г. Краснодар |
|
10 мая 2023 г. |
Дело N А32-16258/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - крестьянского (фермерского) хозяйства Аленова Владимира Федоровича (ИНН 2352008990, ОГРН 1032329057276) - Сиротского В.А. (доверенность от 28.08.2021), от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Чугуновой В.В. (доверенность от 09.01.2023), рассмотрев кассационные жалобы крестьянского (фермерского) хозяйства Аленова Владимира Федоровича и Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 по делу N А32-16258/2022, установил следующее.
Крестьянское (фермерское) хозяйство Аленова Владимира Федоровича (далее - КФХ Аленова В.Ф.) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа департамента, формализованного в письме от 11.03.2022 N 52-32-15-8752/22, в заключении без проведения торгов договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:0802004:88 площадью 183 142 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерации, Краснодарский край, Темрюкский район (далее - спорный земельный участок), возложении на департамент обязанности в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда, подготовить и направить в адрес КФХ Аленова В.Ф. проект договора аренды спорного земельного участка без проведения торгов, взыскании с департамента 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Решением суда от 22.11.2022 (с учетом исправительного определения от 01.02.2023), оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.02.2023 (с учетом исправительного определения от 14.02.2023), признан незаконным отказ департамента, формализованный в письме от 11.03.2022 N 52-32-15-8752/22; на департамент возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0802004:88 для целей сельскохозяйственного производства в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) по месту нахождения земельного участка, и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, с последующим проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в случае поступления заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка (пункты 4 и 7 статьи 39.18 Кодекса), либо в случае, если такие заявления не поступили, осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0802004:88 в трех экземплярах, его подписание и направление КФХ Аленова В.Ф. (пункт 5 статьи 39.18 Кодекса). С департамента в пользу КФХ Аленова В.Ф. взыскано 300 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины, 2 700 рублей излишне уплаченной государственной пошлины возвращены КФХ Аленова В.Ф. Судебные акты мотивированы отсутствием в рассматриваемом случае предусмотренных статьей 39.16 Кодекса оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без торгов. Суды указали, что сами по себе положения пункта 17 статьи 39.16 Кодекса не лишают КФХ Аленова В.Ф. права на заключение без торгов договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при наличии оснований. При этом размещение на земельном участке линейных объектов не препятствует использованию спорного земельного участка на праве аренды. В силу статьи 39.18 Кодекса спорный земельный участок подлежит предоставлению в аренду без проведения торгов в случае предварительного опубликования сведений о предстоящем предоставлении и отсутствия иных заявлений на предоставление этого участка. Суды сделали вывод о том, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав КФХ Аленова В.Ф., учитывающим баланс гражданских прав и обязанностей сторон, будет являться возложение на департамент в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Кодекса, а именно: обеспечить опубликование извещения о предоставлении спорного земельного участка для целей сельскохозяйственного производства в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) по месту нахождения спорного земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, с последующим проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в случае поступления заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка (пункты 4 и 7 статьи 39.18 Кодекса) либо в случае, если такие заявления не поступили, осуществить подготовку проекта договора аренды спорного земельного участка в трех экземплярах, его подписание и направление КФХ Аленова В.Ф. (пункт 5 статьи 39.18 Кодекса).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось КФХ Аленова В.Ф. с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что заявление КФХ Аленова В.Ф. подано в департамент на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации; а представленными в материалы дела доказательствами подтверждено наличие у КФХ Аленова В.Ф. статуса участника программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Мотивировочная часть оспариваемого решения фактически лишает КФХ Аленова В.Ф. статуса участника в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства и дает основание департаменту провести аукционные мероприятия на общих основаниях, с учетом подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса, допустив к торгам любых лиц, в том числе не имеющих статус участника государственной программы развития сельского хозяйства.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации департамент не представил в суд отзыв на кассационную жалобу.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился департамент с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что указанный в заявлении КФХ Аленова В.Ф. срок (49 лет) аренды спорного земельного участка превышает максимальный срок, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного значения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Спорный земельный участок ограничен в обороте ввиду наличия проектируемых на нем объектов. На дату подачи заявления о предоставлении спорного земельного участка в аренду департамент не имел сведений о том, что КФХ Аленова В.Ф. являлось участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, реализуемой на территории Краснодарского края в 2022 году. Поскольку законность оспоренного ненормативного правового акта проверяется судом по состоянию на дату его принятия с учетом тех документов, которыми располагал принявший его орган на дату принятия, у департамента отсутствовали основания для удовлетворения заявления КФХ Аленова В.Ф..
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации КФХ Аленова В.Ф. не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационных жалоб.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 03.05.2023 на 11 часов 00 минут, объявлялся перерыв до 03.05.2023 до 17 часов 30 минут.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что судебные акты по делу надлежит изменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю на праве собственности принадлежит спорный земельный участок, отнесенный к категории земель "земли населенных пунктов" и виду разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" (фонд перераспределения).
Ссылаясь на положения подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, КФХ Аленова В.Ф. обратилось в департамент с заявлением о предоставлении без проведения торгов в аренду сроком на 49 лет спорного земельного участка для целей сельскохозяйственного использования, связанного с выращиванием и производством столовых и технических сортов винограда.
Письмом от 11.03.2022 N 52-32-15-8752/22 департамент отказал КФХ Аленова В.Ф. в предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов. Отказ мотивирован тем, что в письме министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 03.03.2022 N 206-04-04-1923/22 сведения об участии КФХ Аленова В.Ф. в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, реализуемых на территории Краснодарского края в 2022 году, отсутствуют. Согласно письму департамента по архитектуре и градостроительства Краснодарского края от 21.02.2022 N 71-03-01-1247/22 испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 17.06.2016 N 148 (в редакции от 22.07.2016 N 193) утверждена документация по планировке территории для размещения линейного объекта "Строительство ЛЭП-110 кВ "Вышестеблиевская 220 - Вышестеблиевская тяговая"".
Полагая, что формализованный в письме от 11.03.2022 N 52-32-15-8752/22 отказ департамента в предоставлении спорного земельного участка противоречит действующему законодательству, КФХ Аленова В.Ф. обратилось в арбитражный суд.
При принятии судебных актов суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случаях: предоставления его крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса); предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса).
Участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов (абзац первый пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (абзац 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Возможность предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства, без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду в порядке публичной процедуры, установленной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, изложены в пункте 8 статьи 39.15 и в статье 39.16 Кодекса (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Кодекса).
При наличии оснований, которые указаны в пункте 8 статьи 39.15 и в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган не публикует извещение о предоставлении земельного участка, как об этом указано в подпункте 1 пункта 1 статьи 39.18 Кодекса, а принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка.
Проверив наличие в рассматриваемом случае указанных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без торгов, суды обоснованно констатировали их отсутствие.
Суды критически оценили доводы департамента о том, что согласно письму департамента по архитектуре и градостроительства Краснодарского края от 21.02.2022 N 71-03-01-1247/22 спорный земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 17.06.2016 N 148 (в редакции от 22.07.2016 N 193) утверждена документация по планировке территории для размещения линейного объекта "Строительство ЛЭП-110 кВ "Вышестеблиевская 220 - Вышестеблиевская тяговая"", правомерно исходя из следующего.
Как указано в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении участка в аренду по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
При применении пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации следует учитывать, что до начала строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории должна быть произведена в установленном статьями 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениями главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядке процедура изъятия у собственников для государственных или муниципальных нужд как объектов недвижимости, так и права аренды земельного участка, на котором они расположены.
В этом случае в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, сами по себе положения пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не лишают права заинтересованного лица на заключение без торгов договоров аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения при наличии указанных оснований.
При этом линейные объекты не являются сооружениями, их размещение на земельном участке не препятствует использованию земельного участка на праве аренды. Собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта, кроме того, сервитут может устанавливаться для обеспечения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Однако само по себе возможное размещение линейных объектов не препятствует ни целевому использованию спорного земельного участка, ни свидетельствует о наличии оснований для отказа в заключении договора аренды.
Таким образом, суды сделали правомерный вывод о незаконности отказа департамента в предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов, обусловив отказ тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 17.06.2016 N 148 (в редакции от 22.07.2016 N 193) утверждена документация по планировке территории для размещения линейного объекта "Строительство ЛЭП-110 кВ "Вышестеблиевская 220 - Вышестеблиевская тяговая"".
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суды указали, что в силу статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок подлежит предоставлению в аренду без проведения торгов в случае предварительного опубликования сведений о предстоящем предоставлении и отсутствия иных заявлений в предоставлении участка.
Суды сделали вывод о том, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав КФХ Аленова В.Ф., учитывающим баланс гражданских прав и обязанностей сторон, будет являться возложение на департамент в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: обеспечить опубликование извещения о предоставлении спорного земельного участка для целей сельскохозяйственного производства в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) по месту нахождения земельного участка, и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, с последующим проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в случае поступления заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка (пункты 4 и 7 статьи 39.18 Кодекса) либо в случае, если такие заявления не поступили, осуществить подготовку проекта договора аренды спорного земельного участка в трех экземплярах, его подписание и направление КФХ Аленова В.Ф. (пункт 5 статьи 39.18 Кодекса).
Вместе с тем, суды не учли следующее.
В пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, изложен правовой подход по применению положений пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, и указано, что предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Если в уполномоченный орган поступили обращения о заключении договора аренды земельного участка от иных крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, то оснований для заключения договора аренды без процедуры торгов не имеется.
Таким образом, из приведенных разъяснений следует, что земельный участок для сельскохозяйственного производства предоставляется без торгов участнику программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в случае отсутствия аналогичных заявлений крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, также участвующих в соответствующих программах. Если после опубликования извещения о предоставлении земельного участка (в связи с обращением участника программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства) в уполномоченный орган обратились с аналогичными заявлениями крестьянские (фермерские) хозяйства или сельскохозяйственные организации, также участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, торги проводятся между этими лицами.
Очевидно, что данные разъяснения имеют направленность на приоритетную защиту прав (интересов) крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, по отношению к иным сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Таким образом, поскольку КФХ Аленова В.Ф. обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, имеет статус участника программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства (справка Управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации муниципального образования Темрюкский район от 29.10.2021 N 08-912/08-12 (том 1 л. д. 31), письмо министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности от 10.11.2022 N 206-02-07-10670/22 (том 2 л. д. 8), соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками с 2018 по 2022 годы (том 1 л. д. 132 - 152)), что департамент документально не опроверг, применению подлежат не только пункты 4 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, но и пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд округа, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым изменить судебные акты в части обязания департамента при рассмотрении заявления КФХ Аленова В.Ф. о предоставлении в аренду спорного земельного участка применить не только пункты 4 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, но и пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2022 (с учетом исправительного определения от 01.02.2023) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 (с учетом исправительного определения от 14.02.2023) по делу N А32-16258/2022 изменить, дополнив к пунктам 4 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации применение пункта 8 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Очевидно, что данные разъяснения имеют направленность на приоритетную защиту прав (интересов) крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, по отношению к иным сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Таким образом, поскольку КФХ Аленова В.Ф. обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, имеет статус участника программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства (справка Управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации муниципального образования Темрюкский район от 29.10.2021 N 08-912/08-12 (том 1 л. д. 31), письмо министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности от 10.11.2022 N 206-02-07-10670/22 (том 2 л. д. 8), соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками с 2018 по 2022 годы (том 1 л. д. 132 - 152)), что департамент документально не опроверг, применению подлежат не только пункты 4 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, но и пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд округа, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым изменить судебные акты в части обязания департамента при рассмотрении заявления КФХ Аленова В.Ф. о предоставлении в аренду спорного земельного участка применить не только пункты 4 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, но и пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 мая 2023 г. N Ф08-3165/23 по делу N А32-16258/2022