г. Краснодар |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А32-17451/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Коржинек Е.Л. и Твердого А.А., при участии в судебном заседании от истца - индивидуального предпринимателя Артамонова Михаила Дмитриевича (ИНН 524708473375, ОГРНИП 319505300003046) - Братчика Д.М. (доверенность от 21.11.2022), от ответчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2311040088, ОГРН 1022301915524) - Селютина Е.В. (доверенность от 15.12.2022), рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 по делу N А32-17451/2022, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Артамонов Михаил Дмитриевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - учреждение) со следующими требованиями: признать незаконным мотивированный отказ от 18.01.2022 N 28-01-2 в приемке товара, акт от 29.12.2021 об установленном расхождении по качеству при приемке товара, возложить на учреждение обязанность принять поставленный товар в течение 30-ти дней по акту приема-передачи с момента вступления решения суда в законную силу и оплатить поставленный товар на сумму 962 048 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 решение суда первой инстанции от 31.10.2022 отменено. Суд обязал учреждение в течение 30-ти дней с даты принятия постановления принять товар - всенаправленный импульсный маяк по акту приема-передачи. Взыскал с учреждения в пользу предпринимателя 962 048 рублей задолженности, 25 259 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование кассационной жалобы учреждение указывает, что суд апелляционной инстанции оставил без внимания, что посадочная площадка учреждения подлежит сертификации, следовательно, все оборудование, в том числе светосигнальное, используемое при его эксплуатации, должно быть сертифицированным. Учреждение считает, что суд апелляционной инстанции не учел пункт 68 требований, утвержденных Приказом Минтранса России от 27.11.2020 N 518 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов вертодромам", согласно которому элементы системы светосигнального оборудования маркеров со светоотражающим покрытием должны иметь сертификат типа, выданный органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, подтверждающий их соответствие сертификационным требованиям, а также технической документации организации-изготовителя (подпункт 3 пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации), обращая внимание кассационного суда, что именно с этих позиций Минтранс России в лице Федерального Агентства Воздушного Транспорта (Росавиация) осуществляет контрольные мероприятия и допуск к эксплуатации посадочной площадки ГБУЗ НИИ-ККБ N 1. Учреждение указывает, что применение несертифицированного светосигнального оборудования на вертолетной площадке может вызвать тяжелейшие последствия, как для воздушного судна, так и для его пассажиров - медицинского персонала учреждения и транспортируемых пациентов. Учреждение считает, что ссылка апелляционного суда на письмо Росавиации от 16.08.2019 N исх.-27877/04 несостоятельна, так как не относится к посадочной площадке для вертолетов учреждения, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. им. 1-го Мая, 167, а также указывает, что поставленный предпринимателем товар не соответствует условиям контракта и аукционной документации, в связи с чем, просит отменить апелляционное постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель учреждения настаивал на доводах жалобы.
В свою очередь, представитель предпринимателя просил судебные акты оставить в силе.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого апелляционного постановления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Суды установили и материалам дела соответствует, что учреждение (заказчик) и предприниматель (поставщик) на основании протокола от 10.09.2021 N 0818500000821004770-2 подведения итогов аукциона в электронной форме заключили контракт от 21.09.2021 N 0818500000821004770 на поставку оборудования электрического осветительного - всенаправленного импульсного маяка.
Идентификационный код закупки - N 212231104008823110100105350022790244.
Согласно пункту 1.1 контракта поставщик обязуется поставить всенаправленный импульсный маяк, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (приложение к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта (пункт 2.1 контракта).
В спецификации к контракту указано, что поставке подлежит всенаправленный импульсный маяк (Вертодромный маяк AL-061-84- WH) в количестве 1 штуки, назначение: для дистанционного зрительного управления там, где оно не обеспечивается другими визуальными средствами или где идентификация вертолетной площадки затруднена загораживающими огнями; сфера применения товара: вертодром; тип: всенаправленная система огней подхода. Кроме того, в спецификации указаны технические характеристики подлежащего поставке товара.
Назначение: для дистанционного зрительного управления там, где оно не обеспечивается другими визуальными средствами или где идентификация вертолетной площадки затруднена загораживающими огнями
Цена контракта составляет 962 948 рублей, НДС не облагается, и включает в себя все расходы, связанные с исполнением контракта (пункты 2.1, 2.3 контракта).
В соответствии с пунктом 3.1 контракта поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику по адресу: 350086, г. Краснодар, ул. 1 Мая, 167, государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского" министерства здравоохранения Краснодарского края, в срок - с даты заключения контракта по 15.12.2021.
В пунктах 4.1 - 4.1.5 контракта изложены обязанности поставщика, в соответствии с которыми поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом и спецификацией; обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и контрактом; обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом; предоставлять заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету контракта, а также своевременно предоставлять заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
Пунктом 4.3.1 контракта на заказчика возложена обязанность обеспечить своевременную приемку и оплату поставленного товара надлежащего качества в порядке и сроки, предусмотренные контрактом; провести экспертизу поставленного товара для проверки его соответствия условиям контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 "44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 4.3.5 контракта); принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (пункт 4.3.2 контракта).
Пунктом 3.3 контракта установлено, что приемка товара осуществляется путем передачи поставщиком товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида товара, а также иных документов, подтверждающих качество товара.
Согласно пункту 3.4 контракта заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах поставщика.
Для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ; пункт 3.5 контракта).
При отсутствии у заказчика претензий по количеству и качеству поставленного товара заказчик в течение 10 (десяти) дней с момента доставки товара поставщиком подписывает акт приема-передачи товара (отдельного этапа исполнения контракта), товарную (товарно-транспортную) накладную, счет, счет-фактуру. После этого товар считается переданным поставщиком заказчику (пункт 3.6 контракта).
В соответствии с пунктом 3.7 контракта при выявлении несоответствий в поставленном товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, заказчик в срок, установленный в пункте 3.6 контракта, отказывает в приемке товара, направляя поставщику мотивированный отказ от приемки товара с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения.
Пунктом 4.4.1 контракта предусмотрено право заказчика требовать от поставщика надлежащего исполнения обязательств по контракту; отказаться от приемки и оплаты товара, не соответствующего условиям контракта (пункт 4.4.6 контракта); принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункт 4.4.7 контракта).
Во исполнение условий контракта, 16.11.2021 предприниматель осуществил поставку товара по контракту.
17 ноября 2021 года заказчик провел экспертизу поставленного товара в соответствии с вышеуказанными положениями контракта, по результатам которой составил акт от 17.11.2021. Согласно акту экспертизы заказчиком выявлены несоответствия поставленного товара условиям аукционной документации, а именно: отсутствие регулировки диапазона длительности импульса, яркости ступеней;
класс защиты не соответствует (по контракту IP-67, фактически: на щите управления IP-66, в прилагаемом паспорте - IP-65); отсутствие кабеля для передачи данных и силовых кабелей; паспорт изделия не соответствует заявленному товару.
В письме от 30.11.2021 поставщик сообщил заказчику, что диапазон длительности импульса, мс - 0,5-2. В соответствии с паспортом на ИМПУЛЬСНЫЙ МАЯК AL-061-84-WH п. 3.2: продолжительность вспышки - 0,5 мс. Продолжительность серии вспышек (буква "Н" по международной азбуке Морзе, 4 точки) составляет 0,8 с, период между сериями вспышек 1,2 с. Диапазон длительности импульса варьируется от 0,5 до 2 мс. Что касается регулировки, то она не предусматривается, так как продолжительность импульса и частота регламентированы международной азбукой Морзе, что не предусматривает возможность подачи какой-либо другой продолжительности сигнала. В соответствии с пунктом 3.5 паспорта на импульсный маяк AL-061-84-WH яркость импульсного маяка регулируется по 3 ступеням: 100%, 10%, 3%.
В соответствии с руководством по эксплуатации, монтажу и техническому обслуживанию на импульсный маяк AL-061-84-WH, регулировка яркости импульсного маяка может осуществляться как в автоматическом режиме, так и в режиме дистанционного управления. Автоматическая регулировка яркости осуществляется при помощи фотореле, оснащенного двумя фотодатчиками, каждый из которых настроен на свой уровень внешней освещенности. По мере снижения освещенности яркость маяка снижается для избегания ослепления пилотов воздушного судна яркими вспышками. Подача команд регулировки яркости в режиме дистанционного управления осуществляется при помощи подачи напряжения постоянного тока на контакты "+" и "-" клеммы "DIM. CMD.". Контрольный вход имеет высокое сопротивление (около 240 кОм) и управляется по трем ступеням: - Напряжение = 0В > яркость 100% - Напряжение = 24В > яркость 10% - Напряжение = 48В > яркость 3% В соответствии с паспортом на ИМПУЛЬСНЫЙ МАЯК AL-061-84-WH степень защиты светооптического блока - IP67. В комплекте поставки в соответствии с техническим заданием идет щит питания, который действительно имеет класс защиты IP66, однако в техническом задании не указывался класс защиты щита питания. Кабель для передачи данных экранированный BUS CAN 2x2x0,22, кабеля для передачи экранированный BUS CAN 2x2x0,22 м, силовые кабели 5x2,5 CYKY 5Jx2,5 м - 25 были донаправлены заказчику.
14 декабря 2021 года поставщик осуществил допоставку кабелей, на отсутствие которых заказчик указывал в акте от 17.11.2021.
Письмом от 20.12.2021 заказчик отказался от приемки товара, указав, что при сверке данных, указанных в прилагаемом паспорте импульсного маяка AL-061-84-WH и обозначении маркировки на блоке питания и управления обнаружено несоответствие, что не позволяет установить соответствие поставляемого товара условиям контракта.
В письме от 24.12.2021 поставщик сообщил заказчику, что для выяснения причин несоответствия маркировки указанных на шильдике блока питания и управления и в паспорте сделан запрос к дилеру данного оборудования и получен ответ в котором указано, что импульсный маяк AL-061-84-WH, поставленный в рамках договора поставки N 23/09-2021-ПС от 23.09.2021, укомплектован блоком питания модели AL-076-AX.
Эта модель блока питания является модернизированной версией модели AL-079-XX и отличается от него измененными рукоятями локального управления и усиленной защитой IP. Истец приложил письмо официального дилера ООО "АэроТД" от 23.12.2021 N СГ-73.
24 декабря 2021 года поставщик осуществил допоставку блока питания с устраненными недостатками.
29 декабря 2021 года заказчиком составлен акт, в котором указано, что поставленный товар не соответствовал условиям аукционной документации ввиду отсутствия сертификата соответствия и несоответствия паспорта изделия поставленному товару.
18 января 2022 года заказчик направил поставщику повторный мотивированный отказ от приемки товара, в котором указал, что поставляемое оборудование не соответствует условиям контракта, о чем 29.12.021 составлен акт.
В письме от 24.01.2022 поставщик сообщил, что сертификация оборудования для оснащения посадочных площадок не предусмотрена, что подтверждается письмом Минтранса России Росавиации от 16.08.2019 N исх-27877/04. По поводу несоответствия паспорта поставленному товару поставщик просил предоставить разъяснения, какие именно пункты паспорта не соответствуют поставленному товару. Данное письмо получено ответчиком 28.01.2022. Ответ на данное письмо истцом не получен.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора поставщиком в адрес заказчика направлена претензия от 05.04.2022 N 05-04, которая оставлена заказчиком без удовлетворения.
Полагая, что ответчик незаконно уклоняется от приемки товара и его оплаты, предприниматель обратился в суд с иском.
Спорные правоотношения регулируются положениями Закона N 44-ФЗ, параграфами 3 и 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также общими нормами об исполнении обязательств.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 525 Гражданского кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами названного Кодекса.
Согласно статье 526 Гражданского кодекса по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу статьи 454 Гражданского кодекса к договору поставки применяются отдельные положения о договоре купли-продажи, если иное не предусмотрено договором.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Пунктом 2 статьи 456 Гражданского кодекса установлено, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 469 Гражданского кодекса продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
Согласно части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом N 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Частью 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с данным Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 518 Гражданского кодекса предусмотрено, что покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 Гражданского кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
Положения статей 309 и 310 Гражданского кодекса определяют, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав условия контракта и аукционной документации, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что посадочная площадка учреждения является сертифицированным объектом, следовательно, все оборудование, в том числе светосигнальное, используемое при его эксплуатации, должно быть сертифицированным. И поскольку поставленный учреждению товар не соответствовал условиям контракта и у заказчика имелись основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, суд пришел к выводу, что заявленные предпринимателем требования не подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные истцом требования, исходил из того, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации, обязательной сертификации подлежит светосигнальное оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах; и поскольку представленный учреждением в материалы дела аэронавигационный паспорт посадочной площадки ГБУЗ ККБ N 1 не подтверждает факт отнесения указанного объекта к сертифицированным аэродромам, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отказ заказчика от приемки товара, мотивированный непредставлением сертификата соответствия на светосигнальное оборудование, не соответствует закону, приняв во внимание, что в письме Росавиации от 16.08.2019 N исх.-27877/04 указано, что требований к оборудованию для оснащения посадочных площадок не предусмотрено. Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что документация о торгах не содержит требований о необходимости представления сертификата соответствия на светосигнальное оборудование.
Между тем, суд апелляционной инстанции не учел следующее.
В спецификации к контракту указано, что поставке подлежит всенаправленный импульсный маяк (Вертодромный маяк AL-061-84- WH) в количестве 1 штуки, назначение: для дистанционного зрительного управления там, где оно не обеспечивается другими визуальными средствами или где идентификация вертолетной площадки затруднена загораживающими огнями; сфера применения товара: вертодром;
тип: всенаправленная система огней подхода.
Вертодромный маяк - совокупность аэронавигационного огня (огней), блока управления и элементов электроснабжения, предназначенных для формирования и излучения серии коротких вспышек, соответствующих латинской букве "Н" по международной азбуке Морзе (Приказ Минтранса России от 27.11.2020 N 518 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов вертодромам"" (далее - Приказ N 518).
Импульсный маяк входит в комплект светосигнального оборудования.
Система светосигнального оборудования аэродромов - совокупность наземных аэронавигационных огней, размещенных на аэродроме по определенной схеме, электрического оборудования и аппаратуры дистанционного управления, предназначенных для обеспечения взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов (Приказ Минтранса России от 25.08.2015 N 262 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов"").
Системы светосигнального оборудования, установленные на аэродромах, вертодромах, посадочных площадках, обеспечивают соответственно световое обозначение взлетно-посадочной полосы и ее участков, подходов к ним, рулежных дорожек и их расположение, а также управление движением по аэродрому, вертодрому, посадочной площадке с целью предоставления пилотам визуальной информации при выполнении взлета, посадки и рулении воздушных судов (распоряжение Минтранса РФ от 24.08.2005 N ИЛ-79-р "О введении в действие Методических рекомендаций по летным проверкам наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования гражданской авиации").
Согласно пункту 67 Приказа N 518 для обеспечения полетов вертолетов днем в СМУ и ночью вертодром должен быть оборудован системой светосигнального оборудования.
В соответствии с пунктом 68 Приказа N 518 элементы системы светосигнального оборудования, маркеров со светоотражающим покрытием должны иметь сертификат типа, выданный органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, подтверждающий их соответствие сертификационным требованиям, а также технической документации организации-изготовителя (подпункт 3 пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4.1.2 контракта установлено, что поставщик обязан обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и контрактом.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание письмо Росавиации от 16.08.2019 N исх.-27877/04, согласно которому требований к оборудованию для оснащения посадочных площадок не предусмотрено, при этом не учел утвержденный 27.11.2020 Приказ Минтранса России N 518 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов вертодромам"", в частности, пункты 67, 68 названного Приказа.
Кроме того, ссылаясь на вышеприведенное письмо Росавиации от 16.08.2019 N исх.-27877/04, суд апелляционной инстанции не учел письмо Росавиации от 14.09.2021 N исх-33462/02, в котором изложена информация по безопасности полетов с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов, согласно которому владельцам посадочных площадок рекомендовано использовать сертифицированное светосигнальное оборудование для оснащения посадочных площадок наземным оборудованием.
Суд апелляционной инстанции не учел волю заказчика, направленную на получение сертифицированного оборудования в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, не принял во внимание, что аукционная документация и спецификация к контракту содержит указание на сферу применения поставляемого товара: "вертодром" во взаимосвязи с пунктом 4.1.2 контракта, возлагающим на поставщика обязанность обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и контрактом, в связи с чем, пришел к ошибочному выводу, что отказ учреждения от приемки товара, мотивированный непредставлением сертификата соответствия на светосигнальное оборудование, не соответствует закону.
Кроме того, вопреки выводам апелляционного суда, в рассматриваемом случае для разрешения спора не имеет правового значения сертифицирована ли посадочная площадка учреждения, а также включена ли она в государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации, поскольку учреждение, выражая свою волю на получение сертифицированного оборудования, указало как в аукционной документации, так и в спецификации к контракту, сферу применения поставляемого товара: вертодром, включив в пункт 4.1.2 как проекта контракта, так и заключенного контракта, условие об обязанности поставщика обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и контрактом.
Поскольку поставленный предпринимателем товар не соответствовал условиям аукционной документации, контракта и спецификации к нему, а также требованиям нормативных документов, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о правомерности отказа заказчика от принятия поставленного товара, и об отсутствии, с учетом установленных обстоятельств, правовых оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
При этом суд кассационной инстанции отмечает следующее: в решении суда сделан вывод, что основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта послужила поставка товара, не соответствующего условиям государственного контракта. Судебная коллегия кассационного суда считает необходимым конкретизировать, что поставка товара, не соответствующего условиям контракта, в рассматриваемом случае послужила основанием для отказа заказчика от его принятия. Так, заказчиком реализовано право, предусмотренное пунктом 4.4.6 контракта. При этом в настоящий момент заказчиком односторонний отказ от контракта не заявлен, контракт между сторонами не расторгнут, что пояснили стороны спора в судебном заседании кассационного суда. Таким образом, заказчик, с учетом сложившихся между сторонами взаимоотношений, имеет право, как требовать от поставщика надлежащего исполнения обязательств по контракту (пункт 4.4.1 контракта); так и принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункт 4.4.7 контракта).
Однако указанный вывод суда первой инстанции не повлиял на правильность принятого им судебного акта.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 по делу N А32-17451/2022 отменить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2022 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание письмо Росавиации от 16.08.2019 N исх.-27877/04, согласно которому требований к оборудованию для оснащения посадочных площадок не предусмотрено, при этом не учел утвержденный 27.11.2020 Приказ Минтранса России N 518 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов вертодромам"", в частности, пункты 67, 68 названного Приказа.
Кроме того, ссылаясь на вышеприведенное письмо Росавиации от 16.08.2019 N исх.-27877/04, суд апелляционной инстанции не учел письмо Росавиации от 14.09.2021 N исх-33462/02, в котором изложена информация по безопасности полетов с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов, согласно которому владельцам посадочных площадок рекомендовано использовать сертифицированное светосигнальное оборудование для оснащения посадочных площадок наземным оборудованием."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 мая 2023 г. N Ф08-3732/23 по делу N А32-17451/2022