город Ростов-на-Дону |
|
16 февраля 2023 г. |
дело N А32-25444/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириленко А.М.,
при участии:
от ФХ "Кройтор А.С." посредством веб-конференции - представитель Сажина С.Л. по доверенности от 06.05.2022;
от Росреестра - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2022 по делу N А32-25444/2022
по заявлению фермерского хозяйства "Кройтор А.С." (ИНН 2315028807, ОГРН 1032309095730)
к заинтересованному лицу - Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарского края (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
фермерское хозяйство "Кройтор А.С." (далее - заявитель, фермерское хозяйство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от 24.05.2022 N КУВД-001 /2022-19942573/1, о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обязанность внести в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:189 из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения на основании заявления Фермерского хозяйства "Кройтор" от 16.05.2022 N N КУВД001/2022-199425 73 и представленных документов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2022 суд признал незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от 24.05.2022 N КУВД-001 /2022-19942573/1. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:189 из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения на основании заявления Фермерского хозяйства "Кройтор" от 16.05.2022 N N КУВД-001/2022-199425 73 и представленных документов. С Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в пользу Фермерского хозяйства "Кройтор А.С." взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что при определении уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления, который наделен полномочиями на разрешение вопроса отнесения земель к определенной категории, следует установить целевое использование земельного участка. Согласно Генеральному плану городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденному решением городской Думы от 22 ноября 2011 N 158 (с изменениями от 27 марта 2018 N 281), земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:189 отнесен к зоне сельскохозяйственных угодий, за границами черты населенных пунктов. Таким образом, поскольку спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, то действия по отнесению его к определенной категории осуществляет орган власти субъекта Российской Федерации - исполнительный оран государственной власти Краснодарского края.
В судебное заседание не явилось заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ФХ "Кройтор А.С." возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Решением президиума Приморского районного Совета народных депутатов в г. Новороссийске от 02.08.1991 N 66/2-рс главе фермерского хозяйства "Кройтор А.С." гр. Кройтор Александру Степановичу представлен в собственность из земель Цемдолинского сельского Совета земельный участок площадью 5 га для организации фермерского хозяйства. Выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей КК-2 N 420370003524, зарегистрированный в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей от 15.04.1994 за N 3524.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 05.05.2017 по делу N 2-1247/2017 установлен факт владения на праве собственности, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком с кадастровым номером 23:47:0000000:189 для организации фермерского хозяйства.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок из земель запаса площадью 50 000 кв. м с кадастровым номером 23:47:0000000:189 в г. Новороссийске, из земель Цемдолинского сельского Совета, предназначенный для организации фермерского хозяйства имеет уточненные границы и размеры. Государственная регистрация права на земельный участок не осуществлена.
08.09.2021 администрацией муниципального образования город Новороссийск было вынесено постановление N 5498 о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:189, расположенного в г. Новороссийске, из земель Цемдолинского сельского Совета из категории земель запаса в категорию земли сельскохозяйственного назначения.
16.05.2022 Фермерское хозяйство "Кройтор А.С." обратилось через МФЦ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о внесении сведений в ЕГРН об изменении категории земельного участка N MFC-0495/2022-22804-1, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственной услуги. При подаче заявления, также были предоставлены следующие документы:
- нотариальная доверенность от 06.05.2022 б/н;
- постановление от 08.09.2021 N 5498.
24.05.2022 Новороссийским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю принято решение об отказе во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости N КУВД-001/2022-19942573/1.
Отказ мотивирован тем, что заявителем представлено Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск о переводе земельного участка из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения, тогда как такой перевод осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Фермерское хозяйство считает данное решение незаконным и необоснованным, в связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
При рассмотрении настоящего дела судом приняты во внимание требования статьи 133, статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающих на суды обязанность самостоятельно определять характер спорного правоотношения, возникшего между сторонами по делу, а также нормы законодательства, подлежащие применению, что соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении по делу N 8467/10 от 16.11.2010.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации:
1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
2. Категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Таким образом, перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, а земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Как установлено судом, в данном случает перевод осуществляется земель запаса, а не земель сельскохозяйственного назначения, следовательно, решение принимают органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее по тексту - Федеральный закон N 172-ФЗ), для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Из материалов дела следует, что категория указанного земельного участка подлежит изменению в связи с принятием специального акта уполномоченным органом (Постановления администрацией муниципального образования город Новороссийск от 08.09.2021 N 5498) о его переводе из одной категории в другую, а, следовательно, у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не было оснований для отказа во внесении соответствующих сведений в ЕГРН.
В соответствии со статьей 103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Из указанного следует, что использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.
Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в изменении земельному участку заявителя категории с земель запаса на земли сельскохозяйственного назначения противоречит приведенным выше положениям закона и нарушает права последнего.
Кроме того, судом установлено, что заявитель обращался в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с обращением по вопросу перевода земельного участка из земель запаса с кадастровым номером 23:47:0000000:189 в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края направил ответ от 30.09.2022 с указанием на отсутствие полномочий Администрации Краснодарского края на перевод земельного участка из земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правомерному выводу о том, что у управления Росреестра отсутствовали правовые основания для отказа фермерскому хозяйству во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости N КУВД-001/2022-19942573/1.
Оспариваемый отказ противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
В связи с чем, требования заявителя обоснованно удовлетворены судом.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы отзыва на заявление о признании незаконным решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарского края, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Иная оценка заявителем жалобы установленных по делу обстоятельств не опровергают выводы суда. Основания для отмены или изменения обжалуемого решения по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2023 по делу N А32-25444/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25444/2022
Истец: Фермерское хозяйство "Кройтор А.С.", ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КРОЙТОРГ А.С
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю