г. Ессентуки |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А63-21027/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.11.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Егорченко И.Н., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании: от прокуратуры Ставропольского края - Беланова В.В. (по доверенности), от Министерства дорожного хозяйство и транспорта Ставропольского края - Сопиной Н.Н. (по доверенности), Анташвили-Ворониной Л.М. (по доверенности), индивидуального предпринимателя Захаряна А.М. (лично)., в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу прокурора Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.07.2022 по делу N А63-21027/2021,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края поступили заявления индивидуального предпринимателя Самодурова Владимира Владимировича, индивидуального предпринимателя Демина Сергея Николаевича, индивидуального предпринимателя Эмиргамзаева Насрулла Несредуллаевича, индивидуального предпринимателя Железниченко Натальи Владимировны, индивидуального предпринимателя Захарян Артура Макаровича, индивидуального предпринимателя Коновалова Андрея Викторовича, индивидуального предпринимателя Гусевой Татьяны Александровны, индивидуального предпринимателя Савченко Михаила Александровича, индивидуального предпринимателя Спирова Героклида Георгиевича, индивидуального предпринимателя Торгунова Павла Алексеевича, индивидуального предпринимателя Музыка Светланы Анатольевны, индивидуального предпринимателя Шахраманова Сергея Владимировича, (далее - предприниматели, заявители), к министерству дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее - министерство) о признании незаконным и отмене проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах городского округа Ставрополя Ставропольского края;
- прокурора Ставропольского края, (далее - прокурор СК) к министерству, индивидуальному предпринимателю Демченко Людмиле Петровне, обществу с ограниченной ответственностью "СПАТП", индивидуальному предпринимателю Морозову Глебу Викторовичу, обществу с ограниченной ответственностью "Автоальянс", акционерному обществу "Шпаковское пассажирское автотранспортное предприятие", индивидуальному предпринимателю Мелкумову Виталию Максимовичу, индивидуальному предпринимателю Кузьминову Владимиру Абрамовичу, индивидуальному предпринимателю Самодурову Владимиру Владимировичу, индивидуальному предпринимателю Фашаяну Гагиа Леоновичу, индивидуальному предпринимателю Шахраманову Сергею Владимировичу, индивидуальному предпринимателю Спирову Героклиду Георгиевичу, государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Ставропольское троллейбусное предприятие", индивидуальному предпринимателю Коновалову Андрею Викторовичу, индивидуальному предпринимателю Апкарянцу Геннадию Валерьевичу, индивидуальному предпринимателю Печневу Александру Васильевичу, индивидуальному предпринимателю Шахназаряну Мураду Грантовичу, индивидуальному предпринимателю Грушевому Ярославу Юрьевичу, индивидуальному предпринимателю Ерошниковой Надежде Александровне, индивидуальному предпринимателю Музыка Владимиру Ивановичу, индивидуальному предпринимателю Кобзарь Сергею Павловичу, (далее - ответчики), о признании недействительными протоколов заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса от 25.01.2022 N 2 по лотам NN 3, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 24 и от 26.01.2022 N 3; о признании недействительными свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса: серии 260000 N 001044, серии 260000 N 001035, серии 260000 N 001029, серии 260000 N 001028, серии 260000 N 001037, серии 260000 N 001026, серии 260000 N 001024, серии 260000 N 001040, серии 260000 N 001032, серии 260000 N 001038, серии 260000 N 001049, серии 260000 N 001023, серии 260000 N 001030, серии 260000 N 001022, серии 260000 N 001031, серии 260000 N 001027, серии 260000 N 001033, серии 260000 N 001034, серии 260000 N 001041, серии 260000 N 001036, серии 260000 N 001043, серии 260000 N 001039, серии 260000 N 001025.
Решением суда от 11.07.2022 в удовлетворении требований прокурора и предпринимателей отказано. Суд посчитал, что конкурсной комиссией правомерно принято единогласное решение об отказе в допуске к участию в открытом конкурсе претендентов по договорам простых товариществ.
Не согласившись с решением суда, прокурор обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Апеллянт ссылается на нарушение порядка изменения муниципальных маршрутов регулярных перевозок, предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 220-ФЗ (далее - Закон N 220-ФЗ) и Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах городского округа города Ставрополя Ставропольского края и городского округа города-курорта Пятигорска Ставропольского края, утвержденным приказом министерства от 20.05.2021 N 209-о/д (далее - Порядок N 209-о/д), при этом указывая об отсутствии необходимых обследований дорожных условий и принятых по результатам этих обследований соответствующих решений. Апеллянт указывает, что что некоторые участники открытого конкурса при подаче заявок указали транспортные средства, которые находятся в пользовании у других лиц, также подавших заявки на участие в конкурсе. Прокурор считает, что при проведении конкурса нарушена часть 9 статьи 24 Закона N 220-ФЗ.
В отзывах на апелляционную жалобу министерство, предприниматели и ООО "СПАТП" просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель прокуратуры просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители предпринимателей и министерства просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, в силу статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.07.2022 по делу N А63-21027/2021 подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа министерства от 15.12.2021 N 473-о/д "О проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах городского округа города Ставрополя Ставропольского края" (далее - приказ N 473-о/д) 16.12.2021 министерством объявлен открытый конкурс по 25 лотам (по маршрутам: 15, 15-М, 32А, 27-М, 42-М, 39-М, 48, 59-М, 9Д, 51-М, 7-М, 8, 4, 5-М, 21-М, 31-М, ЗЗМ, 35-М, 37, 38, 40-М, 44-М, 45-М, 47-М, 50).
Ранее данные маршруты обсуживались следующими перевозчиками по муниципальным маршрутам: N 15 - ИП Музыка С.А., N 15-М - ИП Арзуманян Р.А., N 32А - ИП Шахраманов С.В., N 27-М - ИП Железниченко Н.В., N 42-М - ИП Фашиян Г.Л., N 48 - ИП Демченко Л.П., N 59-М - ИП Градинар С.Ф., N 51-М - ИП Торгунов П.А., N 7-М - ИП Демин С.Н., N 8 - ИП Эмиргамзаев Н.Н., N 4 - ИП Самодуров В.В., N 21-М - ИП Морозов Г.В., N 31-М - ИП Захарян A.M., N 35-М - ИП Коновалов А.В., N 37 - ИП Гусева Т.А., N 38 - ИП Савченко М.А., N 40-М - Тунгунц А.В., N 44-М - ИП Спиров Г.Г., N 45-М - Грушевой Я.Ю., N 47-М - ИП Апкарянц Г.В. - на основании свидетельств и карт маршрутов, выданных в 2017 году комитетом городского хозяйства и транспорта администрации г. Ставрополя на 5 лет, маршруты NN 33, 39 ранее временно не обслуживались, маршрут N 50 является новым.
31.01.2022 на муниципальных маршрутах г. Ставрополя N 4; 7-м; 8; 27-м; 31-м; 35-м; 37; 38; 44-м; 51-м; 15; 32А заканчивается срок действия свидетельств и карт маршрутов, ввиду чего истцами поданы заявления о продлении срока действия свидетельств на следующие 5 лет без проведения конкурсных процедур в соответствии с положениями Закона N 220-ФЗ, которые оставлены без удовлетворения и, по мнению истцов, не рассмотрены.
Полагая, что министерством решение о проведении открытого конкурса незаконно принято до истечения действий ранее выданных комитетом городского хозяйства и транспорта свидетельств, предприниматели обратились в суд с требованием о признании незаконным действий министерства по проведению открытого конкурса.
При этом, прокуратурой проведена проверка действий министерства по порядку организации, проведения и результатов открытого конкурса, по результатам которой установлено следующее.
Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок размещен на официальном сайте министерства dorogisk.ru в последней редакции от 03.02.2022 (предыдущие редакции от 10.12.2021, 23.12.2021).
На момент размещения на сайте министерства в разделе "Транспорт", в подразделе "Внимание конкурс" - "Конкурс 2021" извещения о проведении открытого конкурса на основании приказа N 473-о/д действовала редакция реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок от 10.12.2021.
Предыдущая редакция реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа города Ставрополя, переданная на основании Закона N 121-кз комитетом городского хозяйства и транспорта администрации г. Ставрополя министерству, датирована 09.03.2021.
Прокуратурой установлено, что вопреки требованиям статьи 12 Закона N 220-ФЗ, Порядка N 209-о/д министерством неоднократно в течение 2021 года вносились изменения в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа города Ставрополя, формирование лотов на открытый конкурс осуществлено исходя из незаконно внесенных изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа города Ставрополя в редакции от 09.03.2021.
При изучении конкурсной документации по открытому конкурсу (раздел 7) прокуратурой установлено, что характеристики транспортных средств (классы транспортных средств), максимальное количество единиц транспортных средств, соответствующих классов, указанных в документации по ряду маршрутов, не соответствуют характеристикам и количеству единиц транспортных средств, указанным в реестрах муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах городского округа города Ставрополя в редакции от 09.03.2021 и 10.12.2021, а также в свидетельствах об осуществлении перевозок, выданных комитетом городского хозяйства и транспорта администрации г. Ставрополя.
Прокуратурой сделан вывод о том, что министерством неоднократно нарушен установленный порядок внесения изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, изменения маршрутов, выставленных на открытый конкурс, произведены без обследования дорожных условий, без учета установленного срока принятия данных решений не позднее 180 дней до дня окончания срока действия свидетельства об осуществлении перевозок. Лоты по указанным маршрутам сформированы в отсутствие обоснований, в том числе экономических расчетов, функциональной обоснованности, относительно необходимости изменения вышеуказанных параметров по маршрутам, выставленным на открытый конкурс, а также решений, на основании которых внесены изменения в ранее действовавшие маршруты; в извещении от 16.12.2021 фактически размещена недостоверная информация о предмете открытого конкурса при проведении обязательных в соответствии с Законом N 220-ФЗ торгов.
Также прокуратурой установлено нарушение порядка организации и проведения торгов в части незаконного отклонения заявок ООО "СПТК", простых товариществ, в которые входит ООО "СПТК".
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по допуску (отказу в допуске) претендентов на участие в открытом конкурсе от 25.01.2022 не допущены к участию в открытом конкурсе следующие заявки: Лот N 3 - Простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ГУП СК "СТП", Лоты N 11 и N 13 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Самодурова В.В., Лот N 11 - Простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Демина С.П., Лот N 13 - Простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Кравцова В.Г., Лоты N 14 и N 24 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Фишер А.В., Лоты N 15, N 16 и N 18 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Сундукова А.А., Лоты N 16 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Захаряна A.M., Лот N 19 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Гусевой Т.А., Лоты N 19 и N 22 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Шахраманова С.М., Лот N 20 - простое товарищество в лице уполномоченного участника простого товарищества ИП Савченко М.А.
Основанием для принятия решения о недопуске к участию послужило отсутствие сведений из УГИБДД ГУ МФД по СК о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица.
Прокуратурой установлено, что в составе заявки общества, являющегося членом товариществ, принимавших участие по ранее перечисленным лотам, представлена справка из УГИБДД ГУ МВД по СК о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, от 17.01.2022 N 3/2226000219297, в которой указано, что участие в дорожно-транспортных происшествиях, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине генерального директора ООО "СПТК" Попова Ивана Николаевича (ИНН 2635121040) или его работников, на территории Ставропольского края не зафиксировано.
На основании установленного выше прокуратурой СК сделан вывод о необоснованном отклонении организатором открытого конкурса заявок простых товариществ, членом которых являлось ООО "СПТК", по лотам N N 3, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 24, чем нарушен порядок организации и проведения конкурса.
Также в ходе проведенной прокуратурой СК проверки установлено фактическое отсутствие у участников открытого конкурса заявленных ими транспортных средств.
Результаты подведения итогов открытого конкурса оформлены протоколом заседания конкурсной комиссии от 26.01.2022 N 3.
Победителям министерством выданы 23 свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Министерством в конкурсной документации не предусмотрен фактический визуальный осмотр транспортных средств победителей открытого конкурса, оценка наличия транспортных средств у победителей осуществляется на основании представленных документов.
Исходя из информации, предоставленной министерством на запрос прокуратуры всеми победителями представлены доказательства наличия транспортных средств, заявленных в форме "Перечень транспортных средств, предлагаемых на участие в открытом конкурсе для осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок", утвержденной Приложением N 3 к конкурсной документации.
Установив, что в период с 01.02.2022 по настоящее время в средствах массовой информации опубликованы многочисленные сведения о фактах сбоя в транспортном обслуживании населения г. Ставрополя по маршрутам, разыгранным в вышеуказанном открытом конкурсе, прокуратурой края организована проверка исполнения победителями открытого конкурса п. 1.3 конкурсной документации.
Полагая, что в результате неправомерных действий министерства при организации и проведении открытого конкурса существенно нарушены права и законные интересы жителей г. Ставрополя на полноценное транспортное обслуживание по муниципальным маршрутам прокурор СК обратился в суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований прокуратуры и предпринимателей, исходя из следующего.
В силу статьи 19 Закона N 220-ФЗ по общему правилу свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса.
Согласно части 3 статьи 19 Закона N 220-ФЗ установлено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок, в том числе, после наступления предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса.
Части 6 статьи 19 Закона N 220-ФЗ императивно предусмотрено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи. В течение указанного срока органом местного самоуправления должен быть проведен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок.
Постановлением администрации города Ставрополя от 21.04.2015 N 751 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на право заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах" предусматривались случаи заключения срочных договоров с перевозчиками, дающих право на осуществление пассажирских перевозок без проведения конкурса, но только на время, пока не будет организован новый конкурс и не определится его победитель.
Следовательно, для предоставления права осуществления пассажирских перевозок (в том числе выдачи карт муниципальных маршрутов и свидетельств на право осуществления пассажирских перевозок) необходимым условиями являются: проведение торгов на право осуществления пассажирских перевозок; определение победителя торгов; заключение договора (предоставление свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрута) победителю торгов.
В соответствии с частью 7 статьи 448 ГК РФ если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
Соответственно, передача прав и обязанностей перевозчика иным лицам, не участвовавшим в торгах и не признанным победителями по соответствующему маршруту, прямо запрещена законом.
В 2017 году комитетом без проведения конкурсных процедур выданы свидетельства на осуществление регулярных перевозок по муниципальным маршрутам: N 15 - ИП Музыка С.А., N 15-М - ИП Арзуманян Р.А., N 32А -ИП Шахраманов СВ., N 27-М - ИП Железниченко Н.В., N 42-М -ИП Фашиян Г.Л., N 48 - ИП Демченко Л.П., N 59-М - Градинар С.Ф., N 51-М - Торгунов П.А., N 7-М - ИП Демин С.Н., N 8 - ИП Эмиргамзаев Н.Н., N 4 - ИП Самодуров В.В., N 21-М - ИП Морозов Г.В., N 31-М - ИП Захарян A.M., N 35-М - ИП Коновалов А.В., N 37 - ИП Гусева Т.А., N 38 - ИП Савченко М.А., N 40-М - Тунгунц А.В., N 44-М - ИП Спиров Г.Г., N 45-М - Грушевой Я.Ю., N 47-М - ИП Апкарянц Г.В., а также карты маршрутов сроком на 5 лет.
При этом вступившим в законную силу судебным актом по делу N А63-15286/2018 установлено, что комитет при отсутствии законных оснований предоставил преимущественное право на осуществление пассажирских перевозок по спорным маршрутам на территории города третьим лицам без проведения торгов, действия комитета по выдаче свидетельств на осуществление перевозок были признаны Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - УФАС по СК) незаконными и было вынесено предписание об устранении нарушений, которым на комитет возлагалась обязанность провести закупочные процедуры на право осуществления пассажирских перевозок на территории города Ставрополя на маршруты в порядке, установленном действующим законодательством. Суды в данном деле пришли к выводу о том, что комитет при отсутствии законных оснований предоставил преимущественное право на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам N 5 м, 10, 13, 14, 46 третьим лицам без проведения торгов (закупочные процедур на право осуществления пассажирских перевозок на территории города Ставрополя не проведены).
Предписание УФАС по СК от 28.06.2018 N 6 комитетом исполнено не было до перехода полномочий по организации транспортного обслуживания населения к органам исполнительной власти Ставропольского края.
22.01.2021 по акту приема-передачи от министерству комитетом городского хозяйства администрации г. Ставрополя были переданы копии свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в границах округа г. Ставрополя, выданные юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям или уполномоченному участнику договора простого товарищества по 35 маршрутам, в том числе на маршруты N N 4, 7-м, 8, 27-м, 31-м, 35-м, 37, 38,44-м, 51-м, 15, 32А.
В соответствии с актом приема-передачи от 28.12.2021 министерству от комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя также были переданы документы: протоколы заседания конкурсной комиссии, договоры на транспортное обслуживание на городских автобусных маршрутах.
Условия проведения конкурса и перечень необходимых документов размещены на сайте министерства и находятся в открытом доступе для перевозчиков.
Приказом министерства N 473-о/д утверждены извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах городского округа города Ставрополя Ставропольского края с приложениями. Указанные документы размещены на официальном сайте министерства 16.12.2021.
Условия проведения открытого конкурса обеспечивали участие в нем всех перевозчиков вне зависимости от их вида деятельности (индивидуальные предприниматели, юридические лица, председатели простого товарищества).
Время, отведенное на сбор документов и подачу заявок, составляло 30 дней со дня его официального опубликования. Для удобства участников конкурса министерством предусмотрен минимальный пакет документов.
Указанное свидетельствует о правомерности и обоснованности действий министерства по проведению открытого конкурса, данные действия соответствуют требованиям, установленным Законом N 220-ФЗ.
Судом первой инстанции обоснованно установлено отсутствие превышения полномочий и нарушений действующего законодательства при объявлении открытого конкурса.
Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, урегулированы Законом N 220-ФЗ, согласно части 3 статьи 2 которого отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и смежному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельствами об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 21 Закона N 220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.
Министерством 15.12.2021 в рамках своих полномочий был принят приказ N 473-о/д.
16.12.2021 во исполнение названного приказа министерством опубликовано извещение о проведении открытого конкурса (далее - извещение). Извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса размещены в открытом доступе на официальном сайте организатора (министерства) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.dorogisk.ru в подразделе "Внимание конкурс" раздела "Транспорт".
Условия проведения конкурса обеспечивают участие в нем всех перевозчиков вне зависимости от их вида деятельности (индивидуальные предприниматели, юридические лица, уполномоченный представитель простого товарищества).
Как следует из протокола N 1 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах городского округа города Ставрополя Ставропольского края от 19.01.2022 для участия в открытом конкурсе подано 79 конвертов с заявками на все 25 лотов.
26.01.2022 состоялось заседание конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса, на котором подведены итоги открытого конкурса и определены победители конкурса.
Перечень лотов, указанный в конкурсной документации, содержит количество транспортных средств соответствующего класса, необходимых для обслуживания муниципального маршрута, а пункт 10 части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ содержит сведения о максимальном количестве транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Пункт 10 части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ устанавливает требования к перечню сведений, которые должны быть включены в реестр муниципального маршрута, а не обязанность по включению в конкурсную документацию всех положений реестра муниципального маршрута.
При этом, действующем законодательстве не содержится требования о том, что информация, содержащаяся в реестре, должна полностью быть отражена в лотах.
Реестр муниципальных маршрутов - это свод информации, который никем не утверждается, не подписывается, он ведется в электронной форме и находится в общем доступе.
Действующим законодательством утвержден лишь порядок ведения реестра и информация, подлежащая отражению в нем.
Министерством установлено, что количество выданных карт маршрутов регулярных перевозок значительно превышало количество транспортных средств, которые могли одновременно использоваться для осуществления регулярных перевозок по маршрутам в соответствии с расписаниями, утвержденными заместителем главы администрации города Ставрополя, руководителем комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя (далее - расписание).
Указание большего количества транспортных средств и выдача соответственно такого же количества карт маршрутов перевозчикам противоречит нормам действующего законодательства, поскольку количество карт маршрутов должно быть выдано согласно количеству транспортных средств, указанных в расписании маршрута.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ максимальное количество транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием.
Количество резервного транспортного средства каждого класса определяется частью 6 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 04.05.2018 N 172 "Об утверждении определения резервного количества транспортных средств каждого класса в зависимости от протяженности маршрута регулярных перевозок и максимального количества транспортных каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок", согласно которой, если максимальное количество, указанное в реестре, составляет до 10 транспортных средств, то 1 резервное транспортное средство, если 11 и более, то 2 резервных транспортных средств при условии, что протяженность маршрута будет до 50 км, если больше 50 км, то максимальное количество резервных транспортных средств составляет 3.
Резервные копии в реестре муниципальных маршрутов не отражаются.
Приказами министерства от 02.07.2021 по согласованию с перевозчиками были утверждены расписания муниципальных маршрутов N 21-м, N 35-м, N 45-м и N 47-м, в которых указано максимальное количество транспортных средств, одновременно используемых для перевозок по маршрутам в соответствии с расписаниями.
На маршрутах N 21-м - 20 ед., N 35-м - 27 ед., N 45-м - 22 ед., N 47-м - 25 ед. Однако изменение расписания маршрута не является основанием для внесения изменения в реестр, поскольку в реестре не содержится информация о расписании, а также расписанием не меняется путь следования, маршрут, остановочные пункты и конечная остановка.
Более того, на маршруте N 40-м ранее утвержденное администрацией расписание не менялось, поэтому согласно графику в расписаниях количество транспортных средств на маршруте N 40-м - 17 ед.
Министерство при формировании перечня лотов учитывало сведения из расписаний, переданных комитетом. Количество транспортных средств, указанных в конкурсной документации, соответствует количеству графиков на маршрутах, предусмотренных расписаниями.
Положения Закона N 220-ФЗ не ставят в прямую взаимосвязь максимальное количество транспортных средств, которое указано в Реестре муниципальных маршрутов, с количеством транспортных средств, указанных в конкурсной документации при проведении соответствующих конкурсных процедур по этим же маршрутам и которые будут осуществлять регулярные перевозки после проведения открытого конкурса.
Действия министерства по указанию в предмете открытого конкурса меньшего количества транспортных средств, чем указано в Реестре муниципальных маршрутов города Ставрополя, не противоречат требованиям Закона N 220-ФЗ, соответственно, данные действия министерства не могут быть квалифицированы как нарушение порядка организации и проведения торгов.
Доказательств того, что лоты на открытый конкурс сформированы исходя из незаконно внесенных данных, прокуратурой суду не представлено.
Конкурсная комиссия, проанализировав представленные заявки от претендентов, в частности заявку ООО "СПТК" как участника договоров простых товариществ, установила, что в составе его заявки представлена справка из УГИБДД ГУ МВД по СК о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан (справка от 17.01.2022 N 3/222600219297), в которой указано, что участие в дорожно-транспортных происшествиях, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине генерального директора ООО "СПТК" Попова Ивана Николаевича (ИНН N 2635121040) или его работников, в период времени с 15.12.2020 по 17.12.2021 на территории Ставропольского края, не зафиксировано.
При этом, отождествление ответственности юридического лица и ответственности его должностного лица не соответствует нормам действующего законодательства, а потому совершенные директором административные правонарушения должны рассматриваться отдельно от административных правонарушений, совершенных юридическим лицом, так как привлечение к ответственности и назначение наказания для директора происходит в самостоятельном производстве.
Следовательно, справка об отсутствии ДТП с участием директора общества не может быть приравнена к справке об отсутствии ДТП с участием самого общества.
Кроме того, простые товарищи данного общества (индивидуальные предприниматели) не являются работниками общества.
Таким образом, конкурсной комиссией правомерно принято единогласное решение об отказе в допуске к участию в открытом конкурсе претендентов по договорам простых товариществ, участником которых является ООО "СПТК".
Всеми победителями открытого конкурса подтверждено наличие у них на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявками.
Обстоятельства, установленные прокуратурой, основаны на контрольных мероприятиях, проведенных за пределами окончания открытого конкурса.
Исковое заявление прокурора не содержит ссылок на нормы права либо разделы конкурсной документации, которые нарушены министерством при оценке заявок.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что министерством не нарушена часть 5 статьи 19 Закона N 220-ФЗ.
Из анализа приведенных выше норм следует, что прокуратура, обращаясь в суд с настоящим иском, просит признать торги незаконными и отменить действие свидетельств, которые выданы победителям конкурса, при этом исковое заявление не содержит предположений о последствиях, которые могут наступить вследствие признания торгов незаконными.
По результатам признания судом недействительными торгов и выданных свидетельств министерству необходимо будет провести конкурс, который регулируется приказом министерства от 19.04.2021 N 161-о/д, предусматривающим порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах городского округа города Ставрополя СК и городского округа города-курорта Пятигорска СК и карт соответствующего маршрута без проведения открытого конкурса на право осуществления указанных перевозок.
Исходя из практики выдачи свидетельства без проведения конкурсных процедур, срок проведение такого конкурса составляет от 3-5 дней.
При этом, доказательств того, что в указанный период права неограниченного круга лиц г. Ставрополя не будут нарушены, а население города, в том числе дети, пожилые люди, будет иметь возможность перемещаться в городском транспорте к месту своего назначения, прокурором СК не представлено, как и не мотивировано и не доказано суду, что после получения временного свидетельства перевозчик начнет свою работу на следующий день.
Доказательств реального исполнения судебного акта, возможности реальной защиты оспариваемых и нарушенных прав предпринимателей и неопределенного круга лиц при выборе в данном случае заявленного прокурором способа защиты, его эффективности, адекватности и целесообразности в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе прокуратура ссылается на нарушение порядка изменения муниципальных маршрутов регулярных перевозок, предусмотренного частью 1 статьи 12 Закона N 220-ФЗ и Порядком N 209-о/д, при этом указывая об отсутствии необходимых обследований дорожных условий и принятых по результатам этих обследований соответствующих решений.
Из пункта 13 Порядка N 209-о/д следует, что в целях принятия решения об установлении (изменении) муниципального маршрута регулярных перевозок либо об отказе в установлении (изменении) муниципального маршрута регулярных перевозок министерство организует обследование дорожных условий на муниципальном маршруте регулярных перевозок в случаях установления муниципального маршрута регулярных перевозок, а также изменения пути следования муниципального маршрута регулярных перевозок.
Изменения путей следования муниципальных маршрутов регулярных перевозок, указанных в конкурсной документации, министерством не производилось, следовательно, организация обследования дорожных условий министерством не требовалась.
Прокуратурой в апелляционной жалобе неверно указано, что внесение изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 220-ФЗ и Порядком N 209-о/д. Ведение Реестра муниципальных маршрутов города Ставрополя, а также внесение в него изме-нений, осуществляется министерством в соответствии со статьей 26 Закона N 220-ФЗ и Порядком ведения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах городского округа города Ставрополя Ставропольского края и городского округа города-курорта Пятигорска Ставропольского края, утвержденного приказом министерства от 26.04.2021 N 179-о/д.
Министерством не вносились изменения в Реестр муниципальных маршрутов города Ставрополя в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок, указанных в конкурсной документации и исковом заявлении прокуратуры Ставропольского края, в период с 09.03.2021 до размещения извещения и конкурсной документации о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора (министерства) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и соответ-ственно, до окончания срока действия ранее выданных свидетельств по маршрутам, указанным в исковом заявлении.
Доказательств внесения изменений в Реестр муниципальных маршрутов города Ставрополя прокуратурой Ставропольского края не представлено.
Таким образом, министерством не нарушался порядок изменения му-ниципальных маршрутов, в Реестр муниципальных маршрутов города Ставрополя изменения не вносились. Вышеуказанные доводы прокуратуры Ставропольского края являются необоснованными и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Апеллянт считает, что конкурсной комиссией министерства нарушена часть 1 статьи 17 Закона 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части отклонение заявки ООО "СПТК", а также заявки простых товариществ, в которые входит ООО "СПТК", что привлекло к ограничению конкуренции, а именно участие названных лиц по 15 лотам.
Статья 24 Федерального закона N 220-ФЗ и конкурсная документация содержит нормы о том, что заявка на участие в открытом конкурсе должна в том числе содержать количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения.
Конкурсная комиссия единогласно приняла решение об отказе претенденту на участие в открытом конкурсе в допуске к участию в открытом конкурсе на основании подпункта 4 пункта 5.3 раздела 5 конкурсной документации - к заявке не приложен хотя бы один из документов, указанных в пункте 2.6 раздела 2 конкурсной документации (за исключением документов, указанных в подпунктах 1, 4 и 5). Сведения об участие в дорожно-транспортных происшествиях, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине ООО "СПТК" к заявке не приложены.
Таким образом, конкурсной комиссий правомерно принято единогласное решение об отказе в допуске к участию в открытом конкурсе претендентов по договорам простых товариществ, участником которых является ООО "СПТК".
Конкурсной комиссией не нарушался порядок рассмотрения заявок претендентов, в связи с чем, протокол заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса N 2 от 25.01.2022, в котором закреплены результаты допуска (отказа в допуске) претендентов на участие в открытом конкурсе, не подлежит отмене.
В апелляционной жалобе указано, что ряд участников при подаче заявок указали транспортные средства, которые находятся в пользовании у других лиц, также подавших заявки на участие в конкурсе. При этом в обоснование указанного довода прокуратурой Ставропольского края представлена таблица, содержащая сведения о государственном регистрационном номере транспортного средства, лота и перевозчика.
Данный довод является несостятелным на основании следующего.
Согласно подпункту 6 пункта 2.6 конкурсной документации для участия в открытом конкурсе к заявке прилагается перечень транспортных средств, предлагаемых претендентом на участие в открытом конкурсе, для осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в количестве, необходимом для обслуживания лота, с указанием экологических характеристик, класса транспортных средств и иных характеристик транспортных средств влияющих на качество перевозок по форме согласно приложению 3 к конкурсной документации подписанный руководителем организации и скрепленные печатью организации (при наличии) - для юридических лиц; подписанный и скрепленные печатью (при наличии) индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей; подписанный и скрепленные печатью (при наличии) уполномоченного участника простого товарищества - для участников простого товарищества.
В соответствии с Разделом 6 конкурсной документации заявки оцениваются и сопоставляются в том числе по следующему критерию - влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок.
При подаче заявки участником открытого конкурса сведения о государственных регистрационных номерах транспортных средств не представляются, данные сведения не находились в распоряжении конкурсной комиссии министерства при рассмотрении заявок от претендентов.
Сведения о государственных регистрационных номерах транспортных средства не требуются для оценки и сопоставления заявок с целью определения победителей открытого конкурса.
Таким образом, конкурсной комиссией министерства надлежащим образом были рассмотрены заявки на участие в открытом конкурсе и не нарушена статья 24 Закона N 220-ФЗ.
После подведения итогов открытого конкурса и подписания конкурсной комиссией протокола об итогах открытого конкурса победители открытого конкурса подтверждают наличие у них транспортных средств, предусмотренных их заявками на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 11 статьей 24 Закона N 220-ФЗ порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, устанавливается конкурсной документацией о проведении открытого конкурса.
Согласно подпункту 1.3 Раздела 1 конкурсной документации о проведении открытого конкурса установлено, что срок подтверждения наличия на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой, в случае принятия на себя обязательств юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества не может превышать более двух рабочих дней со дня размещения на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет протокола об итогах открытого конкурса.
При этом, всеми победителями открытого конкурса подтверждено наличие у них на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных их заявками.
На основании изложенного, министерством не нарушены нормы федерального законодательства при проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также положения конкурсной документации.
Довод жалобы о том, что что некоторые участники открытого конкурса при подаче заявок указали транспортные средства, которые находятся в пользовании у других лиц, также подавших заявки на участие в конкурсе, не принимается апелляционным судом, поскольку конкурсной документацией не предусмотрено представление сведений о конкретных транспортных средствах, принадлежащих участникам конкурса.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.07.2022 по делу N А63-21027/2021 надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.07.2022 по делу N А63-21027/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-21027/2021
Истец: Агаджанян Давид Юрьевич, Апкарянц Геннадий Валерьевич, Бондарев Сергей Владимирович, Гусева Татьяна Александровна, Демин Сергей Николаевич, Железниченко Наталья Владимировна, Заместитель прокурора Ставропольского края, Захарян Артур Макарович, Коновалов Андрей Викторович, Мазикин Виталий Винидиктович, Монсон Вячеслав Владимирович, Музыка Светлана Анатольевна, Савченко Михаил Александрович, Самодуров Владимир Владимирович, Спиров Героклид Георгиевич, Торгунов Павел Алексеевич, Шахраманов Сергей Владимирович, Эмиргамзаев Насрулла Несредуллаевич
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРАНСПОРТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ГУП СК "СТАВРОПОЛЬСКОЕ ТРОЛЛЕЙБУСНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ", КОМИТЕТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, Кравцов Виктор Григорьевич, Миронов Олег Николаевич, ООО "АВТОАЛЬЯНС", ООО "СТАВРОПОЛЬСКАЯ ПАССАЖИРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ", Сундуков Андрей Анатольевич, Фишер Александр Валентинович, Грушевой Ярослав Юрьевич, Демченко Людмила Петровна, Ерошникова Надежда Александровна, Кобзарь Сергей Павлович, Кузьминов Владимир Абрамович, Мелкумов Виталий Максимович, Морозов Глеб Викторович, Музыка Владимир Иванович, НП ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ "НАШЕ ПРАВО", ОАО "ШПАКОВСКОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ", ООО "СПАТП", Печнев А. В., ПРОКУРАТУРА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ, Фашаян Г.л., Шахназарян Мурад Грантович