г. Краснодар |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А32-26057/2022 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев по правилам упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц кассационную жалобу Управления внутренних дел по городу Сочи главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 по делу N А32-26057/2022, установил следующее.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению внутренних дел по городу Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - управление, УВД по г. Сочи) о взыскании финансовых санкций в размере 20 тыс. рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-ТД.
Решением от 29.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.12.2022, суд взыскал с управления 5 тыс. рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-ТД. В удовлетворении остальной части требования суд отказал.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В кассационной жалобе УВД по г. Сочи просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Судебные инстанции не учли, что сумма финансовой санкции, установленная абзацем 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) является фиксированной (1 тыс. рублей) и взыскивается за нарушение порядка предоставления сведений в форме электронных документов.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. По мнению учреждения, им приняты все меры по уведомлению страхователя о порядке представления отчетности, предусмотренной Законом N 27-ФЗ, однако управление не воспользовалось электронным сервисом, представленным на безвозмездной основе учреждением, и представило отчетность на бумажном носителе, допустив нарушение, ответственность за которое предусмотрена абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Форма СЗВ-ТД, утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25.12.2019 N 730п "Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений" не является списочной и должна представляться страхователем по каждому зарегистрированному лицу, в связи с чем финансовые санкции за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов применяется к страхователю за каждую форму СЗВ-ТД (каждое зарегистрированное лицо) отдельно.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, учреждение установило факты, свидетельствующие о нарушении управлением норм пенсионного законодательства, а именно: страхователем (УВД по городу Сочи) 25.03.2021, 12.03.2021, 10.02.2021, 20.02.2021, 10.04.2021, 03.06.2021 представлены сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц на бумажных носителях посредством почтовой связи, тогда как страхователь обязан представить учреждению сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-ТД в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью за соответствующие периоды не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Вместе с тем, в нарушение установленного порядка, учреждение не предоставило сведения по форме СЗВ-ТД за январь 2021 года по телекоммуникационным каналам связи, а представило по почте на бумажном носителе посредством почтовой связи, что нашло отражение в актах об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 033S18210017535 от 17.05.2021; N 033S18210017530 от 17.05.2021; N 033S18210017529 от 17.05.2021; N 033S18210017522 от 17.05.2021; N 033S18210017518 от 17.05.2021; N 033S18210017515 от 17.05.2021; N 033S18210017501 от 17.05.2021; N 033S18210017499 от 17.05.2021; N 033S18210017498 от 17.05.2021; N 033S18210017497 от 17.05.2021; N 033S18210017495 от 17.05.2021; N 033S18210017482 от 17.05.2021; N 033S18210017481 от 17.05.2021; N 033S18210017467 от 17.05.2021; N 033S18210017462 от 17.05.2021; N 033S18210017404 от 17.05.2021; N 033S18210017328 от 14.05.2021; N 033S18210028973 от 08.07.2021; N 033S18210028975 от 08.07.2021; N 033S18210028977 от 08.07.2021.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения управлением решений N 033S19210016588 от 25.06.2021; N 033S19210016664 от 25.06.2021; N 033S19210016662 от 25.06.2021; N 033S19210016661 от 25.06.2021; N 033S19210016660 от 25.06.2021; N 033S19210016659 от 25.06.2021; N 033S19210017107 от 29.06.2021; N 033S19210017110 от 29.06.2021; N 033S19210017108 от 29.06.2021; N 033S19210017109 от 29.06.2021; N 033S19210017106 от 29.06.2021; N 033S19210016519 от 25.06.2021; N 033S19210016518 от 25.06.2021; N 033S19210016517 от 25.06.2021; N 033S19210016649 от 25.06.2021; N 033S19210016571 от 25.06.2021; N 033S19210016359 от 24.06.2021; N 033S19210028406 от 19.08.2021; N 033S19210028405 от 19.08.2021; N 033S19210028404 от 19.08.2021 о привлечении управления к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов за январь 2021 года) в виде 20 тыс. рублей штрафа (1000 руб. х 20).
Для уплаты штрафных санкций страхователю направлены требования N 033S01218352494 от 19.07.2021; N 033S01218352518 от 19.07.2021; N 033S01218352517 от 19.07.2021; N 033S01218352516 от 19.07.2021; N 033S01218352515 от 19.07.2021; N 033S01218352514 от 19.07.2021; N 033S01218452353 от 21.07.2021; N 033S01218452462 от 21.07.2021; N 033S01218452402 от 21.07.2021; N 033S01218452426 от 21.07.2021; N 033S01218452321 от 21.07.2021; N 033S01218305188 от 16.07.2021; N 033S01218305189 от 16.07.2021; N 033S01218305190 от 16.07.2021; N 033S01218352505 от 19.07.2021; N 033S01218352523/18106 от 19.07.2021; N 033S01218320059 от 16.07.2021; N 033S0121А00CG8X от 10.09.2021; N 033S0121A00CG8L от 10.09.2021; N 033S0121А00СG8А от 10.09.2021.
Платежным поручением от 25.02.2022 N 623 управление по требованию учреждения от 10.09.2021 уплатило 1 тыс. рублей; остальные требования учреждения на сумму 19 тыс. рублей остались неоплаченными, что послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и, руководствуясь статьями 1, 11, 27 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", сделали правильный вывод о допущенном управлением нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и наличии у учреждения оснований для применения в отношении управления финансовых санкций. При этом судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ учреждение является страхователем.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктами 2.4 и 2.5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено представление страхователями сведений о трудовой деятельности, указанных в пункте 2.1 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, на работающих у них застрахованных лиц.
Пунктом 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 данной статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.
Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 тыс. рублей. Таким образом, в отношении страхователей, представивших сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД на бумажном носителе, должны быть применены финансовые санкции за несоблюдение порядка предоставления сведений в форме электронных документов.
Довод заявителя относительно того, что Законом N 27-ФЗ установлена "фиксированная" финансовая санкция в размере 1 тыс. рублей за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов является несостоятельным, учитывая положения Закона N 27-ФЗ, а также действовавшего в спорном периоде постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 25.12.2019 N 730п "Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений" (вместе с "Порядком заполнения формы "Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)", "Форматом сведений для формы "Сведения о трудовой деятельности (СЗВ-ТД) зарегистрированного лица" в электронном виде"), согласно которому форма СЗВ-ТД является документом персонифицированного учета и должна предоставляться страхователем по каждому застрахованному лицу.
Таким образом, правильность заполнения и представления формы СЗВ-ТД проверяется в отношении сведений, поданных на каждое, работающее у страхователя застрахованное лицо, соответственно, в случае выявления фактов несоблюдения страхователем порядка представления сведений по форме СЗВ-ТД, к такому страхователю применяются финансовые санкции в отношении каждого застрахованного лица.
То обстоятельство, что управление не представило по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-ТД за январь 2021 года в отношении 20-ти застрахованных лиц, а представило эти сведения по почте на бумажном носителе, установлено учреждением и судебными инстанциями и подтверждается материалами дела. Документально данный вывод управление не опровергло.
Суды исследовали довод управления об отсутствии у него программно-технической возможности для своевременного представления учреждению сведений по форме СЗВ-ТД на застрахованных лиц за январь 2021 года и дали ему соответствующую правовую оценку.
С учетом смягчающих ответственность управления обстоятельств, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.01.2016 N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в связи с запросами Арбитражного суда города Москва и Арбитражного суда Пензенской области", суд первой инстанции уменьшил размер штрафа, подлежащего взысканию с управления до 5 тыс. рублей. Данный вывод поддержан судом апелляционной инстанции.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласиться с выводами судебных инстанций, основанных на установленных и исследованных судами обстоятельствах данного дела.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 по делу N А32-26057/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя относительно того, что Законом N 27-ФЗ установлена "фиксированная" финансовая санкция в размере 1 тыс. рублей за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов является несостоятельным, учитывая положения Закона N 27-ФЗ, а также действовавшего в спорном периоде постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 25.12.2019 N 730п "Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений" (вместе с "Порядком заполнения формы "Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)", "Форматом сведений для формы "Сведения о трудовой деятельности (СЗВ-ТД) зарегистрированного лица" в электронном виде"), согласно которому форма СЗВ-ТД является документом персонифицированного учета и должна предоставляться страхователем по каждому застрахованному лицу.
...
С учетом смягчающих ответственность управления обстоятельств, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.01.2016 N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в связи с запросами Арбитражного суда города Москва и Арбитражного суда Пензенской области", суд первой инстанции уменьшил размер штрафа, подлежащего взысканию с управления до 5 тыс. рублей. Данный вывод поддержан судом апелляционной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 мая 2023 г. N Ф08-2590/23 по делу N А32-26057/2022