г. Краснодар |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А61-1739/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видео-конференц-связи, помощником судьи Николюк О.В., при участии в судебном заседании от истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1516620419, ОГРН 1091516001708) - Засеевой Г.А. (доверенность от 09.01.2023), ответчика - Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1501003484, ОГРН 1021500582542) - Ревазовой Р.В. (доверенность от 09.01.2023), рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.10.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по делу N А61-1739/2022, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания (далее - министерство) об обязании зарегистрировать право оперативного управления на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 15:02:0080110:61, расположенным по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Кировский район, с. Карджин, ул. Мира, д. 100, внести сведения о регистрации права оперативного управления на объект в карту сведений об объекте учета в соответствующих подразделах реестра федерального имущества.
В свою очередь, министерство предъявило управлению встречный иск об обязании управления принять в казну Российской Федерации объект недвижимого имущества (жилой дом) с кадастровым номером 15:02:0080110:61, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Кировский район, с. Карджин, ул. Мира, д. 100 (далее - жилой дом; измененные исковые требования).
Решением от 25.10.2022, оставленным без изменения постановлением от 26.01.2023, в удовлетворении первоначального иска управления отказано, встречный иск министерства удовлетворен. Суд обязал управление принять в казну Российской Федерации объект недвижимого имущества (жилой дом) с кадастровым номером 15:02:0080110:61, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Кировский район, с. Карджин, ул. Мира, д. 100.
В кассационной жалобе и дополнении к ней управление просит отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель управления настаивал на доводах жалобы, представитель министерства просил судебные акты оставить в силе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установили суды, на основании поручения Росимущества от 11.08.2016 N КХ-06/33538, направленного с учетом обращений УФМС России по Республике Северная Осетия-Алания от 01.06.2016 N 1/5/2450, МВД по Республике Северная Осетия-Алания от 06.06.2016 М19/704, МВД России от 13.05.2016 N 22/4/1-6621, ФМС России от 26.05.2016 N НС-1/9-5838, ТУ Росимущества в Республике Северная Осетия-Алания издано распоряжение от 06.09.2016 N 107-р "О прекращении права оперативного управления УФМС России по Республике Северная Осетия-Алания на недвижимое имущество и закреплении его на праве оперативного управления за МВД по Республике Северная Осетия-Алания" (далее - распоряжение).
В приложении к распоряжению учтен жилой дом, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, с. Карджин, ул. Мира, д. 100, являющийся собственностью Российской Федерации, что подтверждается данными содержащимися в выписке из ЕГРН от 13.12.2011 N 15-15-02/094/2011-491.
Акт приема-передачи подписан 26.09.2016 УФМС России по Республике Северная Осетия-Алания и министерством, а также утвержден управлением.
Согласно пункту 4 распоряжения УФМС России по Республике Северная Осетия-Алания и министерству необходимо обеспечить внесение изменений в ЕГРН, а также в реестр федерального имущества.
Министерство внутренних дел Российской Федерации согласовало прием-передачу недвижимого имущества от упраздняемой УФМС России по РСО-Алания (письмо от 13.05.2016 N 22/4/1-6621) при условии, что закрепление имущества необходимо производить исходя из функций и полномочий, передаваемых органам внутренних дел в рамках проведенных организационно-штатных мероприятий, при учете реальной потребности его использования (т. 2, л. д. 13).
В соответствии с распоряжением управления от 06.09.2016 N 107-р за министерством на праве оперативного управления предлагалось закрепить 13 объектов недвижимого имущества УФМС России по РСО-Алания, в том числе и жилой дом, расположенный по адресу: РСО-Алания, Кировский район, с. Карджин, ул. Мира, д. 100.
В реестре федерального имущества, учет которого возложен на управление, значится жилой дом площадью 137,4 кв. м. с кадастровым номером 15:02:0080110:61, расположенный по адресу: РСО-Алания, Кировский район, с. Карджин, ул. Мира, д. 100, под реестровым номером Ш2150010728 (копия выписки из реестра федерального имущества прилагается).
Управление в адрес министерства направило письмо от 10.03.2022 N 15-ЗБ/567, в котором просило в срок до 21.03.2022 зарегистрировать право оперативного управления на жилой дом.
Неисполнение требований управления министерством послужило основанием для управления обратиться в суд с первоначальным иском.
В свою очередь, министерство обратилось в суд со встречным иском, ссылаясь на то, что жилой дом непригоден для использования по назначению и не служит целям деятельности министерства, поэтому просит суд обязать управление принять указанный дом в казну Российской Федерации.
При разрешении спора суды обоснованно исходили из следующего.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 Гражданского кодекса предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 Гражданского кодекса гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у управления права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Установив наличие у министерства права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его управлению по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Выводы судов согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 и от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284.
Апелляционный суд правомерно отклонил ссылку подателя жалобы на неудовлетворительное состояние спорного имущества. Данное обстоятельство не имеет правового значения при рассмотрении дела с учетом предмета заявленного иска (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2019 по делу N А76-23398/2018 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 N 303-ЭС20-314).
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к повторению аргументов, изложенных в апелляционной жалобе, которые оценены судом и обоснованно отклонены. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены доводами кассационной жалобы и проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.10.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по делу N А61-1739/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив наличие у министерства права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его управлению по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Выводы судов согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 и от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284.
Апелляционный суд правомерно отклонил ссылку подателя жалобы на неудовлетворительное состояние спорного имущества. Данное обстоятельство не имеет правового значения при рассмотрении дела с учетом предмета заявленного иска (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2019 по делу N А76-23398/2018 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 N 303-ЭС20-314)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 апреля 2023 г. N Ф08-2854/23 по делу N А61-1739/2022