г. Краснодар |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А63-13663/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Афониной Е.И. и Твердого А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайдуковой Н.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737 - Чередниченко С.И. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие заявителя - комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Ставропольского края (ИНН 2631004071, ОГРН 1022603625186), третьего лица - комитета по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации города Невинномысска, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А63-13663/2021, установил следующее.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Ставропольского края (далее - комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать решение управления от 30.08.2021 N КУВД-001/2021-19999602/2 об отказе в государственной регистрации прав оперативного управления, незаконным;
- обязать управление произвести государственную регистрацию права оперативного управления комитета по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации города Невинномысска (далее - комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту) на часть нежилого здания с кадастровым номером N 26:16:060271:74, расположенного по адресу: г. Невинномысск, ул. Свердлова, 16 (помещения N 3 - 6, 8 - 20, 70 - 84 (1 этаж), N 85 - 93, 35 - 100, 123 - 138 (2 этаж) площадью 1140,7 кв. м (далее - нежилые помещения), переданного по договору от 01.11.2005 N 100 о передаче муниципального имущества в оперативное управление (далее - договор от 01.11.2005 N 100; измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту.
Решением от 19.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.01.2023, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что правовых оснований для отказа в регистрации государственной регистрации права оперативного управления у управления не имелось. Заявитель представил в регистрирующий орган все необходимые документы для проведения государственной регистрации права оперативного управления за комитетом по физической культуре и спорту на нежилые помещения, содержащие полную и необходимую информацию о передаваемом имуществе.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, в удовлетворении заявления - отказать. По мнению заявителя, отказ в государственной регистрации права оперативного управления является правомерным, поскольку комитет по управлению муниципальным имуществом не представил надлежащий пакет документов. Государственная регистрация права оперативного управления на часть объекта недвижимого имущества не предусмотрена законом.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить обжалуемые судебные акты.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя управления, Арбитражный суд, Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что нежилое здание с кадастровым номером 26:16:060271:74 общей площадью 3847 кв. м, расположенное по адресу: г. Невинномысск, ул. Свердлова, 16, является муниципальной собственностью города Невинномысска, что подтверждается записью о регистрации от 02.04.2001 N 26-01/16-1/2001-129.
В соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска, утвержденным решением Думы города Невинномысска от 26.07.2017 N 161-16, комитет является органом администрации города Невинномысска, осуществляющим на территории города в пределах собственной компетенции функции по управлению и распоряжению имуществом, находящемся в муниципальной собственности города.
Комитет по управлению муниципальным имуществом и комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту заключили договор от 01.11.2005 N 100 о передаче муниципального имущества в оперативное управление.
Согласно распоряжению комитета по управлению муниципальным имуществом от 05.03.2021 N 44-Р, дополнительному соглашению от 05.03.2021 к договору комитету по молодежной политике, физической культуре и спорту передана часть нежилого здания, а именно нежилые помещения общей площадью 1140,7 кв. м.
19 мая 2021 года комитет обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на нежилые помещения, переданные по договору от 01.11.2005 N 100, за комитетом по молодежной политике, физической культуре и спорту. По результатам обращения получено уведомление управления о приостановлении государственной регистрации прав от 28.05.2021 N КУВД-001/201-19999602/1 до 30.08.2021. Как следует из указанного уведомления, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, объект, заявленный к регистрации, не состоит на государственном кадастровом учете, жилое помещение не изолировано и не обособлено от других помещений в здании. Таким образом, для проведения государственной регистрации права оперативного управления на заявленный к регистрации объект, необходимо обеспечить мероприятия по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на указанный объект.
Уведомлением от 30.08.2021 N КУВД-001/2021-19999602/2 управление отказало в государственной регистрации права оперативного управления нежилых помещений площадью 1140,7 кв. м за комитетом по молодежной политике, физической культуре и спорту. Отказ мотивирован неустранением причин, препятствующих государственной регистрации. Комитет, полагая названный отказ незаконным, обратился с рассматриваемым заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"; далее - постановление N 10/22).
Как следует из содержания статьи 296 Гражданского кодекса учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании договора от 01.11.2005 N 100 спорные нежилые помещения комитет передал в оперативное управление комитету по молодежной политике, физической культуре и спорту. При этом передаваемые в оперативное управление нежилые помещения входят в состав объекта недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером 26:16:060271:74 общей площадью 3847 кв. м, расположенное по адресу: г. Невинномысск, ул. Свердлова, 16, уже поставленного на кадастровый учет.
Суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела, удовлетворили заявленные требования, поскольку пришли к выводу о том, правовых препятствий для осуществления управлением регистрационных действий, с учетом представленных учреждением на государственную регистрацию документов, не имелось. Суды исходили из того, что заявитель представил в регистрирующий орган все необходимые документы для проведения государственной регистрации права оперативного управления за комитетом по физической культуре и спорту на указанные выше помещения, содержащие полную и необходимую информацию о передаваемом имуществе.
Довод заявителя жалобы о том, что государственная регистрация права оперативного управления на часть объекта недвижимого имущества недопустима, не принимается во внимание. В рассматриваемом случае закрепление собственником части принадлежащего ему объекта недвижимости за комитетом по физической культуре и спорту на нежилые помещения на праве оперативного управления не влечет вследствие этого прекращения права собственности на объект недвижимого имущества в целом и образования новых объектов недвижимости. Кадастровый паспорт на спорный объект ранее уже предоставлен управление и помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов, разногласия относительно местоположения, границ и площади части нежилых помещений между сторонами договора оперативного управления муниципальным имуществом и дополнительного соглашения от 05.03.2021 отсутствуют, его предмет определен. Суды также верно отметили отсутствие противоречий между заявленными и зарегистрированными правами, спора о праве нет.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287 и 288 Кодекса.
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А63-13663/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела, удовлетворили заявленные требования, поскольку пришли к выводу о том, правовых препятствий для осуществления управлением регистрационных действий, с учетом представленных учреждением на государственную регистрацию документов, не имелось. Суды исходили из того, что заявитель представил в регистрирующий орган все необходимые документы для проведения государственной регистрации права оперативного управления за комитетом по физической культуре и спорту на указанные выше помещения, содержащие полную и необходимую информацию о передаваемом имуществе.
...
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287 и 288 Кодекса.
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 апреля 2023 г. N Ф08-3708/23 по делу N А63-13663/2021