г. Краснодар |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А32-48976/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А, и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Берко М.В. (доверенность от 22.12.2022), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Северный дробильно-сортировочный узел" (ИНН 2308207097, ОГРН 1142308002187) - Соловьева И.В. (доверенность от 15.06.2021), рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2022 по делу N А32-48976/2020, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Северный дробильно-сортировочный узел" (далее - общество) со следующими требованиями:
- обязать общество за счет собственных средств в течение 2-х месяцев с момента вступления в законную силу решения разработать и согласовать с министерством проект лесовосстановления;
- провести работы по лесовосстановлению на площади 28,2076 га, равной площади вырубленных лесных насаждений из состава лесных участков, предназначенных для проведения компенсационного лесовосстановления, информация о которых размещена на официальном сайте министерства (уточненные требования, принятые судом первой инстанции к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Иск основан на положениях статей 1, 8, 12, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 3, 7, 8, 61, 63.1, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) и мотивирован следующим. Обществом (арендатором лесного участка в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых) не исполнена обязанность по лесовосстановлению на площади 28,2076 га, равной площади вырубленных лесных насаждений из состава лесных участков, предназначенных для проведения компенсационного лесовосстановления, в соответствии с проектом лесовосстановления, согласованным с министерством.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2022, в удовлетворении требований отказано.
Суды установили, что между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 16.10.2018 N 52/18. Лесной участок предоставлен арендатору для геологического изучения недр, разработки месторождения полезных ископаемых, заготовки древесины на срок до 07.12.2025. По условиям договора аренды (подпункт "н" пункта 3.4) на общество возложена обязанность осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке, в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов. Министерство указало, что согласно представленным в 2019 году обществом лесным декларациям на арендованном лесном участке осуществлена рубка лесных насаждений на площади 28,2076 га. При этом общество не обращалось в министерство с заявлением о проведении мероприятий по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению на землях лесного фонда Краснодарского края и не приступило к проектированию данных работ на площади 28,2076 га. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в арбитражный суд с иском. Суд первой инстанции при разрешении спора исходил из следующего. Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон N 212-ФЗ) не предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие. В этой связи статья 63.1 Лесного кодекса может быть применена только к договорам аренды, заключенным после 01.01.2019. Договор аренды лесного участка N 52/18 заключен сторонами 16.10.2018. На момент заключения договора ни лесным законодательством, ни проектом освоения лесов не была предусмотрена обязанность арендатора по выполнению работ по лесовосстановлению. Поскольку арендные правоотношения между сторонами возникли до вступления в силу Закона N 212-ФЗ, которым Лесной кодекс дополнен статьей 63.1, положения указанной нормы к рассматриваемому договору аренды применению не подлежат. Суд апелляционной инстанции принял во внимание правовые позиции, содержащиеся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 и от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959, согласно которым лесное законодательство является комплексной отраслью права, включающей нормы как частного, так и публичного права. Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, являются нормами публичного права и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры. В результате внесения изменений в часть 2 статьи 62 Лесного кодекса обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов, вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов. По смыслу статьи 63.1 Лесного кодекса работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. Поэтому апелляционный суд признал ошибочным вывод суда первой инстанций о неприменении положений статьи 63.1 Лесного кодекса (в соответствующей редакции) к спорным правоотношениям. Вместе с тем, материалы дела подтверждают, что лесной участок предоставлен обществу для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых и заготовке древесины. Данные сведения следует из договора, заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 21.11.2018 N 257, лесной декларации от 21.12.2018. Ответчиком представлены сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых (песчано-гравийная смесь) за 2017 год, за 2018 год, за 2019 год, из которых усматривается, что добычные работы в 2017 - 2019 годах не велись, объем запасов полезных ископаемых за указанный период не изменялся. Согласно Приложению 1 к лесной декларации от 21.12.2018 за 2019 год указаны объемы планируемой заготовки древесины и (или) заготовки живицы на площади лесосеки 28,2234 га в общем объеме 5 173,485. Из Приложения 2 лесной декларации от 21.12.2018 за 2019 год следует, что рубка лесных насаждений при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, не производилась. Ответчик в судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшихся 24.11.2022 и 01.12.2022, пояснил, что лесная декларация от 21.12.2018, по сути, представляет собой план действий общества в отношении спорного лесного участка на период с 01.01.2019 по 31.12.2019. При этом ответчик подтвердил, что геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых не велись, ввиду отсутствия (отзыва) необходимых лицензий. Доказательств обратного из материалов не следует, доводы общества об отсутствии факта вырубки лесных насаждений при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых министерством не опровергнуты. Суд апелляционной инстанции также учел, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (статья 29 Лесного кодекса). Заготовка живицы представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса; заготовка живицы осуществляется в лесах, которые предназначаются для заготовки древесины (статья 29 Лесного кодекса). В то же время указанная деятельность не входит в категории использования лесов, указанных в части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса. В условиях недоказанности министерством факта вырубки лесных насаждений обязанность по обеспечению лесовосстановления или лесоразведения на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не может быть вменена обществу. Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований министерства не имеется. Ошибочные выводы суда первой инстанции относительно применения норм права, не привели к принятию неверного судебного акта, поэтому основания для отмены решения отсутствуют.
Министерство обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба обоснована ссылками на нормы лесного законодательства и мотивирована следующим. Законодатель применил обратную силу закона и устранил правовые пробелы в правоприменительной практике, по статьям 62 - 63.1 Лесного кодекса. Обязанность общества по осуществлению лесовосстановления и лесоразведению следует из положений статьи 63.1 Лесного кодекса, введенной в действие с 01.01.2019. Согласно представленным в суд апелляционной инстанции министерством документам общество осуществило в 2019 году вырубку древесины на арендуемом лесном участке. Следовательно, ответчик обязан провести работы по лесовосстановлению на площади 28,2076 га, равной площади вырубленных лесных насаждений из состава лесных участков, предназначенных для проведения компенсационного лесовосстановления. Доказательствами ответчиком вырубки лесных насаждений при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработки месторождения полезных ископаемых, является лесная декларация от 21.12.208, поданная обществом, а также сведения ЕГАИС, которые представлены министерством в судебное заседание апелляционной инстанции, состоявшееся 25.11.2022.
От общества отзыв на жалобу в суд округа не поступил.
В судебном заседании представитель министерства поддерживал доводы жалобы, которую просил удовлетворить. Пояснил, что представленные министерством в апелляционный суд документы подтверждают факт вырубки арендатором в 2019 году лесных насаждений.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылался на соответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам и материалам дела, не подтверждающим в действительности факт вырубки лесных насаждений. Пояснил, что общество неоднократно предлагало министерству направить представителей для фиксации фактического использования лесного участка для целей опровержения (либо подтверждения) факта наличия (или отсутствия) на нем лесных насаждений, от чего истец уклонился.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 16.10.2018 N 52/18. Лесной участок предоставлен арендатору для геологического изучения недр, разработки месторождения полезных ископаемых, заготовки древесины на срок до 07.12.2025. По условиям договора аренды (подпункт "н" пункта 3.4) на общество возложена обязанность осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке, в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Как указало министерство, согласно представленным в 2019 году обществом лесным декларациям на арендованном лесном участке осуществлена рубка лесных насаждений на площади 28,2076 га. При этом общество не обращалось в министерство с заявлением о проведении мероприятий по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению на землях лесного фонда Краснодарского края и не приступило к проектированию данных работ на площади 28,2076 га. Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в арбитражный суд с иском.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 Лесного кодекса).
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом (части 1, 4 статьи 71 Лесного кодекса).
Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеющими приоритет перед нормами Гражданского кодекса и Земельного кодекса.
Статьей 12 Лесного кодекса определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление (часть 1, пункт 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса).
Статья 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом N 212-ФЗ (до 01.01.2019), устанавливала, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов; на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса (в редакции Закона N 212-ФЗ) лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Также Законом N 212-ФЗ Лесной кодекс дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 2 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 и от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959 изложил правовые позиции, согласно которым лесное законодательство является комплексной отраслью права, включающей нормы как частного, так и публичного права. Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, являются нормами публичного права и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры. В результате внесения изменений в часть 2 статьи 62 Лесного кодекса обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов, вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов. По смыслу статьи 63.1 Лесного кодекса работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений.
С учетом приведенных норм и правовых позиций, суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанций о неприменении положений статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакциях Законов N 212-ФЗ и N 303-ФЗ) к спорным правоотношениям. Изучив доводы и возражения сторон, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, апелляционный суд установил следующее. По имеющимся сведениям о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси) за 2017 - 2019 годы добычные работы не велись, объем запасов полезных ископаемых не изменялся. В Приложению 1 к лесной декларации от 21.12.2018 за 2019 год указаны объемы заготовки древесины и (или) заготовки живицы на площади лесосеки 28,2234 га в общем объеме 5 173,485. Из Приложения 2 лесной декларации от 21.12.2018 за 2019 год следует, что рубка лесных насаждений при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, не производилась. Апелляционный суд учел, что лесная декларация от 21.12.2018 представляет собой, по сути, план действий общества в отношении арендуемого лесного участка на период с 01.01.2019 по 31.12.2019. При этом, как пояснил ответчик, геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых, не велись ввиду отсутствия у общества необходимых лицензий. Доказательств обратного из материалов не следует, доводы общества об отсутствии факта вырубки лесных насаждений министерством не опровергнуты. Суд учел положения статьи 29 Лесного кодекса и принял во внимание, что деятельность по заготовке древесины и живицы не входит в категории использования лесов, указанных в части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса. В условиях недосказанности факта вырубки лесных насаждений обязанность по обеспечению лесовосстановления или лесоразведения на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не может быть вменена обществу.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы министерства о доказанности факта вырубки обществом в 2019 году древесины на арендуемом лесном участке, влекущего обязанность ответчика провести работы по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений из состава лесных участков, предназначенных для проведения компенсационного лесовосстановления, подлежат отклонению. Апелляционный суд, исследовав и оценив документы, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений, признал недоказанными обстоятельства, на которое министерство ссылается в подтверждение исковых требований. Податель жалобы не учитывает, что выяснение обстоятельств, касающихся существа заявленных исковых требований, связано с установлением фактических обстоятельств дела, исследованием и оценкой доказательств, что не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" разъяснено следующее. При проверке соответствия выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 Кодекса) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса). С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Кодекса), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Кодекса), не допускается.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Несогласие подателя с произведенной апелляционным судом оценкой представленных доказательств и фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении указанным судом норм материального и процессуального права. Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции не имеется (часть 2 статьи 287 Кодекса). Нарушения норм процессуального права, влекущие безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых министерством судебных актов, принимая во внимание, что апелляционный суд правомерно изменил содержательную часть решения суда первой инстанции.
Министерство (орган государственной власти субъекта Российской Федерации) освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2022 по делу N А32-48976/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом приведенных норм и правовых позиций, суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанций о неприменении положений статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакциях Законов N 212-ФЗ и N 303-ФЗ) к спорным правоотношениям. Изучив доводы и возражения сторон, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, апелляционный суд установил следующее. По имеющимся сведениям о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси) за 2017 - 2019 годы добычные работы не велись, объем запасов полезных ископаемых не изменялся. В Приложению 1 к лесной декларации от 21.12.2018 за 2019 год указаны объемы заготовки древесины и (или) заготовки живицы на площади лесосеки 28,2234 га в общем объеме 5 173,485. Из Приложения 2 лесной декларации от 21.12.2018 за 2019 год следует, что рубка лесных насаждений при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, не производилась. Апелляционный суд учел, что лесная декларация от 21.12.2018 представляет собой, по сути, план действий общества в отношении арендуемого лесного участка на период с 01.01.2019 по 31.12.2019. При этом, как пояснил ответчик, геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых, не велись ввиду отсутствия у общества необходимых лицензий. Доказательств обратного из материалов не следует, доводы общества об отсутствии факта вырубки лесных насаждений министерством не опровергнуты. Суд учел положения статьи 29 Лесного кодекса и принял во внимание, что деятельность по заготовке древесины и живицы не входит в категории использования лесов, указанных в части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса. В условиях недосказанности факта вырубки лесных насаждений обязанность по обеспечению лесовосстановления или лесоразведения на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не может быть вменена обществу.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 апреля 2023 г. N Ф08-909/23 по делу N А32-48976/2020