г. Краснодар |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А32-25444/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителей заявителя - фермерского хозяйства "Кройтор А.С." (ИНН 2315028807) - Сажиной С.Л. (доверенность от 06.05.2022), в отсутствие представителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарского края (ИНН 2309090540), извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 по делу N А32-25444/2022, установил следующее.
ФХ "Кройтор А.С." (далее - фермерское хозяйство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, орган регистрации) о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 24.05.2022 N КУВД-001/2022-19942573/1, об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению фермерского хозяйства от 16.05.2022 N КУВД-001/2022-19942573 о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:189 из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения; возложении на управление обязанности внести в ЕГРН сведения о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:189 из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения на основании представленных документов.
Решением от 23.12.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.02.2023, заявленные требования удовлетворены: признано незаконным решение управления, изложенное в уведомлении от 24.05.2022 N КУВД-001/2022-19942573/1, об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению фермерского хозяйства от 16.05.2022 N КУВД-001/2022-19942573 о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:189 из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения; на орган регистрации возложена обязанность в порядке межведомственного информационного взаимодействия внести в ЕГРН сведения по заявлению фермерского хозяйства о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:189 из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения на основании представленных документов; с управления в пользу заявителя взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Суды обеих инстанций исходили из того, что перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления. Категория земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:189 (земли запаса на земли сельскохозяйственного назначения) подлежит изменению в связи с принятием уполномоченным органом постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 08.09.2021 N 5498 (далее - постановление N 5498) о переводе из одной категории в другую, поскольку использование земель запаса допускается после перевода в другую категорию. Фермерское хозяйство обращалось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) по вопросу перевода земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:189 из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии с ответом от 30.09.2022 N 52-33-16-41359/22 у администрации Краснодарского края (далее - администрация края) отсутствуют полномочия по переводу спорного земельного участка из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения. У органа регистрации не имелось правовых оснований для отказа заявителю во внесении в ЕГРН испрашиваемых сведений. Оспариваемое решение признано судами не соответствующим закону и нарушающим права (законные интересы) заявителя. В целях восстановления нарушенных прав фермерского хозяйства на орган регистрации возложена обязанность по внесению в ЕГРН сведений о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:189 из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения на основании представленных документов.
В кассационной жалобе управление просит решение от 23.12.2022 и постановление апелляционного суда от 16.02.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что при определении уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления, который наделен полномочиями по разрешению вопроса отнесения земель к определенной категории, следует установить целевое использование земельного участка. Согласно генеральному плану городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденному решением городской Думы от 22.11.2011 N 158 (с изменениями от 27.03.2018 N 281), земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:189 отнесен к зоне сельскохозяйственных угодий, находится за границами черты населенных пунктов. Вне зависимости от собственника земель, в случае если участки земли относятся к землям сельскохозяйственного назначения, перевод земель из одной категории в другую осуществляется органом исполнительной власти субъекта. Поскольку спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, - действия по отнесению него к определенной категории осуществляет исполнительный орган государственной власти Краснодарского края. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки - в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Судами не дана надлежащая правовая оценка судебному акту, на основании которого возникает право собственности заявителя. Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:189 относится к категории земель запаса, имеет адресной ориентир: Краснодарский край, г. Новороссийск, земли Цемдолинского сельского Совета. Сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок в ЕГРН отсутствуют. Издав постановление N 5498, администрация вышла за рамки регламентированных полномочий. Доказательства, свидетельствующие о соблюдении администрацией установленного порядка включения земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:189 в состав земель сельскохозяйственного назначения, а также о наличии полномочий органа местного самоуправления распоряжаться спорным земельным участком, - не представлены. Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую. Законодателем исключена (не предусмотрена) возможность нахождения земельных участков, отнесенных к категории земель: земли запаса, в частной собственности физических/юридических лиц. При осуществлении правовой экспертизы у органа регистрации возникли сомнения в правомерности осуществления регистрационных действий по внесению данных в ЕГРН в части изменения категории земель (земли запаса) у земельного участка, находящегося за пределами населенного пункта, а именно г. Новороссийска, на основании заявления физического лица и приложенного постановления N 5498.
Фермерское хозяйство в отзыве указало на несостоятельность доводов кассационной жалобы, а также законность принятых по делу судебных актов. По мнению заявителя, судами учтены все фактические обстоятельства, исследованы и оценены представленные сторонами доказательства, правильно применены нормы права.
В судебном заседании представитель заявителя по делу поддержал аргументы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Управление явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечило, извещено надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы настоящего дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, решением президиума Приморского районного Совета народных депутатов г. Новороссийска Краснодарского края от 02.08.1991 N 66/2рс гр-ну Кройтору Александру Степановичу из земель Цемдолинского сельского Совета в пожизненное наследуемое владение предоставлен земельный участок площадью 5 га для организации фермерского хозяйства; утвержден глава - Кройтор А.С. и члены данного хозяйства; выдан государственный акт серии КК-2 N 420370003524, зарегистрированный в Книге записей Государственных актов, на право собственности, владения, пользования землей от 15.04.1994 за N 3521.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 05.05.2017 по делу N 2-1247/2017 по заявлению Кройтора А.С. установлен факт владения на праве собственности, возникшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), земельным участком с кадастровым номером 23:47:0000000:189 площадью 5 га на основании решения президиума Приморского районного Совета народных депутатов г. Новороссийска Краснодарского края от 02.08.1991 N 66/2рс, для организации фермерского хозяйства (л. д. 25, 26).
Согласно выписке из ЕГРН от 09.03.2021 N КУВИ-002/2021-20259525 земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:189 поставлен на государственный кадастровый учет 06.03.2006, имеет площадь 49 970 +/- 156, категорию - земли запаса;
вид разрешенного использования - для организации фермерского хозяйства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (л. д. 11 - 13).
Постановлением N 5498 администрация осуществила перевод земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:189 из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
16 мая 2022 года заявитель через многофункциональный центр обратился в управление с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об изменении категории земельного участка N MFC-0495/2022-22804-1, предоставив нотариальную доверенность от 06.05.2022 и постановление N 5498 (л. д. 39 - 43).
24 мая 2022 года Новороссийским отделом управления принято решение N КУВД-001/2022-19942573/1 об отказе во внесении в ЕГРН испрашиваемых сведений, мотивированное тем, что такой перевод должен осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Фермерское хозяйство, ссылаясь на незаконность решения органа регистрации, нарушение прав (законных интересов) заявителя, оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Кодекса).
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на ряд категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса, в том числе земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1). Эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 данного кодекса).
Согласно статье 103 Земельного кодекса к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 данного кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом, настоящим Законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на его рассмотрение; содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
По результатам рассмотрения ходатайства уполномоченным органом принимается акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, который может быть обжалован в суд (части 4, 8 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
Исследовав представленные доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления фермерского хозяйства. Суды установили, что заявитель представил в управление документы, необходимые для внесения в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведений о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:189 из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения. Категория данного земельного участка подлежит изменению в связи с принятием специального акта - постановления N 5498 о переводе данного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения. Фермерское хозяйство обращалось в департамент по вопросу перевода спорного земельного участка из земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения, по результатам которого департамент указал на отсутствие у администрации края соответствующих полномочий.
Рассмотрев кассационную жалобу управления, суд округа считает необходимым указать следующее.
Земельный кодекс РСФСР 1991 года предусматривал подразделение земель в соответствии с их основным целевым назначением на семь категорий, включая земли запаса. Отнесение земель к конкретным категориям и перевод их из одной категории в другую производился в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель (статья 5). Статья 23 Земельного кодекса РСФСР 1991 года определяла компетенцию Советов народных депутатов различного уровня по изъятию и предоставлению земель. Пунктом 3 названной статьи установлено, что районные (городские, в административном подчинении которых находится район) Советы народных депутатов предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 2 и 4 этой статьи (в них названы полномочия сельских, поселковых, городских, краевых, областных, автономных областей, автономных округов Советов народных депутатов в отношении подведомственных им земель). Согласно статье 96 Земельного кодекса РСФСР 1991 года к землям запаса относились все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. Таким образом, к землям запаса были отнесены земли, объединенные лишь одним критерием - их незакрепленностью за конкретным субъектом на вещном или обязательственном праве. При предоставлении компетентным Советом народных депутатов земельных участков заинтересованным лицам из земель запаса указанные земельные участки автоматически выбывали из данной категории земель в силу закона и переходили в иную категорию, определяемую исходя из основного целевого назначения предоставления участков (статьи 4, 5, 23, 96 Земельного кодекса РСФСР 1991 года). Никакой специальной процедуры перевода, составления актов о переводе земельных участков из земель запаса в другие категории земель ранее действовавшее законодательство не предусматривало.
Материалы дела свидетельствуют о том, что решением президиума Приморского районного Совета народных депутатов г. Новороссийска Краснодарского края от 02.08.1991 N 66/2рс гр-ну Кройтору А.С. предоставлен земельный участок площадью 5 га для организации фермерского хозяйства.
В этой связи в любом случае у органа регистрации не имелось правовых оснований для отказа фермерскому хозяйству во внесении в ЕГРН сведений об отнесении земельного участка (23:47:0000000:189) к землям сельскохозяйственного назначения.
По данным ЕГРН сведения о разграничении государственной собственности в отношении спорного земельного участка отсутствуют, поэтому при определении органа, к компетенции которого относится рассматриваемый вопрос фермерского хозяйства, следует руководствоваться статьей 15 Закона N 172-ФЗ, согласно которой в случае нахождения участка за границами населенного пункта до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель и земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4). Тождественные положения закреплены в статье 2 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
В этой связи, довод управления о том, что перевод спорного земельного участка из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения должен осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ошибочен и опровергается письмом департамента от 30.09.2022 N 52-33-16-41359/22 (л. д. 59, 60).
Иные доводы кассационной жалобы управления не могут повлиять на итог рассмотрения настоящего дела по существу, поэтому отклоняются судом кассационной инстанции. При таких обстоятельствах окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, при разрешении спора не установлено.
Орган регистрации освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2023 по делу N А32-25444/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По данным ЕГРН сведения о разграничении государственной собственности в отношении спорного земельного участка отсутствуют, поэтому при определении органа, к компетенции которого относится рассматриваемый вопрос фермерского хозяйства, следует руководствоваться статьей 15 Закона N 172-ФЗ, согласно которой в случае нахождения участка за границами населенного пункта до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель и земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4). Тождественные положения закреплены в статье 2 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
В этой связи, довод управления о том, что перевод спорного земельного участка из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения должен осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ошибочен и опровергается письмом департамента от 30.09.2022 N 52-33-16-41359/22 (л. д. 59, 60).
Иные доводы кассационной жалобы управления не могут повлиять на итог рассмотрения настоящего дела по существу, поэтому отклоняются судом кассационной инстанции. При таких обстоятельствах окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, при разрешении спора не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2023 г. N Ф08-3507/23 по делу N А32-25444/2022