г. Краснодар |
|
18 апреля 2023 г. |
Дело N А53-15162/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - Будневского Дмитрия Викторовича - Мишановой Е.О. (доверенность от 28.11.2020), в отсутствие ответчика - ассоциации "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих" (ОГРН 1026104143218, ИНН 6167065084), извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Будневского Дмитрия Викторовича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу N А53-15162/2022, установил следующее.
Будневский Д.В. обратился в арбитражный суд с иском к ассоциации "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих" (далее - ассоциация) о признании незаконным решения дисциплинарного комитета ассоциации, оформленного протоколом от 11.02.2022 N 4, о применении к нему меры дисциплинарного воздействия в виде предупреждения.
Решением суда от 17.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.12.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Будневский Д.В. просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что суды не рассмотрели уточненные требования заявителя, в которых указано о назначении и поведении проверки с грубым нарушением абзаца 4 статьи 22 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), поскольку не указан вид проверки (плановая или внеплановая), не сформирована комиссия для проведения проверки, документы для проверки запрошены неуполномоченным лицом, содержание акт проверки не соответствует требованиям стандарта.
В отзыве на жалобу ассоциация просит оставить без изменения судебные акты. считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Будневского Д.В. повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, с 17.04.2019 Будневский Д.В. состоял в ассоциации, в связи с подачей заявления о добровольном выходе из ассоциации он исключен из ее членов 14.02.2022.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.10.2016 по делу N А20-4349/2015 Будневский Д.В. утвержден конкурсным управляющим ОАО "Нальчикская городская электросетевая компания" (далее - общество).
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.08.2021 (дата оглашения резолютивной части определения) Будневский Д.В. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего общества по ходатайству собрания кредиторов, инициатором которого выступил мажоритарный кредитор общества - ПАО "Россети Северный Кавказ" (далее - МРСК) с суммой требований 98,38% от общей суммы требований, включенных в третью очередь реестра кредиторов.
14 декабря 2021 года Будневским Д.В. по электронной почте получено письмо ассоциации от 10.12.2021 N 2599, из которого ему стало известно, что в адрес ассоциации из Управления Росреестра по Кабардино-Балкарской Республики поступила копия жалобы Карданова С.В.; на основании приказа исполнительного директора ассоциации от 10.12.2021 N 54/П ему необходимо представить пояснения по жалобе и подтверждающие документы в связи с проведением проверки.
По результатам проведенной Комитетом по контролю за деятельностью арбитражных управляющих ассоциации (далее - Комитет по контролю) проверки составлен акт от 30.12.2021, которым установлено нарушение Будневским Д.В. пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве.
Акт проверки и материалы проверки переданы в дисциплинарный комитет ассоциации для рассмотрения и решения вопроса о привлечении Будневского Д.В. к дисциплинарной ответственности.
Согласно протоколу от 11.02.2022 N 4 дисциплинарный комитет согласился с отраженными в акте внеплановой проверки от 30.12.2021 выводами Комитета по контролю и принял решение о привлечении Будневского Д.В. к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения за нарушение пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве.
Не согласившись с решением, оформленным протоколом от 11.02.2022 N 4, о привлечении к дисциплинарной ответственности, Будневский Д.В. обратился с исковым заявлением в суд.
В обоснование требований истец ссылался на то, что им не допущено нарушение требований пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве ввиду отсутствия оснований для принятия каких-либо мер по требованию от 11.06.2021 N С/093; внеплановая проверка проведена Комитетом по контролю на основании приказа неуполномоченного лица, в связи с чем является незаконной, соответственно, ее результаты не могут служить основанием для привлечения Будневского Д.В. к дисциплинарной ответственности. При проведении проверки Комитетом по контролю и при рассмотрении дела Дисциплинарным комитетом нарушены права Будневского Д.В. на защиту, а также не дана надлежащая оценка его доводам об отсутствии в его действиях нарушения Закона о банкротстве.
В результате ненадлежащего исполнения Комитетом по контролю и Дисциплинарным комитетом своих обязанностей не проверены полномочия Карданова С.В. на подписание жалобы и требования от 11.06.2021 N С/093 от имени ассоциации, в результате чего жалоба необоснованно рассмотрена как жалоба МРСК, а все доводы специализированных органов о допущенных Будневским Д.В. нарушениях Закона о банкротстве являются несостоятельными, так как основаны на отсутствующих у Карданова С.В. полномочиях на подписание от имени МРСК документов. Дисциплинарным комитетом нарушен порядок проведения заседания, поскольку на него не приглашен податель жалобы Карданов С.В., решение дисциплинарного комитета противоречит выводам Комитета по контролю, содержащимся в акте внеплановой проверки от 25.06.2021, наличие которого также исключает вину Будневского Д.В. во вменяемых ему нарушениях Закона о банкротстве.
Рассматривая спор, суды руководствовались следующим.
Статьей 11 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) предусмотрено, что любой член саморегулируемой организации, в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления, вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации, возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.
Частью 1 статьи 3 Закона N 315-ФЗ предусмотрено, что СРО признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Статьей 2 Закона N 315-ФЗ определено, что СРО арбитражных управляющих является некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
СРО арбитражных управляющих обязана контролировать профессиональную деятельность членов СРО в части соблюдения требований Закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Законом о банкротстве и внутренними документами СРО, в отношении своих членов, в том числе исключение из членов СРО (часть 2 статьи 22 Закона о банкротстве).
Проверка деятельности арбитражных управляющих осуществляется в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.07.2015 N 432 "Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверок профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности". Материалы проверки подлежат передаче в орган СРО по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия.
На основании части 8 статьи 9 Закона N 315-ФЗ в случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.
В соответствии с требованиями пункта 11 статьи 21.1 Закона о банкротстве орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих мер дисциплинарного воздействия рассматривает дела о нарушении членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности и о применении мер дисциплинарного воздействия к арбитражным управляющим.
Пунктом 13 статьи 21.1 Закона о банкротстве установлено, что орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих мер дисциплинарного воздействия вправе принять решение о применении мер дисциплинарного воздействия, в том числе о вынесении члену саморегулируемой организации предупреждения с оповещением об этом публично.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о дисциплинарном комитете и мерах дисциплинарного воздействия, применяемых к арбитражным управляющим ассоциации, утвержденном протоколом общего собрания членов ассоциации от 18.06.2016 N 13 (далее - Положение), дисциплинарный комитет является специализированным органом ассоциации, осуществляющим рассмотрение дел о нарушении членами ассоциации требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности и о применении мер дисциплинарного воздействия к членам ассоциации.
Пунктом 3.1 Положения установлено, что дисциплинарный комитет по результатам рассмотрения жалобы (обращения) на действия (бездействие) члена ассоциации, дела о нарушении членом ассоциации требований стандартов и правил ассоциации, условий членства в ассоциации вправе принять решение о применении в отношении такого члена ассоциации меры дисциплинарного воздействия, том числе вынесение члену ассоциации предупреждения с оповещением об этом публично (подпункт 3.1.2).
Согласно пункту 4.6 Положения решения, предусмотренные подпунктами 3.1.1 -3.1.4 Положения, принимаются большинством голосов членов дисциплинарного комитета ассоциации и вступают в силу с момента их принятия.
Из материалов дела видно, что при принятии решения Дисциплинарного комитета ассоциации о применении к Будневскому Д.В. меры дисциплинарного воздействия в виде предупреждения, оформленного протоколом от 11.02.2022 N 4, присутствовали четыре из пяти членов Дисциплинарного комитета ассоциации; Будневский Д.В. сообщением от 01.02.2022 N 213 уведомлен о заседании Дисциплинарного комитета по рассмотрению вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности по итогам проведения проверки 11.02.2022 в 10.00, однако явку не обеспечил.
В соответствии с пунктом 4.2 Положения отсутствие лиц, направивших жалобы, а также членов ассоциации, в отношение которых рассматриваются дела о применении мер дисциплинарного воздействия, не является препятствием для рассмотрения вопроса по существу.
Кроме того, вопреки доводам заявителя о нарушениях при проведении проверки и составлении акта проверки от 30.12.2021, в соответствии с пунктом 3.1 Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверок профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 03.07.2015 N 432 "Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", основанием для проведения внеплановой проверки являются поступившие в адрес саморегулируемой организации оригиналы жалоб (обращений) или их копии из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - орган по контролю (надзору)).
Таким образом, проведение проверки на основании копии обращения МРСК, поступившей из федерального органа исполнительной власти, является правомерным.
На основании пункта 1.5 названного федерального стандарта для проведения проверки профессиональной деятельности руководителем специализированного органа по контролю формируется комиссия (комиссии) по проведению проверки (далее - Комиссия) из числа членов специализированного органа по контролю. Комиссию возглавляет председатель.
Суды установили, что в рамках дела N А53-7436/2022 Будневский Д.В. оспорил приказ от 10.12.2021 N 54/П, изданный исполнительным директором ассоциации, согласно которому Комитету по контролю поручено провести проверку деятельности арбитражного управляющего Будневского Д.В. с 10.12.2021 по 30.12.2021.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.07.2022 по делу N А53-7436/2022, оставленным без изменения постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.12.2022, в удовлетворении иска отказано.
В рассматриваемом случае, внеплановая проверка в отношении Будневского Д.В. проведена в связи с поступившим в адрес ассоциации из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (Управления Росреестра по республике Кабардино-Балкария), обращением, содержащим копию жалобы МРСК, а также вынесенным на основании обращения приказом исполнительного директора ассоциации от 10.12.2021 N 54/П, признанным правомерным в рамках дела N А53-7436/2022.
Вопрос о полномочиях Карданова С.В. подписывать жалобу от имени МРСК был предметом рассмотрения в рамках дела N А53-7436/2022, имеющего преюдициальное значение для рассматриваемого спора, и обоснованно отклонен. Доводы заявителя о несоответствии акта проверки от 30.12.2021 требованиям пункта 3.6 Федерального стандарта в части неуказания формы проверки (внеплановая или плановая) не свидетельствует о незаконности данного акта.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Основания для отмены или изменения решения и постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу N А53-15162/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4.2 Положения отсутствие лиц, направивших жалобы, а также членов ассоциации, в отношение которых рассматриваются дела о применении мер дисциплинарного воздействия, не является препятствием для рассмотрения вопроса по существу.
Кроме того, вопреки доводам заявителя о нарушениях при проведении проверки и составлении акта проверки от 30.12.2021, в соответствии с пунктом 3.1 Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверок профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 03.07.2015 N 432 "Об утверждении Федерального стандарта деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих", основанием для проведения внеплановой проверки являются поступившие в адрес саморегулируемой организации оригиналы жалоб (обращений) или их копии из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - орган по контролю (надзору))."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 апреля 2023 г. N Ф08-2631/23 по делу N А53-15162/2022