г. Краснодар |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А32-26020/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края (ИНН 2352038000 ОГРН 1052329075721) - Игнатенко А.С. (доверенность от 03.04.2023), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192 ОГРН 1022301433813) - Наниз З.К. (доверенность от 22.02.2023), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Семенченко Александра Михайловича (ИНН 234800299751 ОГРНИП 304234810500281), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (отчет о публикации судебных актов в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по делу N А32-26020/2022, установил следующее.
Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 17.03.2022 по делу N РНП-23-165/2022. К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Семенченко Александра Михайловича (далее - предприниматель).
Решением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, требование удовлетворено, на управление возложена обязанность повторного рассмотрения заявления администрации от 10.03.2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр) предпринимателя и принять решение в соответствии с требованиями закона. Суд указал, что администрация исполнила свои обязательства и направила решение об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщику заказным письмом, вывод об отсутствии оснований для включения предпринимателя в реестр не соответствует обстоятельствам исполнения муниципального контракта.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось управление, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требования. Ссылается на отсутствие доказательства получения предпринимателем решения администрации об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта. В период рассмотрения вопроса о включении сведений в реестр контракт находился на стадии исполнения, решение заказчика о его одностороннем расторжении не вступило в силу.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 18.08.2021 администрация (заказчик) и предприниматель (поставщик) заключили муниципальный контракт N 08-06/56 на поставку щебня для проведения работ по грейдированию и отсыпке дорог местного значения Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - контракт), пунктом 1.1. которого поставщик обязался поставить заказчику щебень для проведения работ по грейдированию и отсыпке дорог местного значения Темрюкского городского поселения Темрюкского района в количестве (объеме) и с характеристиками согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта. Исходя из пункта 1.3 контракта исполнение обязательств по контракту оформляется товарной накладной (УПД), подписываемой сторонами. Поставщик поставляет заказчику товар и оказывает услуги, связанные с поставкой товара: доставку товара до места поставки, указанного в контракте; выполняет все виды погрузо-разгрузочных мероприятий. Цена контракта составила 1 100 тыс. рублей, НДС не облагается. Срок поставки товара - семь календарных дней с момента заключения контракта. В силу пункта 3.3 контракта обязанность по поставке товара считается исполненной с момента фактической передачи товара заказчику. Товар считается принятым заказчиком, а поставщик считается исполнившим обязательство по передаче товара заказчику, с момента подписания сторонами товарной накладной (УПД). Согласно пункту 3.12 контракта расчеты между сторонами производятся в следующем порядке: аванс не предусмотрен, заказчик производит оплату за фактически поставленный товар путем перечисления денежных средств в течение 30 дней с момента предоставления поставщиком счета-фактуры и/или счета, и подписанной обеими сторонами товарной накладной (универсального передаточного документа). В силу пункта 4.1.1 контракта поставщик обязуется при соблюдении всех условий контракта поставить заказчику товар и выполнить сопутствующие мероприятия, перечисленные в пункте 1.3 Контракта. Контракт вступает в силу с момента его заключения сторонами и действует по 30.09.2021. В пункте 9.1 контракта установлено, что окончание срока действия контракта не влечет за собой прекращения обязательств сторон, в том числе гарантийных обязательств поставщика, и не освобождает стороны от ответственности за его нарушение, если таковые имели место при исполнении условий контракта.
В связи с тем, что товар не был поставлен в установленный контрактом срок, 13.01.2022 администрация приняла решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), 10.03.2022 администрация обратилась в управление с заявлением о включении в реестр сведений в отношении предпринимателя. Решением управления от 17.03.2022 по делу N РНП-23-372/2018 управление отказалось включать сведения о предпринимателе в реестр и передавать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства. Администрация обжаловала решение управления в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование, суд установил, что 13.01.2022 администрация приняла решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, это решение размещено в ЕИС 10.03.2022 и направлено предпринимателю 18.01.2022 (почтовый идентификационный номер 35350049038295). Из материалов дела следует, что решение администрации об одностороннем отказе от исполнения контракта принято в отделении связи г. Темрюк 18.01.2022 в 14 час. 09 мин. (почтовый идентификационный номер 35350049038295), 24.01.2022 прибыло в место вручения (п. Ильский), 25.01.2022 и 24.02.2022 возвращено отправителю. Дополнительно на сайте www.zakupki.gov.ru в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил 10.03.2022. Таким образом, заказчик достиг цели направления исполнителю уведомления о расторжении контракта.
В силу пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы. Исходя из части 2 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в таком случае размещение заказчиком в ЕИС извещения об осуществлении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта не требуется. Однако он обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке, обосновав невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.
Из письменных пояснений предпринимателя в управление от 17.03.2022 следует, что муниципальный контракт с администрацией 18.08.2021 он заключил "напрямую, то есть без проведения конкурентной процедуры, без публикации закупки на электронной площадке" (л.д. 55 - 62). Из решения администрации от 13.01.2022 об одностороннем отказе от исполнения этого контракта также усматривается, что муниципальный контракт от 18.08.2021 заключен в целях ликвидации последствия чрезвычайной ситуации на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района в соответствии с постановлением администрации от 13.08.2021 N 860 "О введении режима функционирования "Чрезвычайная ситуация" на территории Темрюкского городского поселения Темрюкский район"", для чего пунктом 3.2 контракта на исполнителя и возлагалось срочное (в течение семи календарных дней с момента заключения контракта) его исполнение, отсутствие авансовых платежей (пункт 3.12), что поставило под угрозу выполнение неотложных мероприятий по грейдированию и отсыпке дорог местного значения, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Пунктом 4.4.3 контракта также предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в связи с чем заказчик отказался от исполнения контракта на сумму неисполненных обязательств в размере 1 100 тыс. рублей.
Суд проверил и отклонил ссылки управления на непредставление доказательств получения предпринимателем решения от 18.01.2022 и необходимости исчисления срока вступления в силу решения заказчика в таком случае по истечении установленного пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) десятидневного срока со дня уведомления о расторжении контракта в одностороннем порядке. Доводы управления в этой части направлены на переоценку исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Согласно пункту 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Кодекса). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 Кодекса).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закон N 44-ФЗ). Соблюдение этого требования заказчиком при извещении исполнителя об одностороннем расторжении контракта через органы почтовой связи по названному им в контракте адресу суд проверил и счел его выполненным.
С учетом конкретных обстоятельств дела, выводы о наличии которых подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, суд счел не имеющими правого значения ссылки на неуведомление заказчиком предпринимателя об одностороннем расторжении муниципального контракта до размещения сведений об этом в ЕИС. Установление срока вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено на предоставление поставщику возможности принять меры к исполнению контракта, чего в настоящем деле суд не установил. Суд также учел длительное неисполнение предпринимателем контракта, несмотря на ограниченной срок его действия (7 дней), фактическое затягивание его исполнение, в том числе путем направления 11.11.2021 письма о повышении стоимости щебня (о чем сообщает сам исполнитель в ответе управлению 17.03.2022).
Суд при рассмотрении дела учел всю совокупность обстоятельств, свидетельствующих о длительном неисполнении предпринимателем контракта; предложения предпринимателя рассмотреть возможность поставки альтернативного товара, увеличить цену поставляемой продукции или расторгнуть контракт по соглашению сторон; непредставление в материалы дела доказательств об ином, кроме названного им при участии в аукционе и контракте местонахождении, а также доведения до сведения обслуживающего его по территориальному признаку органа почтовой связи информации о фактическом местонахождении, отказ от исполнения контракта в оставшейся неисполненной части (менее трети от общей суммы) части, непринятие подрядчиком мер к оспариванию решения администрации об одностороннем отказе от исполнения контракта. С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по делу N А32-26020/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд проверил и отклонил ссылки управления на непредставление доказательств получения предпринимателем решения от 18.01.2022 и необходимости исчисления срока вступления в силу решения заказчика в таком случае по истечении установленного пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) десятидневного срока со дня уведомления о расторжении контракта в одностороннем порядке. Доводы управления в этой части направлены на переоценку исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Согласно пункту 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Кодекса). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 Кодекса).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 апреля 2023 г. N Ф08-2536/23 по делу N А32-26020/2022