г. Краснодар |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А32-16057/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Тамахина А.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Спектр" (ИНН 2309134349, ОГРН 1122309006632) - Олейник М.В. (доверенность от 17.01.2022), в отсутствие истца - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спектр" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2022 по делу N А32-16057/2022, установил следующее.
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в арбитражный суд к ООО "Спектр" (далее - общество) с иском о взыскании 93 981 рубля 89 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением суда от 22.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.11.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт, которым отказать в иске. По мнению заявителя, обязанность по предоставлению в управление декларации о воздействии на окружающую среду исполнена обществом надлежащим образом и в установленные сроки; декларация подана через личный кабинет, но отклонена работником истца необоснованно;
технической поддержкой программного комплекса в ответе на запрос ответчика подтвержден факт того, что к декларации приложен 21 файл; обязанность по отслеживанию статуса поданной в управление декларации на общество не возложена.
В судебном заседании, состоявшемся 29.03.2023, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 05.04.2023, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте http://kad.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя общества.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на государственный учет поставлен объект общества, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и расположенный по адресу: Краснодарский край, Абинский район, ст. Холмская, территория металлургического завода (код объекта НВОС N 03-0123-001615-П (Производственная территория N2) II категория НВОС).
В марте 2021 года общество представило в управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Управление направило обществу требование от 20.10.2021 о представлении пояснений (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внесении соответствующих исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Согласно пояснениям общества 14.09.2020 через личный кабинет природопользователя оно направило в управление декларацию о воздействии на окружающую среду, поэтому применило повышающий коэффициент равный 25 к ставке платы (письмо от 25.11.2021 N 30591).
При проведении проверки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и представленных обществом пояснений управление посчитало неправомерным неприменение коэффициента 100 к ставке платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте общества, поскольку в отчетный период общество осуществляло деятельность в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу или декларации о воздействии на окружающую среду.
Управление установило, что декларация о воздействии на окружающую среду 15.10.2020 переведена в статус "Черновик", поскольку к ней обществом не приложены расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов (данные, указанные в декларации, не подтверждены расчетами), декларация не подписана электронно-цифровой подписью, поэтому факт предоставления обществом в управление декларации о воздействии на окружающую среду не подтвержден.
Последний день сдачи декларации о плате за негативное воздействие за 2020 год приходился на 10.03.2021. Присвоение декларации о воздействии на окружающую среду статуса "Черновик", предоставляет обществу возможность ее редактирования, однако с 15.10.2020 по 10.03.2021 обществом не предприняты меры по ее надлежащему направлению в управление.
Постановлением Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.01.2022 N 03-23-01-Ф-4, оставленным без изменения решением Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.02.2022 N 03-23-01-Ф-4/3, общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление составило акт от 17.12.2021 N 5 проведения контроля за начислением платы за негативное воздействие на окружающую среду и доначислило обществу 93 981 рубль 89 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Неоплата задолженности послужила основанием для обращения управления в арбитражный суд с иском.
Руководствуясь статьями 1, 16, 16.1, 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, суды первой и апелляционной инстанций признали правомерным расчет за негативное воздействие на окружающую среду, произведенный управлением с применением коэффициента равного 100, и удовлетворил иск.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (пункт 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 Закона N 7-ФЗ, и суммирования полученных величин.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
В пункте 8 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 31.2 Закона N 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (пункт 1). Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2). Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (пункт 4). Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 7).
Приказом Минприроды России от 11.10.2018 N 509 утверждены форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - приказ N 509).
Согласно пункту 23 приказа N 509 раздел IV заполняется на основании расчета допустимых выбросов, который прилагается к декларации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), согласно пункту 12(1) которых юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории и получившие до 01.01.2019 разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов и установленных лимитов используют формулы указанные в пунктах 17, 18, 18(1) названных Правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 названных Правил. В указанных формулах отсутствует сверхлимитный коэффициент.
Из третьего абзаца пункта 12 (1) Правил N 255 следует, что при превышении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18 (2), 20, 21 и 21 (1) названных Правил. В указанных формулах предусмотрено применение сверхлимитного коэффициента.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 25 установлен за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Как установлено судами, общество 10.03.2021 представило в управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, в которой по спорному объекту произвело расчет платы с применением коэффициента равного 25.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что объект общества относится к объекту II категории; декларацию о воздействии на окружающую среду по названному объекту общество в управление не предоставило; декларация о воздействии на окружающую среду 15.10.2020 переведена в статус "Черновик", поскольку к ней обществом не приложены расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов (данные, указанные в декларации, не подтверждены расчетами), декларация не подписана электронно-цифровой подписью, в связи с этим факт предоставления обществом в управления декларации о воздействии на окружающую среду не подтвержден; присвоение декларации о воздействии на окружающую среду статуса "Черновик", предоставляет обществу возможность для редактирования, однако с 15.10.2020 по 10.03.2021 обществом не предприняты меры по ее надлежащему направлению в управление после устранения нарушений; доказательств того, что поданной обществом декларация присвоен статус "Принято", в материалы дела не представлено; факт непредставления в надлежащем порядке декларации о воздействии на окружающую среду подтвержден постановлением Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.01.2022 N 03-23-01-Ф-4, оставленным без изменения решением Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.02.2022 N 03-23-01-Ф-4/3; доказательств того, что у общества в 2020 году имелись действующие и полученные до 01.01.2019 разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в материалах дела не имеется.
Таким образом, приняв во внимание, что фактически в 2020 году общество осуществляло деятельность в отсутствие необходимых разрешительных документов, устанавливающих нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суды пришли к верному выводу о правомерном доначислении обществу платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2020 год в сумме 93 981 рубля 89 копеек с применением коэффициента 100.
Арифметический расчет задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду судами проверен и признан верным.
Доводы заявителя кассационной жалобы о доказанности им факта предоставления в управление декларации о воздействии на окружающую среду и приложений к ней, о необоснованном отклонении работником управления представленных документов, подлежат отклонению, поскольку данные доводы сводятся к переоценке доказательств и установлению иных обстоятельств по спору, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
То обстоятельство, что технической поддержкой программного комплекса в ответе на запрос ответчика подтвержден факт того, что обществом к декларации приложен 21 файл (с расширениями файлов.docx,.png,.pdf), не подтверждает ни содержание данных файлов, ни возможность осуществления их чтения, ни соответствие декларации и приложений к ней требованиям Приказа Минприроды России от 11.10.2018 N 509, предъявляемым к их форме и содержанию.
При должной степени заботливости и осмотрительности у общества имелась возможность контролировать корректность заполнения и подачи декларации о воздействии на окружающую среду и приложений к ней, отслеживать статус поданных им документов в личном кабинете и своевременно устранять причины, препятствующие их подаче.
Судебные акты содержат оценку доказательств и доводов лиц, участвующих в рассмотрении спора, в обоснование их требований и возражений, раскрытых в ходе судебного разбирательства.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2022 по делу N А32-16057/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
А.В. Тамахин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 25 установлен за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
...
То обстоятельство, что технической поддержкой программного комплекса в ответе на запрос ответчика подтвержден факт того, что обществом к декларации приложен 21 файл (с расширениями файлов.docx,.png,.pdf), не подтверждает ни содержание данных файлов, ни возможность осуществления их чтения, ни соответствие декларации и приложений к ней требованиям Приказа Минприроды России от 11.10.2018 N 509, предъявляемым к их форме и содержанию."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 апреля 2023 г. N Ф08-572/23 по делу N А32-16057/2022