город Ростов-на-Дону |
|
31 января 2023 г. |
дело N А32-13439/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от истца с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание): представителя Зафирова С.В. по доверенности от 12.09.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08 ноября 2022 года по делу N А32-13439/2021
по иску акционерного общества "Тандер"
к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи
о внесении изменений в договор,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (далее - администрация, ответчик) со следующими требованиями:
- о внесении со дня вступления в законную силу судебного акта изменений в договор аренды от 28.12.2015 N 4900010154, заключенный между обществом и администрацией, а именно, дополнить договор аренды от 28.12.2015 N 4900010154 изменением условия в части размера арендной платы, установив, что с 01.01.2018 размер арендной платы составляет сумму, равную земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205018:1091, указанный порядок применяется в соответствии с принципом N 7, закрепленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 582), до снятия с земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205018:1091 ограничений в его приватизации или изменения законодательства;
- о внесении изменений в пункт 3.5 договора, путем исключения данного пункта из договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 28.12.2015 N 4900010154;
- о внесении со дня вступления в законную силу судебного акта изменений в договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 07.06.2016 N 4900010281, а именно, внесении изменений в пункт 3.2 договора и изложении его в следующей редакции: с 01.01.2018 размер арендной платы составляет сумму, равную земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109026:1096. Указанный порядок применяется в соответствии с принципом N 7, закрепленным постановлением Правительства N 582, до снятия с земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109026:1096 ограничений в его приватизации или изменения законодательства;
- о внесении изменений в пункт 3.5 договора, путем исключения данного пункта из договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 07.06.2016 N 4900010281;
- о внесении со дня вступления в законную силу судебного акта изменений в договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 01.08.2012 N 4900007746, а именно, внесении изменений в пункт 3.2 договора и изложении его в следующей редакции: с 01.01.2018 размер арендной платы составляет сумму, равную земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202005:70. Указанный порядок применяется в соответствии с принципом N 7, закрепленным постановлением Правительства N 582, до снятия с земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202005:70 ограничений в его приватизации или изменения законодательства;
- о внесении изменений в пункт 3.5 договора, путем исключения данного пункта из договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 01.08.2012 N 4900007746.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2021 дела N N А32-13439/2021, А32-13443/2021, А32-13445/2021 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер N А32-13439/2021.
Исковые требования мотивированы необходимостью внесения изменений в спорные договоры аренды в условия об арендной плате, т.к. в отношении ограниченных в обороте земельных участков размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2022 исковые требования удовлетворены, судом возложена на администрацию в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи обязанность в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда внести в договор аренды от 07.06.2016 N 4900010281 следующие изменения:
- пункт 3.2 договора изложить в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы с 12.08.2017 устанавливается в размере ставки земельного налога 0,85 процента от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109026:1096".
- пункт 3.5 договора аренды от 07.06.2016 N 4900010281 изложить в следующей редакции: "Размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка и ставки земельного налога. При этом арендная плата в связи с изменением кадастровой стоимости подлежит перерасчету по состоянию на 01 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. Изменение размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением (дополнительным соглашением) к настоящему договору и подписывается сторонами".
Судом возложена на администрацию в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи обязанность в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда внести в договор аренды от 01.08.2012 N 4900007746, следующие изменения:
- пункт 3.2 договора изложить в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы с 12.08.2017 устанавливается в размере ставки земельного налога 0,85 процента от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202005:70".
- пункт 3.5 договора аренды от 01.08.2012 N 4900007746 изложить в следующей редакции: "Размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка и ставки земельного налога. При этом арендная плата в связи с изменением кадастровой стоимости подлежит перерасчету по состоянию на 01 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. Изменение размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением (дополнительным соглашением) к настоящему договору и подписывается сторонами".
Судом возложена на администрацию в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи обязанность в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда внести в договор аренды от 28.12.2015 N 4900010154 следующие изменения:
- пункт 3.2 договора изложить в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы с 12.08.2017 устанавливается в размере ставки земельного налога 0,85 процента от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205018:1091".
- пункт 3.5 договора аренды от 28.12.2015 N 4900010154 изложить в следующей редакции: "Размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка и ставки земельного налога. При этом арендная плата в связи с изменением кадастровой стоимости подлежит перерасчету по состоянию на 01 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. Изменение размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением (дополнительным соглашением) к настоящему договору и подписывается сторонами".
С администрации в пользу общества взыскано 18 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Решение мотивировано положениями постановления Правительства N 582, постановления Правительства Российской Федерации N 531 от 05.05.2017 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009".
Администрация обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции не учел, что заключая договоры аренды, общество согласилось с его существенными условиями, в частности с размером арендной платы; земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов после вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утратили статус особо охраняемых природных территорий.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель истца доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание представителей не направил, будучи извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей указанного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между АО "Тандер" (арендатор) и администрацией (арендодатель) заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 28.12.2015 N 4900010154.
Согласно данному договору аренды во временное владение и пользование передан земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205018:1091, площадью 25 814 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Транспортная, на земельном участке расположено здание гипермаркета "Магнит", д. 2 а.
В соответствии пунктом 3.2 договора от 28.12.2015 N 4900010154 размер годовой арендной платы за земельный участок рассчитывается на основании отчета об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 18.12.2015 N 024/20-2015 и составляет 5 294 322 руб.
Между АО "Тандер" (арендатор) и администрацией (арендодатель) заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 07.06.2016 N 4900010281.
Согласно данному договору аренды во временное владение и пользование передан земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109026:1096, площадью 15 003 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Калараш.
В соответствии пунктом 3.2 договора от 07.06.2016 N 4900010281 размер годовой арендной платы за земельный участок рассчитывается на основании отчета об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 23.05.2015 N 282/16 и составляет 3 689 000 руб.
Между АО "Тандер" (арендатор) и администрацией (арендодатель) заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от 01.08.2012 N 4900007746.
Согласно данному договору аренды во временное владение и пользование передан земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202005:70, площадью 15 470 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, пер. Виноградный, 2.
В соответствии пунктом 3.2 договора от 01.08.2012 N 4900007746 размер годовой арендной платы за земельный участок рассчитывается на основании отчета об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы от 04.09.2012 N 1/36/ОЗ-2012 и составляет 7 350 000 руб.
30.01.2021 истец направил в адрес ответчика претензию, содержавшую предложение о внесении изменений в условия договора аренды в части установления размера арендной платы по договору в порядке, установленном пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства N 582.
Указанное предложение оставлено ответчиком без удовлетворения, что подтверждается ответом администрации от 02.03.2021.
Отказ администрации от внесения изменений в спорные договоры аренды в части арендной платы явился основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации к числу основных принципов земельного законодательства, в том числе определяющего обязанности землепользователей, отнесена платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 Кодекса).
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, независимо от воли на то сторон договора аренды и внесения в текст договора соответствующих изменений.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582" (далее - постановление N 531) дополнены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные указанным постановлением, абзацем следующего содержания: "принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют".
В пункте 30 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710, принятого во исполнение пункта 4 постановления N 582 разъяснено, что в целях применения принципа N 7 рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается, при определении арендной платы за такие земельные участки.
В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, при наличии на ограниченном в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации земельном участке объекта недвижимости (строения, здания, сооружения) размер арендной платы за пользованием таким участком определяется с 12.08.2017 в размере земельного налога.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 12.09.2018 по делу N АКПИ18-667, оставленном без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 по делу N АПЛ18-523, указал, что данные положения (принцип N 7) основных принципов определения арендной платы предусматривают дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.
Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 12.11.2019 N 2971-О, от 28.05.2020 N 1185-О) разъяснил, что основные принципы определения размера арендной платы, утвержденные постановлением N 531, обязывают определять размер арендной платы в размере не выше земельного налога в отношении ограниченные в обороте земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости находящиеся в собственности у арендаторов этих участков.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, в том числе земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2, подпункт 1 пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (пункт 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1, 3 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации, одной из разновидностей таких земель являются земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, предназначенные для лечения и отдыха граждан. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях
Согласно пункту 5 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (далее - постановление Правительства N 1425) на территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе: строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации. Границы второй зоны устанавливаются: для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории; для месторождений лечебных грязей по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков; для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания; для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также в статье 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из числа земель особо охраняемых природных территорий.
До вступления в силу Закона N 406-ФЗ статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов включались в перечень земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - к категориям особо охраняемых природных территорий.
Статьями 2, 6 Закона N 406-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из перечня земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - из категории особо охраняемых природных территорий.
В то же время, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохранились в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ).
До вступления приведенного Закона в силу, в соответствии с пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" лечебно-оздоровительные местности и курорты относились к землям особо охраняемых природных территорий.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Спорные земельные участки расположены в черте муниципального образования город-курорт Сочи.
На основании изложенного, возникший у курортного региона города Сочи до введения в действие Закона N 406-ФЗ статус особо охраняемой природной территории не прекратился, в силу положений пункта 3 статьи 10, регламентирующих порядок введения данного Закона в действие.
Совокупное толкование вышеназванных норм, а также правил пункта 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ о сохранении особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, созданных до дня вступления его в силу, пункта 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации об установлении содержания ограничений оборота земельных участков не только данным Кодексом, но и другими федеральными законами, признается как препятствие к приобретению в собственность испрашиваемого земельного участка.
Данное законоположение означает сохранение у созданных до 30.09.2013 лечебно-оздоровительных местностей и курортов статуса земель особо охраняемых природных территорий, что исключает приватизацию расположенных в пределах их территории земельных участков.
Довод апелляционной жалобы том, что земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов после вступления в силу Закона N 406-ФЗ утратили статус особо охраняемых природных территорий, подлежит отклонению, поскольку утвержденные до вступления в силу Закона N 406-ФЗ статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов не утрачивают силу; земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (к которым относится и спорный участок) относятся к землям особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - к категориям особо охраняемых природных территорий, то есть ограниченным в обороте.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос 7 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике) сформулирована правовая позиция о том, что Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства N 582, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена; вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации постановление Правительства N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Поскольку указанные Принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных Принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующем с 12.08.2017), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.
В том случае, если установленный компетентным органом в нормативном правовом акте размер арендной платы за указанные земли выше указанного в Принципе N 7, арендная плата подлежит исчислению с применением данного Принципа.
Договоры аренды заключены сторонами после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов в отношении земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, следовательно, арендная плата по таким договорам является регулируемой и подлежит определению по указанным правилам с учетом того, что спорные участки в силу ограничены в обороте, что ответчиком не оспаривается.
При указанных обстоятельствах, в целях защиты прав и законных интересов общества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости изменения договоров аренды земельных участков, дополнив их условия о том, что размер арендной платы за земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0205018:1091, 23:49:0202005:70, 23:49:0109026:1096, начиная с 12.08.2017, равен произведению кадастровой стоимости земельного участка и ставки земельного налога.
Доводы жалобы о том, что при заключении договоров аренды общество согласилось с его существенными условиями, в том числе с размером арендной платы и с возможностью изменения в одностороннем порядке размера арендной платы, подлежат отклонению ввиду регулируемого характера арендной платы. Размер арендной платы не может устанавливаться отличным от предусмотренного законодательно способом.
При этом, в случае снятия с земельных участков ограничений в их приватизации либо отмены или соответствующего изменения абзаца принципа учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права в Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства N 582, размер арендной платы подлежит определению на иных условиях.
Отклоняя требования истца об исключении пункта 3.5 договоров, предусматривающего право арендодателя изменять в одностороннем порядке арендную плату, суд первой инстанции принял во внимание, что кадастровая стоимость и ставка земельного налога подлежат изменению, в связи с чем изложил пункт 3.5 договоров в следующей редакции: "Размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка и ставки земельного налога. При этом арендная плата в связи с изменением кадастровой стоимости подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. Изменение размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением (дополнительным соглашением) к настоящему договору и подписывается сторонами".
Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам отсутствуют.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08 ноября 2022 года по делу N А32-13439/2021 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13439/2021
Истец: АО "Тандер"
Ответчик: Администрация МО г. Сочи, Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи