г. Краснодар |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А63-3461/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Коржинек Е.Л. и Твердого А.А., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края (ИНН 2605016659, ОГРН 1172651027493), ответчика - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (ИНН 2635040105, ОГРН 1022601934630), третьих лиц: министерства имущественных отношений Ставропольского края, прокуратуры Ставропольского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А63-3461/2022, установил следующее.
Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) о возложении обязанности обеспечить надлежащее техническое функционирование, обслуживание и содержание в исправном состоянии 181 пожарных гидрантов, расположенных на территории Благодарненского городского округа Ставропольского края согласно перечня, указанного в исковом заявлении (т. 1, л. д. 29).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство имущественных отношений Ставропольского края и прокуратура Ставропольского края.
До рассмотрения спора по существу, в дополнении к исковому заявлению и уточнении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) администрация просила возложить на предприятие обязанность обеспечить надлежащее техническое функционирование, обслуживание и содержание пожарных гидрантов, расположенных на территории Благодарненского городского округа Ставропольского края, являющихся составными частями сетей водоснабжения, находящихся в собственности Ставропольского края и переданных ответчику (т. 1, л. д. 50 - 56, т. 2, л. д. 65 - 72).
Решением суда от 20.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.12.2022, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды исходили из того, что исполнение первичных мер пожарной безопасности, равно как и финансовое обеспечение, связанное с содержанием пожарных гидрантов, является обязанностью органов местного самоуправления и расходным обязательством муниципального образования; пожарные гидранты являются самостоятельной вещью, в связи с чем они не были переданы предприятию в составе иного имущества (водопроводной сети).
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты. Заявитель указывает, что по своему функциональному предназначению пожарный гидрант предполагает его закрепленность в установленном месте водопровода и его неразрывное соединение с источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидранты как составные части сети водоснабжения, не отделимые от нее. Наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами относятся к источникам наружного противопожарного водоснабжения. Спорные пожарные гидранты расположены на водопроводных сетях, находящихся в собственности Ставропольского края. Указанное имущество в соответствии с Законом Ставропольского края от 20.12.2018 N 113-КЗ "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края" было передано из муниципальной собственности Благодарненского городского округа Ставропольского края в собственность Ставропольского края. Согласно подпункту "и" пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) организация водопроводно - канализационного хозяйства обязана обеспечивать установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным на объектах, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, на территории Благодарненского городского округа Ставропольского края (далее - округ) находятся пожарные гидранты, расположенные на водопроводных сетях, которые переданы в соответствии с Законом Ставропольского края от 20.12.2018 N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края" из муниципальной собственности округа в собственность Ставропольского края.
Распоряжениями правительства Ставропольского края от 19.09.2019 N 405-рп и от 09.06.2020 N 280-рп "О принятии в государственную собственность Ставропольского края имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности Благодарненского городского округа Ставропольского края" указанные водопроводные сети переданы из муниципальной собственности в собственность Ставропольского края (т. 1, л. д. 11 - 31).
Данные объекты водоснабжения, водоотведения переданы предприятию и закреплены за ним на праве хозяйственного ведения.
По результатам прокурорской проверки установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, в адрес администрации внесены представления от 27.11.2020 N 7-84- 2020, от 02.08.2021 N 7-84-2021 и от 25.02.2022 N 7-84-2022 с требованиями об устранении нарушений противопожарного законодательства в части ремонта и содержания противопожарных гидрантов.
Рассматривая спор, суды руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию (пункты 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно статье 3 указанного Закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы, в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные (часть 2 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; далее - Закон N 123-ФЗ).
Статьей 126 Закона N 123-ФЗ установлено, что пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий и сооружений.
В соответствии с пунктами 8 и 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 63 Закона N 123-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществления мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности.
Суды установили, что в соответствии с актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 09.12.2019 N 06ГУ-001260 предприятию переданы следующие объекты: водопроводы, водопроводные сети, внутриплощадочные канализационные сети, канализационные сети.
Кроме того, возражая против исковых требований, предприятие заявило об отсутствии части пожарных гидрантов по указанным администрацией адресам, а также о нахождении части пожарных гидрантов на водопроводных сетях, не входящих в границы балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) предприятия.
Администрация провела инвентаризацию пожарных гидрантов, расположенных на наружных водопроводных сетях на территории округа.
Актами обследования пожарных гидрантов от 11.07.2022, от 14.07.2022, от 21.07.2022, от 25.07.2022 установлено фактическое отсутствие части гидрантов, в связи с чем истец уточнил исковые требования в части количества объектов (173 штуки, т. 2, л. д. 83 - 99).
Разрешая спор, суды указали, что из пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) следует, что водоснабжением признается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение). Водопроводной сетью является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 Закона о водоснабжении).
В соответствии с пунктом 26 статьи 2 Закона о водоснабжении под транспортировкой воды понимается перемещение воды, осуществляемое с использованием водопроводных сетей.
Пункт 29 статьи 2 Закона о водоснабжении определяет централизованную систему холодного водоснабжения как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
В пункте 3.9 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты наружное противопожарное водоснабжение требования пожарной безопасности", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30.03.2020 N 225, указано, что пожарный гидрант - это устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара.
Таким образом, пожарный гидрант является устройством, предназначенным для забора воды передвижной техникой пожаротушения - источником пожарного водоснабжения, которое оборудуется на сетях пожарного водопровода, либо на сетях хозяйственно-бытового, промышленного водопровода.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении предприятия основным видом деятельности предприятия является забор, очистка и распределение воды.
Оценив представленные в дело доказательства, названные нормы права и указав, что исполнение первичных мер пожарной безопасности является обязанностью органа местного самоуправления и эти полномочия органов местного самоуправления по обеспечению мер первичной пожарной безопасности в части обязанности по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения не передавались иному лицу, не относятся к полномочиям по водоснабжению и водоотведению, в Законе о водоснабжении не упоминаются, пожарный гидрант является самостоятельным объектом имущественных прав, имеющим режим правового регулирования, отличный от режима правового регулирования имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, спорные гидранты также не были указаны в составе имущества, передаваемого по акту приема-передачи объектов нефинансовых активов от 09.12.2019 N 06ГУ-001260, суды отказали в удовлетворении исковых требований.
Между тем суды не учли следующего.
Из смысла статей 62, 63, 68 и 69 Закона N 123-ФЗ следует, что при установке (присоединении) пожарных гидрантов на водопроводных сетях, наряду с обеспечением потребителей коммунальной инфраструктуры качественным водоснабжением, назначением последних охватывается, в том числе необходимость бесперебойной подачи водных ресурсов для обеспечения противопожарной безопасности муниципального образования, а значит тех же конечных потребителей.
В части 1 статьи 127 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Согласно разделу 11 ГОСТ Р 53961-2010 "Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний" рабочее положение гидрантов - вертикальное. Гидранты устанавливают в колодцах с помощью пожарной подставки по ГОСТ 5525 на промытых водопроводных сетях перед их гидравлическим испытанием. Установка и обслуживание гидрантов на водопроводной сети осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.006 (Эксплуатация водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования безопасности), ГОСТ 12.4.009 (Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание).
Согласно ГОСТ 12.4.009 пожарное оборудование включает в себя и пожарное оборудование водопроводных сетей (пожарные клапаны, пожарные подземные гидранты, гидрантколонки); комплектующее пожарное оборудование (пожарные стволы, колонки, рукава, гидроэлеваторы; рукавные разветвления, соединительные головки и др.).
По смыслу указанных норм при присоединении пожарных гидрантов к централизованной системе холодного водоснабжения назначением последней охватывается, в том числе использование ее как источника воды, служащей необходимым средством тушения потенциально вероятных пожаров. При этом в целях обеспечения публичных интересов техническая возможность отбора воды для пожаротушения должна быть обеспечена постоянно.
Исходя из действующих требований СП 8.13130.2020 (Приказ МЧС России от 30.03.2020 N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности") гидрант предполагает его закрепленность на установленном месте водопровода, неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидранты как составные части сети водоснабжения, не отделимые от нее; в целом такая сеть представляет собой наружный противопожарный водопровод.
Согласно части 2 статьи 68 Закона N 123-ФЗ к наружному противопожарному водоснабжению относятся централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод).
Из материалов дела видно и сторонами не оспаривается, что спорные пожарные гидранты были установлены на водопроводных сетях до их передачи из муниципальной собственности в собственность Ставропольского края и в хозяйственное ведение предприятию.
Таким образом, вопреки позиции судов в рассматриваемом случае пожарные гидранты на момент их передачи из муниципальной собственности не являлись самостоятельными объектами, а входили в состав водопроводной сети, были связаны общим назначением и использованием, представляя собой противопожарный водопровод. Функционирование указанных объектов отдельно от водопроводной сети (без обеспечения подачи воды) невозможно.
Поэтому само по себе отсутствие в решениях и распоряжениях собственника, актах приема-передачи указания на пожарные гидранты не опровергает их передачу в собственность Ставропольского края, а затем в хозяйственное ведение предприятия в составе единого комплекса пожарной водопроводной сети; иное не было предусмотрено при совершении соответствующей сделки.
Данные обстоятельства и представленные в их подтверждение доказательства судами не учтены, не исследованы и не оценены.
Кроме того, в соответствии с абзацем 5 пункта 2 Правил N 644 граница эксплуатационной ответственности представляет собой устанавливаемую в договоре линию раздела объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей.
Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании (абзац 4 пункта 2 Правил N 644).
Согласно абзацу 2 пункта 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Подпунктом "в" пункта 34 правил N 644 на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
В силу подпункта "г" пункта 34 правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.
Из представленных в материалы дела актов инвентаризации от 16.05.2022 и 18.05.2022 (т. 2, л. д. 49 - 50) видно, что часть пожарных гидрантов находится на балансе учреждений, расположенных по адресам Благовещенской районной больницы, детского сада, типографии и т.п.
Данные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, суды также оставили без внимания и надлежащей оценки; организации, в зоне эксплуатационной ответственности которых находится часть спорного имущества, не установлены.
В силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Поскольку обжалуемые судебные акты не могут быть признаны судом кассационной инстанции законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, оценить доводы участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А63-3461/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта "г" пункта 34 правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.
...
В силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Поскольку обжалуемые судебные акты не могут быть признаны судом кассационной инстанции законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2023 г. N Ф08-2539/23 по делу N А63-3461/2022
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-508/2024
09.11.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4376/2022
31.07.2023 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3461/2022
27.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2539/2023
15.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4376/2022
20.09.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3461/2022