г. Краснодар |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А20-1983/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Герасименко А.Н. и Посаженникова М.В., при ведении протокола помощником судьи Витютневой Е.Д., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики, от заявителя - индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Таашева А.Л. (ИНН 070802901759, ОГРНИП 315072400001018) - Сабанчиева Т.Х. (доверенность от 12.07.2022), от Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики - Курмановой Т.Н. (доверенность от 04.06.2020), в отсутствие третьего лица - Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Таашева А.Л. на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2023 по делу N А20-1983/2022, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Таашеву А.Л. (далее - предприниматель, глава КФХ) о взыскании 1 201 777 рублей 13 копеек предоставленного в 2018 году гранта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства Кабардино-Балкарской Республике (далее - казначейство).
Решением суда от 31.10.2022 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован недоказанностью оснований для возврата гранта. Суд сделал вывод о том, что бюджетные средства израсходованы в соответствии с целевым назначением (приобретен крупный рогатый скот), цель предоставления гранта достигнута. Неисполнение условий о создании дополнительных рабочих мест и сдаче отчетов о достижении показателей результативности не является существенным нарушением соглашения о предоставлении гранта и основанием для возврата бюджетных средств. Министерство пропустило срок исковой давности, о применении которого заявил предприниматель.
Постановлением апелляционного суда от 19.01.2023 решение суда отменено, требования министерства удовлетворены. Апелляционный суд установил, что срок исковой давности не пропущен, цель предоставления гранта не достигнута.
В кассационной жалобе предприниматель просит постановление суда отменить и оставить в силе решение суда. По мнению заявителя, им выполнены в полном объеме условия предоставления субсидии, цель предоставления субсидии достигнута, денежные средства, предоставленные предпринимателю, реализованы в соответствии с целевым назначением. Податель жалобы считает, что министерство не доказало наличие обстоятельств, которые могут служить основанием для возврата предпринимателем предоставленного гранта. Кроме того, пропущен срок исковой давности.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы, представитель министерства на доводы кассационной жалобы возражал, поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемый судебный акт надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Правилами предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденными постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21.02.2017 N 23- ПП (далее - Правила N 23-ПП), министерство и предприниматель (получатель) заключили соглашение от 26.11.2018 N 34 о предоставлении из бюджета Кабардино-Балкарской Республики гранта в сумме 1 201 777 рублей 13 копеек на развитие семейной животноводческой фермы на базе КФХ в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, софинансирования плана расходов семейной животноводческой фермы.
Соглашением на предпринимателя возложены обязанности: организовать работу в соответствии с разработанным бизнес-планом (пункт 4.3.3), использовать грант в течение 24-х месяцев с момента перечисления денежных средств по каждому наименованию (статье расхода), указанному плане расходов (является неотъемлемой частью соглашения; пункт 4.3.4), создать не менее 3-х новых рабочих мест и сохранить их в течение не менее 5 лет после получения гранта (пункт 4.3.6), зарегистрировать в государственной ветеринарной службе поголовье сельскохозяйственных животных и птицы для проведения ветеринарно-санитарных мероприятий (пункт 4.3.8), обеспечивать достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами N 23-ПП или министерством в соответствии с пунктом 4.1.5 соглашения (пункт 4.3.10), предоставлять в министерство отчет о достижении значений показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.6.1 соглашения не позднее 10- го рабочего дня, следующего за отчетным полугодием (пункт 4.3.11.1).
Соглашением также предусмотрена обязанность предпринимателя по требованию министерства возвратить в республиканский бюджет сумму гранта в случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о фактах нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Правилами N 23-ПП и соглашением (пункты 4.1.8, 4.3.13.2).
Платежным поручением от 10.12.2018 N 173894 предпринимателю перечислены средства гранта в размере 1 201 777 рублей 13 копеек.
В акте выездной проверки от 17.12.2021 министерство указало, что в казначейство глава КФХ представил договоры купли-продажи сельскохозяйственных животных:
от 18.02.2019 б/н на сумму 517 тыс. рублей (из них средства гранта 310 тыс. рублей), от 05.03.2019 N 2 на сумму 517 тыс. рублей (из них средства гранта 310 тыс. рублей), от 09.04.2019 б/н на сумму 470 тыс. рублей (из них средства гранта 271 777 рублей 13 копеек), от 09.04.2019 б/н на сумму 517 тыс. рублей (из них средства гранта 310 тыс. рублей).
Платежными поручениями от 19.02.2019 N 191, от 06.03.2019 N 10, от 10.04.2019 N 8, от 11.04.2019 N 1 с лицевого счета предпринимателя казначейство перечислило продавцам животных 1 201 777 рублей 13 копеек.
Казначейство провело в отношении министерства выездную проверку соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субсидии, по результатам которой выявлено нарушение бюджетного законодательства и установлен факт несоблюдения условий предоставления и использования полученного главой КФХ гранта.
В адрес министерства направлено представление от 28.01.2022 N 04-20-07/332 о необходимости принятия мер по взысканию с главы КФХ средств грантовой поддержки.
Министерство направило главе КФХ требование от 15.02.2022 о возврате гранта.
Глава КФХ требование не исполнил, что явилось основанием для обращения министерства в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные министерством требования, апелляционный суд руководствовались статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 34, 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Правилами N 23-ПП.
Апелляционный суд установил, что предприниматель не исполнил предусмотренные Правилами N 23-ПП и соглашением N 34 условия предоставления гранта. Предусмотренные в приложении N 1 к соглашению N 34 показатели результативности (создание до 31.12.2018 не менее 3-х новых постоянных рабочих мест, ежегодный прирост производства сельскохозяйственной продукции - 10%) не достигнуты. Данное обстоятельство в силу пунктов 39, 40 Правил N 23-ПП и пунктов 4.1.8, 4.3.13.2 соглашения N 34 является основанием для возврата гранта получателем. Суд учел, что в соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Правил N 23-ПП создание новых рабочих мест являлось непременным условием предоставления гранта и показателем результативности его использования в соответствии с соглашением от 26.11.2018.
Согласно пункту 31 Правил N 23-ПП размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы, предоставляемого главе крестьянского (фермерского) хозяйства, определяется конкурсной комиссией с учетом его собственных средств и плана расходов, направленных на цели, указанные в пункте 3 Правил.
Апелляционный суд установил, что планом расходов по развитию семейной животноводческой фермы (подписан главой КФХ) предусмотрено приобретение КРС в количестве 43 голов (т. 1 л. д. 84). Согласно отчетам о производстве продукции животноводства и поголовье скота, предоставленных главой КФХ в органы статистики, в 2019 году приобретен скот в количестве 26-ти голов (согласно незаверенному исправлению - 38), в 2020 и 2021 годах животные не приобретались. На конец отчетного периода количество животных составило: в 2019 году - 27, в 2020 году - 12, в 2021 году - 4 (согласно акту министерства от 17.12.2021 - на конец 2021 года - 3).
При этом забито и продано на убой 16 голов в 2021 году. Сведений о забое (падеже) скота в 2019 и 2020 годах отчеты не содержат. Отсутствуют в них и сведения о приплоде за весь рассматриваемый период. Содержащие противоречивые сведения о движении поголовья скота отчеты не подтверждают достижение получателем гранта показателей, установленных планом расходов по развитию семейной животноводческой фермы, а также показателей результативности, предусмотренных соглашением от 26.11.2018 (ежегодный прирост производства сельскохозяйственной продукции - 10%). Отраженные в отчетах сведения о том, что в 2019 году произведено и реализовано животноводческой продукции - 80, в 2020 году - 136, в 2021 году - 99, достижение заданных показателей не подтверждают. Анализ сведений из отчетов показывает, что в период 2019 - 2021 годов прирост поголовья скота, а, следовательно, и производства сельскохозяйственной продукции отсутствует; реализация животноводческой продукции осуществлялась главой КФХ исключительно за счет скота, приобретенного на средства выделенного гранта.
На конец 2021 года главой КФХ продано практически все поголовье.
Апелляционный суд сделал вывод о том, что такое использование гранта не соответствует целям его предоставления, указанным в пунктах 2 и 3 Правил N 23-ПП (развитие семейных животноводческих ферм, создание новых постоянных рабочих мест в сельской местности), и, как следствие, является нецелевым. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что неисполнение главой КФХ условий предоставлении гранта вызвано независящими от него обстоятельствами. Приобретение КРС и его реализация целью предоставления бюджетных средств не являлись.
Апелляционный суд учел, что в нарушение пункта 37 Правил N 23-ПП и пункта 4.3.11.1 соглашения от 26.11.2018 предприниматель не представлял в министерство отчеты о достижении значений показателей результативности. Представленные главой КФХ документы, осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с бизнес-планом, а также использование гранта на цели, предусмотренные условиями соглашения N 34, не подтверждают.
В суде первой инстанции предприниматель заявил о пропуске срока исковой давности, ссылаясь на то, что средства гранта перечислены 10.12.2018, а исковое заявление подано в суд 13.05.2022. Апелляционный суд учел, что соглашением N 34 предусмотрена обязанность предпринимателя использовать грант в течение 24-х месяцев с момента перечисления денежных средств, предоставлять в министерство отчет о достижении показателей результативности не позднее 10-го рабочего дня, следующего за отчетным полугодием. Названные отчеты предприниматель не предоставлял министерству в течение всего срока использования гранта. О наличии оснований для возврата гранта министерство узнало (должно было узнать) после проведения им проверки, результаты которой зафиксированы в акте от 17.12.2021. Документы, свидетельствующие о том, что о нецелевом использовании главой КФХ бюджетных средств министерство узнало ранее указанной даты, в деле отсутствуют. Иск министерства поступил в суд нарочным 13.05.2022. С учетом изложенного апелляционный суд правомерно указал на то, что срок давности не пропущен.
Поскольку установленные названным соглашением показатели результативности не достигнуты, условия использования гранта главой КФХ не соблюдены, апелляционный суд правомерно удовлетворил заявленные министерством требования.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены апелляционным судом при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта и не опровергают выводы суда. Суд апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения постановления суда по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2023 по делу N А20-1983/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные министерством требования, апелляционный суд руководствовались статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 34, 78, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Правилами N 23-ПП.
...
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены апелляционным судом при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта и не опровергают выводы суда. Суд апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения постановления суда по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2023 г. N Ф08-1965/23 по делу N А20-1983/2022