г. Краснодар |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А32-49123/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Лесные угодья" (ИНН 2315156781, ОГРН 1092315006376) - Серкина И.В. (доверенность от 21.04.2021) и Мельникова Д.И. (адвокат, ордер), от ответчика - министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Крохмаль Д.А. (доверенность от 20.12.2022), в отсутствие третьего лица - департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесные угодья" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2022 по делу N А32-49123/2021, установил следующее.
ООО "Лесные угодья" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) об урегулировании разногласий при заключении договора от 01.03.2021 N 6/21 аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, понуждении министерства подписать данный договор аренды лесного участка в соответствии с типовой формой договора аренды, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 542 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков" в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта в редакции общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.10.2022 исковое заявление удовлетворено. Судебный акт мотивирован наличием оснований для применения при расчете арендной платы по договору понижающих коэффициентов, необходимостью внесения в договор сведений о характеристиках лесного участка и актуальных реквизитах арендатора.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2022 решение от 06.10.2022 отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового заявления. Суд апелляционной инстанции указал, что расчет арендной платы, приведенный министерством в договоре, соответствует действующему законодательству. Пункт 2.1 договора предусматривает, что арендная плата за этот участок определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс). Следовательно, такая плата является регулируемой и стороны не вправе применять иной размер платы, независимо от внесения изменений в условия спорного договора. В рамках настоящего дела истец также просил урегулировать разногласия путем включения в приложения N 2 и 5 к договору сведений о наличии обременений спорных лесных участков в виде указания на договор аренды лесного участка от 23.04.2020 N 10-04а-20, ранее заключенный сторонами, а также на нахождение на участке незарегистрированного строения, отсутствие межевых знаков. В то же время порядок заключения договора аренды лесных участков регламентирован нормами Лесного кодекса, поэтому подлежат применению нормы специального законодательства, включая совокупность подзаконных нормативных правовых актов. Типовая форма договора аренды лесного участка утверждена приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 542. В пункте 7.5 договора предусмотрено, что включение в него положений, не предусмотренных типовым договором аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, не допускается. Кроме того, необходимость указания в характеристиках лесного участка (приложение N 2) и в акте приема-передачи лесных участков (приложение N 5) сведений о ранее заключенном с обществом договоре аренды от 23.04.2020 N 10-04а-20, а также о наличии строения, истец нормативно не обосновал. Отражение таких сведений типовой формой договора не предусмотрено. Ссылка общества на наличие разногласий по указанию в реквизитах сторон договора иного адреса арендатора отклонена, поскольку в ответ на протокол разногласий министерство в письме от 14.05.2021 указало, что не возражает против отражения в договоре иного адреса арендатора. Указанные истцом разногласия в части обременений и реквизитов сторон не касаются существенных условий договора, следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), в отсутствие воли истца, понуждение его к включению в договор аренды данных условий является неправомерным.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных апелляционным судом выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить постановление и оставить в силе решение. Податель жалобы указывает, что правомерно требует внесения изменений в условия договора аренды лесного участка. Выводы апелляционного суда не основаны на содержании имеющихся в деле доказательств.
Министерство представило отзыв, в котором просило отказать в удовлетворении кассационной жалобы общества.
В заседании представители общества и министерства поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду без проведения торгов.
Министерство 10.03.2021 направило обществу для подписания договор аренды лесного участка от 01.03.2021 N 6/21.
Общество 04.04.2021 направило в адрес министерства протокол разногласий к договору.
В письме от 14.05.2021 министерство указало, что договор аренды подготовлен в соответствии с приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 542 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков". Согласно пункту 7.5 договора включение в него условий, не предусмотренных типовым договором, не допускается. Разногласия, указанные в протоколе, не принимаются. Коэффициенты 0,5 и 0,75 применяются только к лесным землям. Министерство также указало, что не возражает против указания в договоре иного адреса арендатора (т. 1, л. д. 98, 99).
Поскольку соглашения относительно спорных условий договора аренды лесного участка стороны не достигли, разногласия переданы на разрешение арбитражного суда.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Гражданским кодексом допускается передача разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда. Условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статьи 445 и 446 данного Кодекса).
В пункте 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, приведена правовая позиция о том, что разрешение судом спора о наличии разногласий по конкретным условиям подлежащего заключению договора сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и определению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 94 Лесного кодекса использование лесов в Российской Федерации является платным; за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
В силу части 1 статьи 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 этой статьи). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 этой статьи).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N 310), по смыслу которого размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и объемов предоставляемых в пользование лесных ресурсов.
Договор от 01.03.2021 N 6/21 предусматривает передачу арендатору лесного участка из состава земель лесного фонда площадью 3,4575 га, находящегося в Геленджикском лесничестве, Пшадском участковом лесничестве, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Абзацем третьим пункта 8 примечаний к таблице 16 постановления N 310 (Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов) установлено, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что возможность ее применения находится в зависимости только от наличия факта нарушения земель в силу естественно-географических условий или вследствие негативного воздействия на них определенных факторов, в силу чего на такой площади участка не могут произрастать древесные породы лесных насаждений (или находятся редины).
Следовательно, рассматривающий понижающий коэффициент применяются исходя из фактического состояния конкретного арендуемого лесного участка, обладающего в силу тех или иных объективных причин определенными свойствами.
В данном случае следует учитывать, что постановление N 310 в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. При этом отнесение соответствующих земель к нелесным не исключает возможности применения к ним коэффициента 0,75, утвержденного постановлением N 310.
С учетом изложенного для правильного применения названного понижающего коэффициента необходимо установить, что на части лесного участка, переданного в аренду, в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений.
Мотивированные выводы (со ссылкой на представленные в дело доказательства; т. 1, л. д. 169 - 188) применительно к определенной части лесного участка в решении от 06.10.2022 отсутствуют, что не позволяет признать обоснованным указание суда первой инстанции о необходимости применения понижающего коэффициента 0,75, предусмотренного абзацем третьим пункта 8 примечаний к таблице 16 постановления N 310.
Расчет размера арендной платы в редакции арендатора содержит также указание на применение понижающего коэффициента 0,5 (т. 1, л. д. 92).
Согласно абзацу четвертому пункта 8 к таблице 16 постановления N 310 при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,5.
Этот коэффициент применяется к участкам, занятым просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями. Данный перечень объектов в составе лесных участков является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Обстоятельства, связанные с нахождением в составе переданного арендатору участка указанных объектов (просеки, дороги, болота, каменистые россыпи), суд первой инстанции не установил.
В то же время суд округа не может признать обоснованным и вывод апелляционного суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска общества в полном объеме. Отнесение арендной платы по договору к регулируемой не исключало обязанности суда в целях устранения неопределенности в отношениях сторон установить содержание спорного условия договора.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 сформулирована следующая правовая позиция. Если стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, то независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Кроме того, наличие типовой формы договора аренды не исключает необходимости актуального и корректного изложения предусмотренных в такой форме сведений. В частности, информации о правах третьих лиц, а также об объектах, находящихся в границах лесного участка (приложение N 2 и 5 к договору). В рассматриваемом случае арендатор не требовал исключения (включения) положений типовой формы, поэтому ссылка апелляционного суда на пункт 7.5 договора ошибочна.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку суды не установили обстоятельства, необходимые для правильного разрешения искового заявления общества, а в силу требований части 2 статьи 287 Кодекса у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по установлению дополнительных обстоятельств и исследованию доказательств, решение и постановление следует отменить. Для установления обстоятельств, требуемых для правильного разрешения спора, необходимы полномочия суда первой инстанции, поэтому дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую оценку доводам лиц, участвующим в деле, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения иска, в том числе установить актуальные характеристики лесного участка, позволяющие сделать вывод о наличии (отсутствии) условий для применения понижающих коэффициентов, обременений и объектов, информация о которых подлежит отражению в договоре, после чего определить спорные условия договора аренды с правильным применением норм материального и процессуального права.
Расходы общества по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе распределить по результатам нового рассмотрения дела.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2022 по делу N А32-49123/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из буквального толкования указанной нормы следует, что возможность ее применения находится в зависимости только от наличия факта нарушения земель в силу естественно-географических условий или вследствие негативного воздействия на них определенных факторов, в силу чего на такой площади участка не могут произрастать древесные породы лесных насаждений (или находятся редины).
Следовательно, рассматривающий понижающий коэффициент применяются исходя из фактического состояния конкретного арендуемого лесного участка, обладающего в силу тех или иных объективных причин определенными свойствами.
В данном случае следует учитывать, что постановление N 310 в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. При этом отнесение соответствующих земель к нелесным не исключает возможности применения к ним коэффициента 0,75, утвержденного постановлением N 310.
...
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 сформулирована следующая правовая позиция. Если стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, то независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2023 г. N Ф08-2752/23 по делу N А32-49123/2021