г. Краснодар |
|
17 мая 2023 г. |
Дело N А32-13439/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калуцких Р.Г., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) - Зефирова С.В. (доверенность от 05.04.2023), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А32-13439/2021, установил следующее.
АО "Тандер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (далее - администрация) со следующими требованиями:
внести со дня вступления в законную силу судебного акта изменения в договор аренды от 28.12.2015 N 4900010154, заключенный обществом и администрацией, а именно дополнить договор изменением условия в части размера арендной платы, установив, что с 01.01.2018 размер арендной платы составляет сумму, равную земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205018:1091, указанный порядок применяется в соответствии с принципом N 7, закрепленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 582), до снятия с названного земельного участка ограничений в его приватизации или изменения законодательства, исключить из данного договора пункт 3.5;
внести со дня вступления в законную силу судебного акта изменения в договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 07.06.2016 N 4900010281, а именно внести изменения в пункт 3.2 договора и изложить его в следующей редакции: "С 01.01.2018 размер арендной платы составляет сумму, равную земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109026:1096. Указанный порядок применяется в соответствии с принципом N 7, закрепленным постановлением Правительства N 582, до снятия с земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109026:1096 ограничений в его приватизации или изменения законодательства", исключить из данного договора пункт 3.5;
внести со дня вступления в законную силу судебного акта изменения в договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 01.08.2012 N 4900007746, а именно внести изменения в пункт 3.2 договора и изложить его в следующей редакции: "С 01.01.2018 размер арендной платы составляет сумму, равную земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202005:70. Указанный порядок применяется в соответствии с принципом N 7, закрепленным постановлением Правительства N 582, до снятия с земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202005:70 ограничений в его приватизации или изменения законодательства", исключить из данного договора пункт 3.5.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2021 дела N А32-13439/2021, А32-13443/2021, А32-13445/2021 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А32-13439/2021.
Решением суда от 08.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.01.2023, на администрацию в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда внести в указанные договоры следующие изменения:
пункт 3.2 договора аренды от 07.06.2016 N 4900010281 изложить в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы с 12.08.2017 устанавливается в размере ставки земельного налога 0,85% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109026:1096";
пункт 3.5 договора аренды от 07.06.2016 N 4900010281 изложить в следующей редакции: "Размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка и ставки земельного налога. При этом арендная плата в связи с изменением кадастровой стоимости подлежит перерасчету по состоянию на 01 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. Изменение размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением (дополнительным соглашением) к настоящему договору и подписывается сторонами";
пункт 3.2 договора аренды от 01.08.2012 N 4900007746 изложить в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы с 12.08.2017 устанавливается в размере ставки земельного налога 0,85% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202005:70";
пункт 3.5 договора аренды от 01.08.2012 N 4900007746 изложить в следующей редакции: "Размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка и ставки земельного налога. При этом арендная плата в связи с изменением кадастровой стоимости подлежит перерасчету по состоянию на 01 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. Изменение размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением (дополнительным соглашением) к настоящему договору и подписывается сторонами";
пункт 3.2 договора аренды от 28.12.2015 N 4900010154 изложить в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы с 12.08.2017 устанавливается в размере ставки земельного налога 0,85% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205018:1091";
пункт 3.5 договора аренды от 28.12.2015 N 4900010154 изложить в следующей редакции: "Размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка и ставки земельного налога. При этом арендная плата в связи с изменением кадастровой стоимости подлежит перерасчету по состоянию на 01 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. Изменение размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением (дополнительным соглашением) к настоящему договору и подписывается сторонами".
С администрации в пользу общества взыскано 18 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Судебные акты мотивированы положениями постановления Правительства N 582, постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582".
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятия обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, судебные акты являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм права. Суды не учли, что, заключая договоры аренды, общество согласилось с его существенными условиями, в частности с размером арендной платы; земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов после вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утратили статус особо охраняемых природных территорий.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и выслушав ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 28.12.2015 общество (арендатор) и администрация (арендодатель) заключили договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) N 4900010154, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование передан земельный участок площадью 25 814 кв. м с кадастровым номером 23:49:0205018:1091, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный р-н, ул. Транспортная, на земельном участке находится здание гипермаркета "Магнит", д. 2а.
В соответствии с пунктом 3.2 договора от 28.12.2015 N 4900010154 размер годовой арендной платы за земельный участок рассчитывается на основании отчета об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 18.12.2015 N 024/20-2015 и составляет 5 294 322 рубля.
7 июня 2016 года общество (арендатор) и администрация (арендодатель) заключили договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) N 4900010281, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование передан земельный участок площадью 15 003 кв. м с кадастровым номером 23:49:0109026:1096, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский р-н, ул. Калараш.
В соответствии пунктом 3.2 договора от 07.06.2016 N 4900010281 размер годовой арендной платы за земельный участок рассчитывается на основании отчета об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 23.05.2015 N 282/16 и составляет 3 689 тыс. рублей.
1 августа 2012 года общество (арендатор) и администрация (арендодатель) заключили договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) N 4900007746, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование передан земельный участок площадью 15 470 кв. м с кадастровым номером 23:49:0202005:70, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный р-н, пер. Виноградный, д. 2.
В соответствии пунктом 3.2 договора от 01.08.2012 N 4900007746 размер годовой арендной платы за земельный участок рассчитывается на основании отчета об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 04.09.2012 N 1/36/ОЗ-2012 и составляет 7 350 тыс. рублей.
30 января 2021 года истец направил ответчику претензию, содержавшую предложение о внесении изменений в условия договора аренды в части установления размера арендной платы по договору в порядке, установленном пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), постановлением Правительства N 582. Указанное предложение оставлено ответчиком без удовлетворения; данный факт подтверждается ответом администрации от 02.03.2021.
Отказ администрации от внесения изменений в спорные договоры аренды в части арендной платы явился основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Судебные инстанции при разрешении спора руководствовались постановлением Правительства N 582 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531. Суды исходили из того, что принцип N 7 подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку договоры аренды заключены сторонами после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов в отношении земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, следовательно, арендная плата по таким договорам является регулируемой и подлежит определению по указанным правилам с учетом того, что спорные участки в силу закона ограничены в обороте. При указанных обстоятельствах в целях защиты прав и законных интересов общества суды пришли к выводу о необходимости изменения договоров аренды земельных участков, дополнив их условия о том, что размер арендной платы за земельные участки начиная с 12.08.2017 равен произведению кадастровой стоимости земельного участка и ставки земельного налога. При этом в случае снятия с земельных участков ограничений в их приватизации либо отмены или соответствующего изменения абзаца принципа учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права в Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства N 582, размер арендной платы подлежит определению на иных условиях.
Суд округа не находит оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.
В силу статьи 1 Земельного кодекса одним из основных принципов земельного законодательства, в частности, определяющего обязанности землепользователей, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса и пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными постановлением Правительства N 582.
Постановлением Правительства N 582 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, вступившем в силу с 12.08.2017, в числе основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в публичной собственности, утвержден принцип учета наличия предусмотренных законодательством ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения. В этом случае размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (принцип N 7).
Как разъяснено в пункте 30 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710, изданного во исполнение пункта 4 постановления Правительства N 582, в целях применения принципа N 7 при определении арендной платы за такие земельные участки рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается. В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, размер платы (арендной платы) за пользование ограниченным в обороте (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса) земельным участком, находящимся в государственной собственности, на котором расположены здания или сооружения, принадлежащие лицу, который является пользователем (арендатором) земельного участка с 12.08.2017 (дата вступления в силу постановления N 531), определяется в размере, не превышающем размер земельного налога, рассчитанного в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах (Налоговый кодекс Российской Федерации) в отношении такого земельного участка.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, в том числе земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2, подпункт 1 пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса).
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (пункт 1 статьи 94 Земельного кодекса).
В силу пунктов 1 и 3 статьи 96 Земельного кодекса одной из разновидностей таких земель являются земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, предназначенные для лечения и отдыха граждан. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Судебные инстанции установили, что договоры аренды заключены сторонами после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов в отношении земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, поэтому арендная плата по таким договорам является регулируемой, спорные земельные участки расположены в черте муниципального образования город-курорт Сочи и в силу закона ограничены в обороте.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, судебные инстанции, руководствуясь постановлением Правительства N 582 (в редакции, применяемой с 12.08.2017) и исходя из того, что принцип N 7 подлежит применению к спорным правоотношениям, пришли к верному выводу о необходимости изменения договоров аренды земельных участков, дополнив их условием о том, что размер арендной платы за земельные участки начиная с 12.08.2017 равен произведению кадастровой стоимости земельного участка и ставки земельного налога. При этом в случае снятия с земельных участков ограничений в их приватизации либо отмены или соответствующего изменения абзаца принципа учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права в Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства N 582, размер арендной платы подлежит определению на иных условиях.
Доводы кассационной жалобы о том, что при заключении договоров аренды общество согласилось с их существенными условиями, подлежат отклонению ввиду регулируемого характера арендной платы. Размер арендной платы не может устанавливаться отличным от предусмотренного законодательством способом.
Ссылка заявителя на то, что земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов с 30.12.2013 утратили статус особо охраняемых природных территорий, подлежит отклонению, поскольку утвержденные до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьей 95 Земельного кодекса и статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов не утрачивают силу; земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (к которым относится и спорный земельный участок) относятся к землям особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - к категориям особо охраняемых природных территорий, то есть ограниченным в обороте.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, также были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Правовые основания для иных выводов, в том числе для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, у суда кассационной инстанции отсутствуют; доводы, опровергающие сделанные судами выводы, заявитель в кассационной жалобе не привел. Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не может служить основанием для их отмены, поскольку свидетельствует о необходимости иной оценки доказательств по делу, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса к компетенции суда кассационной инстанции не относится.
Нарушений норм процессуального права в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса, являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения вынесенных по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А32-13439/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 1 и 3 статьи 96 Земельного кодекса одной из разновидностей таких земель являются земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, предназначенные для лечения и отдыха граждан. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
...
Ссылка заявителя на то, что земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов с 30.12.2013 утратили статус особо охраняемых природных территорий, подлежит отклонению, поскольку утвержденные до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьей 95 Земельного кодекса и статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов не утрачивают силу; земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (к которым относится и спорный земельный участок) относятся к землям особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - к категориям особо охраняемых природных территорий, то есть ограниченным в обороте."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2023 г. N Ф08-4217/23 по делу N А32-13439/2021