г. Краснодар |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А32-6361/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титаренко Ю.Н., и участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы вэб-конференции, от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "МБФ Девелопмент" (ИНН 7707367729, ОГРН 1167746535351) - Соколовой В.Е. (доверенность от 27.07.2022), от органа, осуществляющего публичные полномочия - управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (ИНН 2304038722, ОГРН 1022300778873) - Анашкина В.Н. (доверенность от 01.11.2022), в отсутствие третьего лица - администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МБФ Девелопмент" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 по делу N А32-6361/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "МБФ Девелопмент" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - управление архитектуры, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просило:
- признать недействительными разделы 1, 5 градостроительного плана земельного участка от 30.11.2021 N РФ-23-3-03-0-00-2021-10819, подготовленного в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:52, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Набережная, д. 11;
- обязать уполномоченный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Требования основаны на нормах статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), статей 197 - 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Заявление мотивировано тем, что уполномоченный орган в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:52 недостоверные сведения об отнесении его к первой зоне санитарной охране курорта. Действия управления архитектуры, выдавшей заявителю градостроительный план, содержащий оспариваемые сведения, нарушают права общества на получение градостроительного документа, содержащего достоверные и актуальные сведения о земельном участке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суды установили, что общество обратилось 11.11.2021 (за N 13587) в управление архитектуры с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:52, расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Набережная, д. 11 с разрешенным использованием - для размещения апартамент-отелей с общекурортной набережной и пляжной зоной. По результатам обращения подготовлен градостроительный план земельного участка от 30.11.2021 N РФ-23-3-03-0-00-2021-10819 от 30.11.2021, в котором содержится информация о расположении земельного участка в первой зоне санитарной охраны курорта. Общество, ссылаясь на несоответствие указанных сведений градостроительного плана действующему законодательству и обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2008 по делу А32-20451/2006, а также нарушающих его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 2, 9, 23, 30, 34, 57.3 Градостроительного кодекса, статей 27, 94, 96 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьи 57 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Учтены также нормы Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и правовые позиции, содержащиеся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13. Суды исходили из того, что общество фактически оспаривает установление в отношении принадлежащего ему на праве аренды земельного участка к первой зоне санитарной охраны курорта. Сведения о расположении земельного участка в первой зоне санитарной охраны курорта внесены в документы территориального планирования и градостроительного зонирования в соответствии с границами зон санитарной охраны округа Геленджикской группы курорта, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 N 494. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении положений об округах санаторной и горно-санаторной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (далее - постановление N 1425) в отношении участка был установлен режим первой зоны. Соответствующий режим устанавливается для месторождений минеральных вод (скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. Кроме этого, пунктом 12 постановления N 1425 для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Земельный участок с кадастровым номером 23:40:0401030:52 входит в эту зону. Постановление Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 N 494 не отменено и является действующим. Поэтому информация о расположении земельного участка в первой зоне округа санитарной охраны курорта была внесена в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Геленджик. Общество в установленном законом порядке документ территориального планирования (Генеральный план) и градостроительного зонирования (Правила землепользования и застройки) в части внесения сведений о первой зоне санитарной охраны курорта, не оспаривало. Следовательно, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, удовлетворить заявленные требования или направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба обоснована ссылками на нормы градостроительного, земельного законодательства и мотивирована следующим. Вывод судебных инстанций о правомерности установления для земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:52 первой зоны санитарной охраны курорта не основан на законе и материалах дела, достоверно не подтверждающих данный факт. Территориальное расположение земельного участка не позволяет отнести его к территориям, для которых устанавливается первая зона санитарной охраны курорта. Суды проигнорировали, что администрация в нарушение действующего законодательства не проводила в надлежащем порядке мероприятий по изменению зоны, а потому порядок установления первой зоны в отношении земельного участка не был соблюден. Суды также не приняли во внимание, что указанные действия администрации не соответствуют проводимой ею более 10 лет политике разрешения строительства на данной территории. Суд первой инстанции необоснованно отклонил, а суд апелляционной инстанции не учел довод общества о преюдициальном значении факта отнесения земельного участка ко второй зоне округа санитарной охраны курорта, установленного решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2008 по делу А32-20451/2006. Постановление Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 N 494 и постановление N 1425, на которые сослались суды, не подтверждают правомерность отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:52 к первой зоне санитарной охраны курорта, что привело к ошибочному применению данного нормативного регулирования. Отказывая обществу в удовлетворении требований, судебные инстанции не учли, что Генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик не мог быть положен в обоснование прохождения первой зоны в границах земельного участка, поскольку границы данной зоны отображены с условной степенью точности. Таким образом, разделы 1 и 5 градостроительного плана от 30.11.2021 N РФ-23-3-03-0-00-2021-10819, подготовленного в отношении участка с кадастровым номером 23:40:0401030:52 и содержащие указание на расположение его в первой зоне округа санитарной охраны курорта, противоречат документации, на основании которой он должен быть подготовлен.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Судебное заседание на основании статьи 153.2 Кодекса проведено с использованием системы вэб-конференции.
Представитель общества, участвующий в судебном заседании посредством системы вэб-конференции, поддерживал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель управления архитектуры, присутствующий в суде округа, возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций закону и материалам дела.
Администрация, извещенная о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечила.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество обратилось 11.11.2021 (за N 13587) в управление архитектуры с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:52. Участок, расположенный по адресу: г. Геленджик, ул. Набережная, д. 11, имеет вид разрешенного использования - для размещения апартамент-отелей с общекурортной набережной и пляжной зоной.
Управлением архитектуры подготовлен градостроительный план земельного участка от 30.11.2021 N РФ-23-3-03-0-00-2021-10819 от 30.11.2021, в котором содержится информация о расположении земельного участка в первой зоне санитарной охраны курорта.
Общество, ссылаясь на несоответствие указанных сведений градостроительного плана действующему законодательству и обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2008 по делу А32-20451/2006, а также нарушающих его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Необходимым условием для признания решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными является одновременно несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, утверждаемым представительным органом местного самоуправления.
Зоны с особыми условиями использования территорий отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 пункта 8 статьи 23 Градостроительного кодекса).
К документам градостроительного зонирования в силу статьи 30 Градостроительного кодекса относятся правила землепользования и застройки. Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (пункт 5 статьи 30 Градостроительного кодекса).
Таким образом, вопросы установления размера и границ зон с особыми условиями использования территорий не относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, определяемые с соблюдением требований соответствующего законодательства, применительно к данному спору - о зонах санитарной охраны курорта.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, является Градостроительный кодекс.
Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи (часть 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Состав информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, закреплен в части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса. В нем, в частности, должна содержаться информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий (пункт 9); о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон (пункт 10).
В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр (часть 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы (часть 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения, порядок присвоения номеров градостроительным планам земельных участков устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, за исключением информации, предусмотренной пунктом 15 части 3 настоящей статьи, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается (часть 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Форма градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 25.04.2017 N 741/пр.
Градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку. В нем указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13).
Исследовав имеющиеся в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. Суды руководствовались при разрешении спора положениями документов территориального планирования (Генеральным планом) и градостроительного зонирования (Правилами землепользования и застройки). Сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:52 к первой зоне санитарной охраны курорта внесены в соответствии с постановлением Совмина РСФСР от 17.12.1987 N 494 и постановлением N 1425. Указанные нормативные документы не отменены и являются действующими. Следовательно, градостроительный план земельного участка оформлен управлением архитектуры и выдан обществу в соответствии с положениями статьи 57.3 Градостроительного кодекса. Заявителем в установленном законом порядке Генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик и Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Геленджик в части, касающейся установления первой зоны санитарной охраны курорта в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:52 не оспаривались. С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии законных оснований для признания недействительным (в части разделов 1, 5) градостроительного плана земельного участка от 30.11.2021 N РФ-23-3-03-0-00-2021-10819.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы общества о том, что сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:52 к первой зоне санитарной охраны курорта, содержащиеся в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Геленджик, внесены в отсутствие к тому законных оснований, подлежат отклонению судом кассационной инстанции. Податель жалобы не учитывает, что градостроительный план земельного участка по существу представляет собой воспроизведение сведений, содержащихся в документах территориального планирования и градостроительного зонирования применительно к конкретному земельному участку. Он не устанавливает характеристики участка, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в соответствующих документах в отношении территории, на которой расположен данный участок. Состав информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:52, выданном обществу управлением архитектуры, соответствует сведениям, содержащимся в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Геленджик. Доказательств обратного заявитель в материалы дела не представил. При этом у уполномоченного органа отсутствует установленная градостроительным законодательством обязанность по предоставлению заявителю испрашиваемого градостроительного плана земельного участка, информация в котором не соответствует содержанию действующих документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, также не опровергают по существу вывод судов первой и апелляционной инстанций о соответствии выданного обществу градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:52 положениями статьи 57.3 Градостроительного кодекса.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Государственная пошлина уплачена обществом в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (чек по операции "Сбербанк-онлайн" от 12.02.2023).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 по делу N А32-6361/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы общества о том, что сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:52 к первой зоне санитарной охраны курорта, содержащиеся в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Геленджик, внесены в отсутствие к тому законных оснований, подлежат отклонению судом кассационной инстанции. Податель жалобы не учитывает, что градостроительный план земельного участка по существу представляет собой воспроизведение сведений, содержащихся в документах территориального планирования и градостроительного зонирования применительно к конкретному земельному участку. Он не устанавливает характеристики участка, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в соответствующих документах в отношении территории, на которой расположен данный участок. Состав информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:52, выданном обществу управлением архитектуры, соответствует сведениям, содержащимся в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Геленджик. Доказательств обратного заявитель в материалы дела не представил. При этом у уполномоченного органа отсутствует установленная градостроительным законодательством обязанность по предоставлению заявителю испрашиваемого градостроительного плана земельного участка, информация в котором не соответствует содержанию действующих документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, также не опровергают по существу вывод судов первой и апелляционной инстанций о соответствии выданного обществу градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:52 положениями статьи 57.3 Градостроительного кодекса.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 апреля 2023 г. N Ф08-2062/23 по делу N А32-6361/2022