г. Краснодар |
|
12 марта 2024 г. |
Дело N А63-3461/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Зотовой И.И., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края (ИНН 2605016659, ОГРН 1172651027493), ответчика - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (ИНН 2635040105, ОГРН 1022601934630), третьего лица: Министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644), прокуратуры Ставропольского края (ИНН 2634003774, ОГРН 1022601995745), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 по делу N А63-3461/2022, установил следующее.
Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) о возложении обязанности обеспечить надлежащее техническое функционирование, обслуживание и содержание в исправном состоянии пожарных гидрантов, расположенных на территории Благодарненского городского округа Ставропольского края.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Ставропольского края и прокуратура Ставропольского края.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.09.2022, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.04.2023 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.09.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении дела истец заявил об уточнении исковых требований и просил суд обязать предприятие обеспечить надлежащее техническое функционирование, обслуживание и содержание в исправном состоянии пожарных гидрантов, расположенных на территории Благодарненского городского округа Ставропольского края, являющихся составными частями сетей водоснабжения, переданных из муниципальной собственности в собственность Ставропольского края согласно распоряжений Правительства Ставропольского края от 19.09.2019 N 405-рп и от 09.06.2020 N 280-рп "О принятии в государственную собственность Ставропольского края имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности Благодарненского городского округа Ставропольского края".
Решением суда от 31.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.11.2023, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Заявитель указывает, что документально собственник спорных пожарных гидрантов не определен; постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 утверждено положение "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", у предприятия отсутствует лицензия.
В отзыве на жалобу администрация просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Предприятие заявило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы на более поздний срок для подготовки правовой позиции по делу с учетом поступившего от администрации отзыва на кассационную жалобу.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд кассационной инстанции считает, что оно не подлежит удовлетворению, поскольку основания для отложения судебного заседания отсутствуют. Правовая позиция предприятия изложена в кассационной жалобе, доводы отзыва на жалобу повторяют позицию администрацию, изложенную ранее в ее иске и жалобах на судебные акты.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на территории Благодарненского городского округа Ставропольского края (далее - округ) находятся пожарные гидранты, расположенные на водопроводных сетях, которые переданы в соответствии с Законом Ставропольского края от 20.12.2018 N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края" из муниципальной собственности округа в собственность Ставропольского края.
Распоряжениями правительства Ставропольского края от 19.09.2019 N 405-рп и от 09.06.2020 N 280-рп "О принятии в государственную собственность Ставропольского края имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности Благодарненского городского округа Ставропольского края" указанные водопроводные сети переданы из муниципальной собственности в собственность Ставропольского края (т. 1, л. д. 11 - 31).
Данные объекты водоснабжения, водоотведения переданы предприятию и закреплены за ним на праве хозяйственного ведения.
По результатам прокурорской проверки установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, в адрес администрации внесены представления от 27.11.2020 N 7-84-2020, от 02.08.2021 N 7-84-2021 и от 25.02.2022 N 7-84-2022 с требованиями об устранении нарушений противопожарного законодательства в части ремонта и содержания противопожарных гидрантов.
Неисполнение предприятием обязанности по обеспечению надлежащего технического функционирования, обслуживания и содержания в исправном состоянии пожарных гидрантов, расположенных на водопроводных сетях, находящихся на его балансе, послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию (пункты 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса).
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы, в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные (часть 2 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; далее - Закон N 123-ФЗ).
Из смысла статей 62, 63, 68 и 69 Закона N 123-ФЗ следует, что при установке (присоединении) пожарных гидрантов на водопроводных сетях, наряду с обеспечением потребителей коммунальной инфраструктуры качественным водоснабжением, назначением последних охватывается, в том числе необходимость бесперебойной подачи водных ресурсов для обеспечения противопожарной безопасности муниципального образования, а значит тех же конечных потребителей.
В части 1 статьи 127 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Согласно разделу 11 ГОСТа Р 53961-2010 "Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний" рабочее положение гидрантов - вертикальное. Гидранты устанавливают в колодцах с помощью пожарной подставки по ГОСТу 5525 на промытых водопроводных сетях перед их гидравлическим испытанием. Установка и обслуживание гидрантов на водопроводной сети осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа 12.3.006 (Эксплуатация водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования безопасности), ГОСТа 12.4.009 (Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание).
Согласно ГОСТу 12.4.009 пожарное оборудование включает в себя и пожарное оборудование водопроводных сетей (пожарные клапаны, пожарные подземные гидранты, гидрант-колонки); комплектующее пожарное оборудование (пожарные стволы, колонки, рукава, гидроэлеваторы; рукавные разветвления, соединительные головки и др.).
По смыслу указанных норм при присоединении пожарных гидрантов к централизованной системе холодного водоснабжения назначением последней охватывается, в том числе использование ее как источника воды, служащей необходимым средством тушения потенциально вероятных пожаров. При этом в целях обеспечения публичных интересов техническая возможность отбора воды для пожаротушения должна быть обеспечена постоянно.
Исходя из действующих требований СП 8.13130.2020 (Приказ МЧС России от 30.03.2020 N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности") гидрант предполагает его закрепленность на установленном месте водопровода, неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидранты как составные части сети водоснабжения, неотделимые от нее; в целом такая сеть представляет собой наружный противопожарный водопровод.
Согласно части 2 статьи 68 Закона N 123-ФЗ к наружному противопожарному водоснабжению относятся централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды установили, что спорные пожарные гидранты были установлены на водопроводных сетях до их передачи из муниципальной собственности в собственность Ставропольского края и в хозяйственное ведение предприятию. На момент их передачи гидранты не являлись самостоятельными объектами, а входили в состав водопроводной сети и были связаны общим назначением и использованием, представляя собой противопожарный водопровод, следовательно, их функционирование отдельно от водопроводной сети (без обеспечения подачи воды) невозможно.
Таким образом, само по себе отсутствие в решениях и распоряжениях собственника, актах приема-передачи указания на пожарные гидранты не опровергает их передачу в собственность Ставропольского края, а затем в хозяйственное ведение предприятия в составе единого комплекса пожарной водопроводной сети; иное не было предусмотрено при совершении соответствующей сделки.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства ГУП Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" об отложении рассмотрения кассационной жалобы отказать.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 по делу N А63-3461/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из действующих требований СП 8.13130.2020 (Приказ МЧС России от 30.03.2020 N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности") гидрант предполагает его закрепленность на установленном месте водопровода, неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидранты как составные части сети водоснабжения, неотделимые от нее; в целом такая сеть представляет собой наружный противопожарный водопровод.
Согласно части 2 статьи 68 Закона N 123-ФЗ к наружному противопожарному водоснабжению относятся централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 марта 2024 г. N Ф08-508/24 по делу N А63-3461/2022
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-508/2024
09.11.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4376/2022
31.07.2023 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3461/2022
27.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2539/2023
15.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4376/2022
20.09.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3461/2022