 25 лотам, которые ранее обслуживали заявители без удовлетворении их заявлений о продлении срока действия свидетельств на следующие 5 лет без проведения конкурсных процедур; конкурсной комиссией министерства надлежащим образом рассмотрены заявки на участие в открытом конкурсе и не нарушена статья 24 Закона N 220-ФЗ.
...
Количество резервного транспортного средства каждого класса определено частью 6 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 04.05.2018 N 172 "Об утверждении определения резервного количества транспортных средств каждого класса в зависимости от протяженности маршрута регулярных перевозок и максимального количества транспортных каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок": если максимальное количество, указанное в реестре, составляет до 10 транспортных средств, то 1 резервное транспортное средство; если 11 и более, то 2 резервных транспортных средств при условии, что протяженность маршрута будет до 50 км, если больше 50 км, то максимальное количество резервных транспортных средств составляет 3. Резервные копии в реестре муниципальных маршрутов не отражаются."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 апреля 2023 г. N Ф08-1184/23 по делу N А63-21027/2021