г. Ессентуки |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А20-1983/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Егорченко И.Н., Жукова Е.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., с участием представителя индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Таашева А.Л. - Сабанчиева Т.Х. (доверенность от 12.07.2022), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.10.2022 по делу N А20-1983/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Таашеву Адмиру Лидовичу (далее - предприниматель, глава КФХ) о взыскании 1 201 777,13 руб. предоставленного в 2018 году гранта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства Кабардино-Балкарской Республике (далее - казначейство).
Решением от 31.10.2022 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован недоказанностью оснований для возврата гранта. Бюджетные средства израсходованы в соответствии с целевым назначением (приобретен крупный рогатый скот), цель предоставления гранта достигнута. Неисполнение условий о создании дополнительных рабочих мест и сдаче отчетов о достижении показателей результативности не является существенным нарушением соглашения о предоставлении гранта и основанием для возврата бюджетных средств. Министерство пропустило срок исковой давности.
В апелляционной жалобе министерство просило решение отменить и удовлетворить требования в полном объеме. Жалоба мотивирована следующим. Предприниматель не выполнил задачи, предусмотренные соглашением о предоставлении гранта (освоение сегмента рынка, увеличение объема животноводческой продукции, получение прибыли, создание новых рабочих мест, увеличение доходной части бюджета). Ответчиком не исполнены обязательства по ведению финансово-хозяйственной деятельности, предоставлению отчетности. Вывод суда о пропуске срока исковой давности и начале его течения со дня предоставления первого отчета, ошибочен.
В отзыве предприниматель просил отказать в удовлетворении жалобы.
Казначейство отзыв на жалобу не направило.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы отзыва. Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Правилами предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21.02.2017 N 23-ПП (далее - Правила N 23-ПП) министерство и предприниматель (получатель) заключили соглашение от 26.11.2018 N 34 о предоставлении из бюджета Кабардино-Балкарской Республики гранта в сумме 1 201 777,13 руб. на развитие семейной животноводческой фермы на базе КФХ в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, софинансирования плана расходов семейной животноводческой фермы.
Соглашением на предпринимателя возложены обязанности: организовать работу в соответствии с разработанным бизнес-планом (пункт 4.3.3), использовать грант в течение 24-х месяцев с момента перечисления денежных средств по каждому наименованию (статье расхода), указанному плане расходов (является неотъемлемой частью соглашения; пункт 4.3.4), создать не менее 3-х новых рабочих мест и сохранить их в течение не менее 5 лет после получения гранта (пункт 4.3.6), зарегистрировать в государственной ветеринарной службе поголовье сельскохозяйственных животных и птицы для проведения ветеринарно-санитарных мероприятий (пункт 4.3.8), обеспечивать достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами N 23-ПП или министерством в соответствии с пунктом 4.1.5 соглашения (пункт 4.3.10), предоставлять в министерство отчет о достижении значений показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.6.1 соглашения не позднее 10-го рабочего дня, следующего за отчетным полугодием (пункт 4.3.11.1).
Соглашением также предусмотрена обязанность предпринимателя по требованию министерства возвратить в республиканский бюджет сумму гранта в случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о фактах нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Правилами N 23-ПП и соглашением (пункты 4.1.8, 4.3.13.2).
Платежным поручением от 10.12.2018 N 173894 предпринимателю перечислены средства гранта в размере 1 201 777,13 руб.
В акте выездной проверки от 17.12.2021 министерством указано, что в казначейство главой КФХ представлены договоры купли-продажи сельскохозяйственных животных: от 18.02.2019 б/н на сумму 517 000 руб. (из них средства гранта 310 000 руб.), от 05.03.2019 N 2 на сумму 517 000 руб. (из них средства гранта 310 000 руб.), от 09.04.2019 б/н на сумму 470 000 руб. (из них средства гранта 271 777,13 руб.), от 09.04.2019 б/н на сумму 517 000 руб. (из них средства гранта 310 000 руб.). Платежными поручениями от 19.02.2019 N 191, 06.03.2019 N 10, 10.04.2019 N 8, 11.04.2019 N 1 с лицевого счета предпринимателя казначейство перечислило продавцам животных 1 201 777,13 руб.
Казначейством в отношении министерства проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субсидии, по результатам которой выявлено нарушение бюджетного законодательства и установлен факт несоблюдения условий предоставления и использования полученного главой КФХ гранта.
В адрес министерства направлено представление от 28.01.2022 N 04-20-07/332 о необходимости принятия мер по взысканию с главы КФХ средств грантовой поддержки.
Министерство направило главе КФХ требование от 15.02.2022 о возврате гранта.
Глава КФХ требование не исполнил, что явилось основанием для обращения министерства в суд.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем 4 пункта 8 статьи 78 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими (пункт 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса).
Статьей 34 Бюджетного кодекса установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В силу пункта 2 Правил N 23-ПП (действующих на дату предоставления гранта) под грантом являются бюджетные ассигнования, перечисляемые из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики главе крестьянского (фермерского) хозяйства для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с государственной программой Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике", утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17.07.2014 N 154-ПП, в целях развития на сельских территориях Кабардино-Балкарской Республики крестьянского (фермерского) хозяйства и создания новых постоянных рабочих мест в сельской местности исходя из расчета создания не менее 3 новых постоянных рабочих мест на один грант, полученный в текущем финансовом году;
В соответствии с пунктом 3 Правил N 23-ПП гранты предоставляются главам крестьянских (фермерских) хозяйств в целях развития семейных животноводческих ферм на сельских территориях в Кабардино-Балкарской Республике, включая приобретение сельскохозяйственных животных. Срок использования гранта на развитие семейной животноводческой фермы составляет не более 24 месяцев с даты его получения.
Условия предоставления гранта перечислены в пункте 5 Правил N 23-ПП, подпунктом "д" которого предусмотрено создание главой КФХ не менее 3 новых постоянных рабочих мест на один грант, полученный в текущем финансовом году; сохранение созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта.
Получатель гранта не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представляет в министерство отчет о целевом расходовании гранта с приложением документов, подтверждающих его целевое расходование, по форме, устанавливаемой приказом министерства (пункт 37 Правил N 23-ПП).
Министерство и уполномоченные органы государственного финансового контроля осуществляют проверку соблюдения получателями гранта условий, целей и порядка предоставления гранта посредством проведения документарной проверки отчетности, указанной в пункте 37 настоящих Правил (пункт 38 Правил N 23-ПП).
Заявители несут ответственность за достоверность представляемых в министерство документов, за целевое использование средств указанного гранта и соблюдение условий его предоставления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Грант подлежит возврату в доход бюджета Кабардино-Балкарской Республики, в том числе в случае неисполнения условий предоставления гранта (пункты 39, 40 Правил N 23-ПП).
Из обстоятельств дела следует, что предусмотренные Правилами N 23-ПП и соглашением N 34 условия предоставления гранта предпринимателем не исполнены.
Предусмотренные в приложении N 1 к соглашению N 34 показатели результативности (создание до 31.12.2018 не менее 3 новых постоянных рабочих мест, ежегодный прирост производства сельскохозяйственной продукции - 10 %) не достигнуты.
Данное обстоятельство в силу пунктов 39, 40 Правил N 23-ПП и пунктов 4.1.8, 4.3.13.2 соглашения N 34 является основанием для возврата гранта получателем.
Выводы суда первой инстанции о том, что неисполнение условий о создании новых рабочих мест не является существенным нарушением соглашения о предоставлении гранта и основанием для возврата бюджетных средств, ошибочен.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Правил N 23-ПП создание новых рабочих мест являлось непременным условием предоставления гранта и показателем результативности его использования в соответствии с соглашением от 26.11.2018.
Судебная коллегия не может согласиться и с выводами суда о том, что бюджетные средства израсходованы по целевому назначению (приобретен крупный рогатый скот), цель предоставления гранта достигнута.
Согласно пункту 31 Правил N 23-ПП размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы, предоставляемого главе крестьянского (фермерского) хозяйства, определяется конкурсной комиссией с учетом его собственных средств и плана расходов, направленных на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.
Планом расходов по развитию семейной животноводческой фермы (подписан главой КФХ) предусмотрено приобретение КРС в количестве 43 голов (т. 1 л. д. 84). Однако согласно отчетам о производстве продукции животноводства и поголовье скота, предоставленных главой КФХ в Северо-Кавказстат, в 2019 году приобретен скот в количестве 26 голов (согласно незаверенному исправлению - 38), в 2020 и 2021 годах животные не приобретались. На конец отчетного периода количество животных составило: в 2019 году - 27, в 2020 году - 12, в 2021 году - 4 (согласно акту министерства от 17.12.2021 - на конец 2021 года - 3). При этом забито и продано на убой - 16 голов в 2021 году. Сведений о забое (падеже) скота в 2019 и 2020 годах отчеты не содержат. Отсутствуют в них и сведения о приплоде за весь рассматриваемый период.
Таким образом, содержащие противоречивые сведения о движении поголовья скота отчеты, не подтверждают достижение получателем гранта показателей, установленных планом расходов по развитию семейной животноводческой фермы, а также показателей результативности, предусмотренных соглашением от 26.11.2018 (ежегодный прирост производства сельскохозяйственной продукции - 10 %).
Отраженные в отчетах сведения о том, что в 2019 году произведено и реализовано животноводческой продукции - 80 ц, в 2020 году - 136 ц, в 2021 году - 99 ц, достижение заданных показателей не подтверждают.
Напротив, анализ сведений из отчетов показывает, что в период 2019 - 2021 прирост поголовья скота, а следовательно, и производства сельскохозяйственной продукции, отсутствует; реализация животноводческой продукции осуществлялась главой КФХ исключительно за счет скота, приобретенного на средства выделенного гранта. На конец 2021 года главой КФХ продано практически все поголовье.
Такое использование гранта не соответствует целям его предоставления, указанным в пунктах 2 и 3 Правил N 23-ПП (развитие семейных животноводческих ферм, создание новых постоянных рабочих мест в сельской местности) и как следствие, является нецелевым.
При этом из материалов дела не следует, что неисполнение главой КФХ условий предоставлении гранта, вызвано независящими от него обстоятельствами.
Приобретение КРС и его реализация целью предоставления бюджетных средств не являлись.
Ссылки суда первой инстанции на постановление от 11.07.2022 об отказе в возбуждении уголовного дела, ответ прокуратуры от 29.08.2022 и ветеринарное удостоверение от 02.08.2022, исковые требования министерства не опровергают.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В данном случае надлежащими доказательствами целевого использования гранта являются отчеты предпринимателя, которые он должен был представлять в министерство в соответствии с пунктом 37 Правил N 23-ПП и пунктом 4.3.11.1 соглашения от 26.11.2018.
Однако в нарушение своих обязательств, отчеты о достижении значений показателей результативности предприниматель в министерство не представлял.
Глава КФХ документально не опроверг доводы министерства о том, что со дня получения гранта он не представил ни одного документа (отчета) о целевом использовании полученных в рамках соглашения N 34 денежных средств, что исключает как возможность контроля за целевым использованием денежных средств, так и получение сведений о результатах фермерской деятельности предпринимателя, которые необходимы министерству как ответственному за сельскохозяйственный сектор экономики Кабардино-Балкарской Республики и целевое использование денежных средств, выделяемых из бюджета на развитие и поддержку фермерства.
Постановлением от 11.07.2022 отказано в возбуждении уголовного дела, в том числе, в отношении предпринимателя. В нем указано, что в ходе проведенной проверки фактов хищения бюджетных средств не установлено. Однако из постановления не следует, что должностным лицом исследовались вопросы соблюдения главой КФХ условий предоставления и использования гранта. При этом в нем отражен факт установленных казначейством нарушений и направление министерством в арбитражный суд искового заявления о взыскании суммы гранта.
Аналогичная информация отражена в ответе прокурора Чегемского района от 29.08.2022. Обстоятельств, подтверждающих отсутствие оснований для возврата гранта, прокурором не установлено.
Представленное в дело ветеринарное свидетельство от 02.08.2022 подтверждает, что предприниматель имеет ветеринарно-санитарные условия для выращивания, содержания, разведения и реализации с/х животных (КРС), однако само по себе оно не свидетельствует о надлежащем исполнении главой КФХ условий предоставления гранта в 2019 - 2021 годах.
Таким образом, представленные главой КФХ документы, осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с бизнес-планом, а также использование гранта на цели, предусмотренные условиями соглашения N 34, не подтверждают.
Поскольку установленные названным соглашением показатели результативности не достигнуты, условия использования гранта главой КФХ не соблюдены, в удовлетворении исковых требований министерства суд отказал неправомерно.
Вывод суда о пропуске министерством срока исковой давности ошибочен.
В силу статьи 195 Гражданского кодекса исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса).
Пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса определено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно пункту 3 статьи 202 Гражданского кодекса, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Пунктом 5 статьи 4 АПК РФ предусмотрено, что гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Возражая против иска, предприниматель заявил о пропуске срока исковой давности, ссылаясь на то, что средства гранта перечислены 10.12.2018, а исковое заявление подано в суд 13.05.2022.
Соглашаясь с доводом предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что соглашение N 34 заключено 26.11.2018, отчет о достижении значений показателей результативности подлежал представлению в министерство не позднее 22.01.2019. С 23.01.2019 министерству должно было стать известно о нарушении своих прав. Трехгодичный срок для обращения в суд истек 23.01.2022 года. Иск подан в суд 23.05.2022 с пропуском давностного срока.
Вместе с тем суд не учел, что соглашением N 34 предусмотрена обязанность предпринимателя использовать грант в течение 24-х месяцев с момента перечисления денежных средств, предоставлять в министерство отчет о достижении показателей результативности не позднее 10-го рабочего дня, следующего за отчетным полугодием.
Названные отчеты предприниматель в течение всего срока использования гранта министерству не предоставлял.
О наличии оснований для возврата гранта министерство узнало (должно было узнать) после проведения им проверки, результаты которой зафиксированы в акте от 17.12.2021.
Документы, свидетельствующие о том, что о нецелевом использовании главой КФХ бюджетных средств министерство узнало ранее указанной даты, в деле отсутствуют.
Иск министерства поступил в суд нарочно 13.05.2022. Срок давности не пропущен.
С учетом изложенного, решение от 31.10.2022 подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.10.2022 по делу N А20-1983/2022 отменить, принять новый судебный акт.
Требования Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Таашева Адмира Лидовича (ИНН 070802901759, ОГРНИП 315072400001018) в пользу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (г. Нальчик, ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756) 1 201 777, 13 руб. средств гранта.
Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Таашева Адмира Лидовича (ИНН 070802901759, ОГРНИП 315072400001018) в доход федерального бюджета 25 018 руб. государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1983/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства КБР
Ответчик: Таашев А.Л.
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, Управление Федерального казначейства по КБР, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд