г. Краснодар |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А25-1278/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., в отсутствие в судебном заседании истцов: Министерства экономического развития Российской Федерации (ИНН 7710349494, ОГРН 1027700575385), акционерного общества "Кавказ. РФ" (ИНН 2631054210, ОГРН 1102648000950), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Сосны" (ИНН 0912004041, ОГРН 1150912000161) и третьего лица - администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Сосны" и Министерства экономического развития Российской Федерации на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 04.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2022 по делу N А25-1278/2021, установил следующее.
Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - министерство) и АО "Кавказ. РФ" (далее - компания) обратились в арбитражный суд с иском к ООО "Сосны" (далее - общество) о расторжении соглашения от 31.12.2015 N С-900-АЦ/Д14 об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории Зеленчукского и Урупского районов Карачаево-Черкесской Республики (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2018 N С-011-ОР/ДИП) (далее - соглашение), о взыскании 5 млн рублей штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - администрация).
Решением от 04.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.12.2022, иск удовлетворен частично, соглашение расторгнуто, с общества в пользу министерства взыскан штраф в размере 1 млн рублей, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе министерство просит изменить судебные акты, удовлетворить иск в части штрафа в полном объеме, считая необоснованным снижение судами первой и апелляционной инстанций размера штрафа. Установленный соглашением размер инвестиций составляет 1 млрд рублей, размер фактически осуществленных ответчиком инвестиций составляет 13 680 тыс. рублей. Сумма инвестиций, предусмотренная пунктом 2.5.2 соглашения, за вычетом суммы фактически осуществленных резидентом инвестиций составляет 986 320 тыс. рублей, штраф в размере 5% составляет 49 316 тыс. рублей. Из открытых источников информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следует, что уставной капитал ответчика составляет 6 500 тыс. рублей, что свидетельствует о наличии у общества возможности оплаты штрафа в заявленном размере (5 млн рублей).
Общество в кассационной жалобе просит отменить судебные акты и отказать в иске, ссылаясь на следующее. Неисполнение обязательств по соглашению явилось результатом непредставления министерством и компанией необходимых технических условий и мощностей, воспрепятствование ими любым попыткам резидента урегулировать сложившуюся ситуацию. Денежные средства (фактически осуществленные ответчиком инвестиции) на сумму 15 млн рублей министерство возвращать не намерено, поэтому они являются убытками, понесенными обществом в рамках заключенного соглашения.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 31.12.2015 министерство, АО "Курорты Северного Кавказа" (после смены наименования - компания; управляющая компания) и общество (резидент) заключили соглашение N С900-АЦ/Д14, предмет которого является осуществление резидентом туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне в соответствии с бизнес-планом, а именно: создание и эксплуатация резидентом гостиничного комплекса "Сосны" общей площадью не менее 4522 кв. м на территории ВТРК "Архыз" в соответствии с прилагаемым к соглашению бизнес-планом; создание управляющей компанией объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных соглашением, характеристики которых отвечают необходимым потребностям резидента.
Пунктом 2.5 соглашения сторонами определены обязанности резидента.
Срок действия соглашения - с даты его подписания до 14.10.2059 (пункт 3.1 соглашения).
Согласно пункту 4.6 соглашение может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением условий соглашения другой стороной, существенным изменением обстоятельств, а также по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22.07.2015 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ).
В силу пункта 4.7 соглашения существенными нарушениями являются нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 20 Закона N 116-ФЗ.
В силу пункта 5.2 соглашения при досрочном прекращении действия соглашения в связи с существенными нарушениями резидентом его условий лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, обязано уплатить штраф в размере 5% от суммы инвестиций, предусмотренной пунктом 2.5.2 соглашения, за вычетом объема инвестиций, осуществленных на дату утраты статуса резидента особой экономической зоны, но не более 5 млн рублей и не менее 150 тыс. рублей.
При внеплановой проверке исполнения обществом условий соглашения составлен акт от 05.10.2017 N 3 ввиду выявления следующих нарушений: пункта 2.5.1 соглашения - резидентом не осуществляется туристско-рекреационная деятельность, предусмотренная соглашением; пункт 2.5.2 соглашения - неосуществление резидентом инвестиций в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением и прилагаемым к нему бизнес-планом. В ходе проведения проверки также установлены иные нарушения резидентом условий соглашения: нарушен срок подачи заявления о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны (пункт 2.5.3 соглашения); пункт 2.5.8 соглашения - резидентом не представлены к проверке документы, подтверждающие предоставление в управляющую компанию расчета объемов потребления ресурсов и коммунальных услуг; пункт 2.5.9 соглашения - не осуществляется строительство объекта в порядке, на условиях и в сроки, предусмотренные бизнес-планом; не соблюдены условия, предусмотренные пунктами 2.5.14, 2.5.15 соглашения.
Министерство направило обществу уведомление от 19.10.2017 N АС-3-04255 об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки.
В ходе внеплановой проверки, проведенной 06.03.2018, составлен акт от 06.03.2018 N 19, которым установлено, что резидент не устранил нарушения, указанные в уведомлении.
В связи с внесением изменений в бизнес-план с целью заключения дополнительного соглашения к соглашению общество в адрес управляющей организации направило письмо от 06.03.2018 N 6, в котором просило рассмотреть вопрос о возможности увеличения необходимых ресурсов.
8 июня 2018 года Наблюдательный совет туристско-рекреационной особой экономической зоны на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики принял решение поддержать бизнес-план проекта "Строительство и эксплуатация гостиничного комплекса ООО "Сосны" в поселке Романтик", а также рекомендовал Минкавказу России рассмотреть вопрос об изменении условий соглашения.
26 июня 2018 года в адрес Министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа ответчиком направлено заявление на внесение изменений в спорное соглашение.
19 декабря 2018 года сторонами соглашения заключено дополнительное соглашение N С-011-ОР/ДИП, согласно которому предмет соглашения изложен в следующей редакции:
"Строительство и эксплуатация гостиницы "Сосны" в пос. Романтик на территории ВТРК "Архыз" вместимостью 420 человек (с возможностью предоставления дополнительных мест размещения - 157 мест), включающее в себя встроенный ресторан на 300 мест, лаунж-бар на 70 посадочных мест, прачечную, мастерскую бытовых услуг, парикмахерскую и бутики, сдаваемые в аренду, парковку на 90 машиномест, конференц-зал на 120 посадочных мест, СПА-центр (баня, бассейн, процедурный кабинет, массажный кабинет, тренажерный зал), фито-бар на 20 посадочных мест при СПА- центре, детский досуговый центр, хранилище для спортивного инвентаря, прокат спортивного снаряжения - лыж и сноубордов (50 пар) в зимний сезон и летнего спортивного инвентаря в летний сезон;
- строительство и эксплуатация хостела в пос. Романтик на территории ВТРК "Архыз" вместимостью 204 человека, включающее в себя кафе на 70 мест с караоке и зоной настольных игр, бильярд;
- строительство и эксплуатация комплекса шале в пос. Романтик на территории ВТРК "Архыз", состоящего из 10 коттеджей вместимостью 80 человек, с возможностью предоставления дополнительных мест размещения - 40 мест".
Пункт 2.5.2 соглашения изложен в следующей редакции: "в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, осуществить инвестиции в сумме не менее чем 1 млрд рублей, в том числе капитальные вложения в сумме не менее чем 1 млрд рублей".
Пункт 2.5.9 соглашения изложен в следующей редакции: "осуществлять строительство объекта в порядке, на условиях и в сроки предусмотренные бизнес-планом и проектной документацией в том числе:
- Гостиница "Сосны": строительно-монтажные работы в срок до 01.10.2020, введение в эксплуатацию в срок до 01.12.2020;
- Хостел: строительно-монтажные работы в срок до 01.10.2019, введение в эксплуатацию в срок до 01.12.2019;
- Комплекс Шале: строительно-монтажные работы в срок до 01.11.2020, введение в эксплуатацию в срок до 01.12.2020".
28 апреля 2020 года общество направило в адрес компании заявления N 3, 4 о выдаче технических условий и пересмотре сроков реализации бизнес-плана.
Письмом от 16.06.2020 N 60-20-1328 компания сообщила, что запрос общества по предоставлению дополнительных мощностей не может быть удовлетворен ввиду того, что данные потребности не предусмотрены действующим соглашением.
В период с 3 по 16 августа 2020 года при проведении плановой проверки на предмет исполнения условий соглашения составлен акт от 21.08.2020 N 5ПП-2020 и установлены следующие нарушения: пункта 2.5.1 соглашения - не осуществляется туристско-рекреационная деятельность, предусмотренная соглашением; пункта 2.5.2 - неосуществление резидентом инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением и прилагаемым к нему бизнес-планом; пункта 2.5.9 соглашения - резидентом не осуществляется строительство объекта в порядке, на условиях и в сроки, предусмотренные бизнес-планом и проектной документацией; резидентом не представлены документы, подтверждающие исполнение обязательств, установленных пунктами 2.5.3 - 2.5.8, 2.5.10 - 2.5.15 соглашения;
пункта 2.5.16 - информация, необходимая для осуществления контроля за выполнением условий соглашения, представлена резидентом не в полном объеме.
Министерство направило обществу уведомление от 17.09.2020 N Д36и-30465 об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки.
Письмом от 28.09.2020 N 7 ответчик сообщил министерству о несогласии с выводами, отраженными в акте от 21.08.2020 N 5ПП-2020. Общество указало, что в отсутствие технических условий не представляется возможным разработать проектную документацию, получить разрешение на строительство и осуществлять работы по возведению объекта. Общество готово приступить к исполнению своих обязательств по соглашению в течение 2-х недель с момента получения от компании технических условий, соответствующих дополнительному соглашению и актуальному бизнес-плану.
28 сентября 2020 года общество повторно направило компании заявление N 6 о выдаче технических условий и пересмотре сроков реализации бизнес-плана.
На основании приказа министерства от 22.10.2020 N 694 "О проведении внеплановых проверок резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики" проведена проверка и установлено, что резидентом в указанные в уведомлении сроки не устранены существенные нарушения соглашения, а именно: неосуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности и неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, предусмотренные указанным соглашением.
30 декабря 2020 года министерство направило обществу письмо, в котором указало, что в ходе корректировки резидентом в 2018 году параметров проекта, изменения в отношении необходимых объектов и мощностей инфраструктуры не были отражены в дополнительном соглашении к соглашению. Запрос общества по предоставлению дополнительной мощности не может быть удовлетворен компанией, поскольку данные потребности не предусмотрены действующим соглашением. Министерство разъяснило резиденту право обратиться в министерство с заявлением об изменении условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.
Письмом от 25.01.2021 N 1 общество сообщило о готовности предоставить заявление на изменение условий соглашения и скорректированный бизнес-план.
9 апреля 2021 года письмом N Д36и-10763 министерство отказало в поддержке бизнес-плана общества в связи с его несоответствием критериям оценки бизнес-плана, утвержденным приказом министерства от 31.08.2016 N 560, а также в связи с неоднократными нарушениями резидентом обязательств по соглашению, в том числе существенными в соответствии с положениями Закона N 116-ФЗ.
Указывая на существенное нарушение обществом условий соглашения, министерство направило последнему требование о расторжении соглашения (письмо от 16.04.2021 N Д36и-11586), считая свои права нарушенными, обратилось в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), положениями Закона N 116-ФЗ, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц, оценив взаимные обязательства сторон и условия соглашения в совокупности с имеющимися в деле документами, установив факт существенного нарушения ответчиком условий соглашения, непредставление резидентом доказательств оперативного устранения выявленных нарушений, суд удовлетворил исковые требования, расторг договор и взыскал штраф, уменьшив его размер до 1 млн рублей на основании статьи 333 Кодекса.
Возникшие отношения сторон соглашения регулируются, в том числе Законом N 116-ФЗ.
В силу части 2 статьи 20 Закона N 116-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной.
Согласно части 3 статьи 20 Закона N 116-ФЗ существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности является:
1) осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности;
2) неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 названного Федерального закона, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Закона N 116-ФЗ факта неосуществления деятельности;
3) непредставление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 Закона N 116-ФЗ, в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности;
4) неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.
Суды установили, что нарушение существенных условий соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2018 N С011-ОР/ДИП), в частности: неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, предусмотренные спорным соглашением, непредставление в уполномоченный орган в установленный срок проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования, подтверждается актом внеплановой проверки. Отсутствие указанных нарушений обществом документально не опровергнуто. Сведения об устранении выявленных нарушений в материалах дела отсутствуют.
Суды указали, что ответчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, должен был проявить необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру спорного обязательства, и принять все необходимые меры для надлежащего его исполнения.
Отклоняя доводы общества о том, что бездействие компании по исполнению своих обязательств в части решения вопроса о выдаче технических условий подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям, создало препятствие в надлежащем исполнении резидентом обязательств по соглашению, суды исходили из того, что условиями соглашения исполнение обязательств резидента не поставлено в зависимость от исполнения обязательств управляющей компании.
Кроме того, статьей 18 Законом N 116-ФЗ резиденту особой экономической зоны предоставлено право вносить изменения в условия соглашения об осуществлении деятельности в соответствии с критериями оценки бизнес-плана, утвержденного приказом министерства от 31.08.2016 N 560, следовательно, резидент имеет право в случае изменения сроков реализации проекта, объемов инвестиций, изменения экономической ситуации в установленном порядке ходатайствовать о внесении изменений в условия соглашения, что позволит исключить применение к нему ответственности. При этом действующее законодательство не ограничивает количество таких обращений. Между тем доказательств обращения резидента с заявлением об изменении технических условий применительно к изменившемуся дополнительным соглашением бизнес-плану ответчик не представил суду.
Доводы кассационной жалобы министерства о необоснованном снижении судами первой и апелляционной инстанций размера штрафа отклоняются.
Суд кассационной инстанции не вправе снизить или увеличить размер взысканной неустойки на основании статьи 333 Кодекса по мотиву несоответствия ее последствиям нарушения обязательства, а равно отменить или изменить решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции в части снижения неустойки, поскольку определение судом конкретного размера неустойки не является выводом о применении нормы права (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Рассмотрев ходатайство ответчика о снижении штрафа и оценив представленные в дело документы по правилам норм статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства дела, действия сторон в сложившихся правоотношениях в спорный период, руководствуясь принципами разумности и соразмерности, необходимости соблюдения баланса интересов сторон, суды пришли к выводу о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств и снизили размер штрафа (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Полномочий для переоценки указанного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в силу норм статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационных жалоб не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 04.04.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2022 по делу N А25-1278/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что ответчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, должен был проявить необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру спорного обязательства, и принять все необходимые меры для надлежащего его исполнения.
Отклоняя доводы общества о том, что бездействие компании по исполнению своих обязательств в части решения вопроса о выдаче технических условий подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям, создало препятствие в надлежащем исполнении резидентом обязательств по соглашению, суды исходили из того, что условиями соглашения исполнение обязательств резидента не поставлено в зависимость от исполнения обязательств управляющей компании.
Кроме того, статьей 18 Законом N 116-ФЗ резиденту особой экономической зоны предоставлено право вносить изменения в условия соглашения об осуществлении деятельности в соответствии с критериями оценки бизнес-плана, утвержденного приказом министерства от 31.08.2016 N 560, следовательно, резидент имеет право в случае изменения сроков реализации проекта, объемов инвестиций, изменения экономической ситуации в установленном порядке ходатайствовать о внесении изменений в условия соглашения, что позволит исключить применение к нему ответственности. При этом действующее законодательство не ограничивает количество таких обращений. Между тем доказательств обращения резидента с заявлением об изменении технических условий применительно к изменившемуся дополнительным соглашением бизнес-плану ответчик не представил суду."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 апреля 2023 г. N Ф08-2537/23 по делу N А25-1278/2021
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2537/2023
12.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-327/2022
04.04.2022 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1278/2021
22.02.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-327/2022