город Ростов-на-Дону |
|
15 ноября 2022 г. |
дело N А32-16057/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от ООО "Спектр": представитель Олейник М.В. по доверенности от 17.01.2022, диплом, паспорт;
от Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Топчиева С.К. по доверенности от 16.09.2022, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спектр"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2022 по делу N А32-16057/2022
по иску Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
к обществу с ограниченной ответственностью "Спектр" (ИНН 2309134349, ОГРН 1122309006632)
о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Спектр" (далее - Общество) о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 93981 руб. 89 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Обществом надлежащим образом исполнена обязанность по подаче декларации о воздействии на окружающую среду с необходимыми приложениями и не обязано было отслеживать дальнейшую историю обработки декларации.
У Управления не имелось оснований производить доначисления с применением повышающего коэффициента 100, как за непредставление декларации.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Управления об участии его представителя в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель ООО "Спектр" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Управления просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
В связи с прерыванием подключения Управления к судебному заседанию в режиме веб-конференции, в судебном заседании 07.11.2022, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 14.11.2022.
После перерыва стороны явку своих представителей в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
На государственный учёт объекта поставлен объект Общества, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), расположенного по адресу: Краснодарский край Абинский район станица Холмская территория металлургического завода с присвоением кода объекта НВОС N 03-0123-001615-П (Производственная территория N 2) II категория НВОС.
Обществом в адрес Управления представлена декларация о плате за НВОС за 2020 год 10.03.2021 N 4142451, в соответствии с разделом 1 которой коэффициент к ставке платы за выброс (Сверх ВРВ НДВ ТН ( Кср/Кпр) равен 25.
При этом, 14.09.2020 Общество направило в адрес Управления Декларацию о воздействии на окружающую среду с приложениями, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием системы "Личный кабинет природопользователя".
15.10.2020 поданной декларации Общества был присвоен статус "Черновик" по причине того, что форма и содержание декларации о воздействии на окружающую среду не соответствует требованиям Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11.10.2018 N 509.
24.12.2021 в Общество поступил ответ Управления на письменный запрос Общества о причинах отклонения декларации, согласно которому Обществом к декларации не были представлены приложения.
При расчёте суммы платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на объекте II категории N 03-0123-001615-П (Производственная территория N 2) в столбце (12) коэффициент к ставке платы за выброс (Сверх ВРВ, НДВ ТН (Кср / Кпр)) должен применяться коэффициент 100, так как в отчётный период Общество осуществляло свою деятельность в отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу или декларации о воздействии на окружающую среду, однако итоговая сумма начислена без применения коэффициента 100.
Управление пришло к выводу о том, что Общество не исполнило обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объёме в установленные сроки платы в полном объёме, что является нарушением требований статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", 17.12.2021 Управление был составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 5, который был получен Обществом 11.01.2022.
Управление направило Обществу требование о представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду от 20.10.2021 N 03-23-48Т, которое было получено Обществом 17.11.2021.
В результате Обществу надлежало в течение одного месяца оплатить исчисленную задолженность в размере 93981 руб. 69 копеек.
В связи с выявленными нарушениями, Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением Управления от 17.01.2022 N 03-23-01-Ф-4.
Общество в порядке подчинённости обжаловало постановление в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, которая решением от 11.02.2022 N 03-23-01-Ф-4/3 оставило постановление Управления от 17.01.2022 N 03-23-01-Ф-4 без изменения.
Обществом в добровольном порядке задолженность оплачена не была.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду (далее - НВОС) является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативными изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Статьёй 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
В соответствии с частью 3 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчётного периода в порядке, установленном статьёй 16.3 настоящего Федерального закона, с учётом корректировки её размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчётным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчётного периода.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Постановление N 255) определены правила, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
В соответствии с частью 7 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечёт за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определённого пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно Постановления N 255, а также в виду отсутствия у Общества для объекта негативного воздействия I категории, утверждённых нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или комплексного экологического разрешения, расчёт суммы платы за размещение отходов производства и потребления должен производиться с применением повышающего коэффициента, равного 25.
Материалами дела подтверждается, что декларации Общества о негативном воздействии 15.10.2020 был присвоен статус "Черновик" по причине отсутствия приложений.
Согласно запросам, направленным в техническую поддержку Росприроднадзора было установлено, что 21 приложение было прикреплено к декларации 14.09.2020. Причины, по которым данные приложения оказались не доступны к просмотру установить не представилось возможным.
Факт совершения Обществом правонарушения, подтверждается постановлением Управления от 17.01.2022 N 03-23-01-Ф-4, которым Общество было привлечено к административной ответственности по статье 8.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество в судебном порядке постановление Управления от 17.01.2022 N 03-23-01-Ф-4 не оспаривало.
Довод Общества о том, что у Управления не имелось правовых оснований для доначисления платы ввиду своевременного и в полном объёме направления декларации через личный кабинет природопользователя, апелляционный суд находит необоснованным.
Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 утверждён Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её формы (Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2017 N 45747), пунктом 9 которой предусмотрено, что датой представления декларации о плате в форме электронного документа считается дата её регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Датой представления декларации о плате на бумажном носителе считается отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.
Инструкции по авторизации в "Личном кабинете природопользователя", работе в системе, а также информация по заполнению отчётов и деклараций размещены по адресу в сети Интернет: https://lk.rpn.gov.ru/instructions.
Инструкция для природопользователя "Формирование декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в личном кабинете природопользователя" является инструкцией для природопользователя и описывает порядок формирования и отправки в электронном виде декларации о плате за негативное воздействие в личном кабинете природопользователя. Личный кабинет природопользователя (далее - ЛКПП, Личный кабинет) это информационный ресурс Росприроднадзора, который предназначен для формирования экологических отчетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и направления их в Росприроднадзор в электронном виде.
Согласно пункту 3 инструкции для природопользователя "Формирование декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в личном кабинете природопользователя" предусмотрено, что для отправки декларации с ЭЦП необходимо нажать на кнопку "Подписать и отправить", для предоставления отчета в бумажном виде необходимо нажать на кнопку "Отправить в бумажном виде". После отправки декларации в электронном виде с ЭЦП она изменит статус на "Ожидает рассмотрения". После выбора отправки декларации в бумажном виде она изменит статус на "Ожидается оригинал".
После того, как сотрудник территориального органа возьмёт в работу отправленную декларацию для проверки, декларация изменит статус на "На рассмотрении". После проверки декларации при корректности внесённых данных сотрудник территориального органа изменит статус декларации на "Принято", при обнаружении ошибок на "Отклонено".
В силу пункта 5 инструкции для природопользователя "Формирование декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в личном кабинете природопользователя", присвоение декларации статуса "Черновик", предоставляет возможность для её редактирования.
Таким образом, представляя декларацию в электронном виде посредством личного кабинета Общество должно было принять меря по отслеживанию факта передачи и её дальнейшей обработки Управлением.
Доказательства того, что поданной Обществом декларация присвоен статус "Принято", Обществом в материалы дела не представлены.
Доказательства повторной сдачи Обществом декларации, как и наличия объективных препятствий, не позволивших Обществу представить декларацию, в материалы дела не представлены.
Последний день сдачи декларации о плате за негативное воздействие является 10.03.2021, таким образом в период с 15.10.2020 по 10.03.2021 Обществом не были приняты меры по повторной отправке декларации.
Обществом в материалы дела не представлен контррасчёт или доказательства, свидетельствующие о полном выполнении обязательств по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за спорный период.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно поддержал выводы Управления о доначислении Обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 93981 руб. 69 коп., а исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2022 по делу N А32-16057/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16057/2022
Истец: Росприроднадзор по КК, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО СПЕКТР