г. Краснодар |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А53-16501/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Лебедева Ю.В.., секретарь судебного заседания Киричкова Я.Г.), ведении протокола судебного заседания помощником судьи Брагиным А.А., от истца - муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания" (ИНН 6168047440 ОГРН 1026104370423) - Чилингарашвили А.Г. (доверенность от 09.01.2023), от ответчика - Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330 ОГРН 1026103168134) - Дудко Г.В. (доверенность от 09.01.2023), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298 ОГРН 1026103171104) - Антонцева Р.А. (доверенность от 12.01.2023), в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Ростова-на-Дону (ИНН 6164056684 ОГРН 1026103282743), муниципального унитарного предприятия "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс"" (ИНН 6163050739 ОГРН 1026103170026), Департамента транспорта города Ростова-на-Дону (ИНН 6164060627 ОГРН 1026103285482), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (отчет о публикации судебных актов в сети Интернет), рассмотрев кассационные жалобы Министерства финансов Ростовской области и муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2023 по делу N А53-16501/2021, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Ростовская транспортная компания" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Ростовской области (далее - министерство) о взыскании 33 193 858 рублей 49 копеек убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров, включенных в федеральный регистр в размере (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Ростова-на-Дону (далее - администрация), муниципального унитарного предприятия "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс"", Департамент транспорта города Ростова-на-Дону (далее - дептранс), Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - минтруд).
Решением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Ростовской области в лице министерства за счет средств казны Ростовской области в пользу предприятия 1 820 537 рублей 35 копеек убытков, в удовлетворении остальной части иска отказано, распределены судебные расходы. Суд счел представленные предприятием результаты обследования пассажиропотока ошибочными и по имеющимся в материалах дела документам пересчитал выпадающие доходы.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационными жалобами обратились министерство и предприятие. Министерство просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Ссылается на непредставление доказательства несения истцом убытков в результате незаконных (противоправных) действий публичного правового образования - Ростовская область в лице министерства. Обследование пассажиропотока по муниципальным маршрутам проведено не за 12 месяцев 2020 года, а небольшой период времени. В этот период льготники не могли пользоваться бесплатным проездом и покидать свои дома из-за распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Предприятие не представило информацию об исключении этого периода в расчет убытков. Предприятие просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить иск полностью. Указывает на дело N А53-5658/2021, отсутствие мотивов неприменения результатов обследования пассажиропотока в 2020 году без учета "сноски в результатах".
В отзыве на кассационную жалобу предприятия министерство просит оставить обжалуемые предприятием судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационных жалобах и отзыве на них.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва на них, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что предприятие является коммерческим транспортным предприятием, занимается перевозками пассажиров трамваями и троллейбусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Ростове-на-Дону. С 01.01.2020 по 31.12.2020 предприятие перевозило пассажиров трамваями и троллейбусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Ростове-на-Дону. Дептранс и предприятие 01.01.2006 заключили договор на выполнение пассажирских перевозок городским общественным транспортом на маршрутах г. Ростова-на-Дону, обеспечении бесперебойного и качественного обслуживания населения г. Ростова-на-Дону пассажирскими перевозками общественным городским пассажирским электротранспортом (трамваями), который расторгнут 24.02.2020. Эти же участники соглашения заключили муниципальные контракты: 25.02.2020 N 12/20 на выполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа трамваями по регулируемым тарифам сроком действия до 31.07.2023; 29.11.2017 на выполнение пассажирских перевозок городским электротранспортом по маршрутам города Ростова-на-Дону N 21-4, обеспечение бесперебойного и качественного обслуживания населения г. Ростова-на-Дону пассажирскими перевозками общественным городским пассажирским электротранспортом (троллейбусами), который расторгнут 24.02.2020; 26.12.2019 N 32/19 о выполнении регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам по маршруту N 10 "Ц.Рынок - ВОС", договор расторгнут 24.02.2020; 25.02.2020 N 11/20 о регулярных перевозках пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам сроком действия до 31.07.2023; 17.06.2020 N 43/20 о выполнении регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам по маршруту N 7 "Сельмаш - Ц.Рынок"; 28.10.2020 N 71/20 на регулярные перевозки пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам по маршруту N 7 "Сельмаш - Ц.Рынок"; 11.12.2020 N 83/20 на регулярные перевозки пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам по маршруту N 14 "Ц.Рынок - пл. 2-й Пятилетки". По договорам предприятие как исполнитель (перевозчик) обязалось оказывать услуги перевозки пассажиров в городе Ростове-на-Дону городским электротранспортом на установленных маршрутах с предоставлением льгот на проезд льготным категориям граждан. Наряду с перевозкой пассажиров, полностью оплачивающих проезд по установленным администрацией города Ростова-на-Дону в общественном городском транспорте тарифам, предприятие оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный (частично оплачиваемый проезд) в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При этом понесенные истцом расходы на перевозку льготных категорий граждан компенсированы не в полном объеме. Расчет выпадающих доходов предприятия определен как произведение числа перевезенных граждан льготных категорий федерального регистра по единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ) исходя из его доли перевозок на полную стоимость проезда в общественном транспорте за вычетом возмещения, полученного им от МУП МТК "Ростовпассажиртране" за перевозку граждан по ЕСПБ пассажирским транспортом. Заявленная величина нескомпенсированных расходов по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, по ЕСПБ с 01.01.2020 по 31.12.2020 в троллейбусах и трамваях предприятия составила 33 193 850 рублей 35 копеек. Поскольку расходы, связанные с предоставлением предприятием бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников, истцу не возмещены, он обратилось в суд с иском о взыскании выпадающих расходов.
При рассмотрении дела суд установил, что в Ростовской области федеральным льготникам бесплатный (льготный) проезд предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных, пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают. Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта, предусмотрен приложением N 3 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
Установив, что в постановлении Администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120 не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета, суд с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.06.2009 N 2992/09, указал, что отсутствие на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества позволяет использовать расчетный метод исходя из конкретных обстоятельств дела.
Проверив представленное предприятием в материалы дела обследование пассажиропотока в 2020 году, суд счел его ошибочным вследствие неверного применения истцом количества поездок, так как приводимое им значение (191,72) отражено в сноске к тексту с результатами обследования пассажиропотока в 2020 году, эти данные не утверждались и не проверялись при издании документа с расчетами этого значения уполномоченными лицами. О некорректном применении изложенного в текстовой сноске результатов обследования пассажиропотока количества поездок на один ЕСПБ (191,72) свидетельствует и отсутствие таких сносок (пояснений) в форме муниципального контракта. Утвержденные контрактами формы обследования пассажиропотока (за 2020 год реестровый номер контракта на портале ЕИС - N 3616406062720000020) не предусматривают сноски о количестве поездок на один ЕСПБ, такие дописки в результатах обследования пассажиропотока не принимаются во внимание и не являются при установленном механизме расчета количества поездок на один ЕСПБ допустимым доказательством о размере убытков.
Суд правомерно учел представленные в материалы дела результаты обследования пассажиропотока за 2020 год, утвержденного 30.12.2020, в котором количество поездок в месяц по льготникам федерального регистра составляет 25,86 единицы, рассчитал размер выпадающих расходов и определил их величиной 1 820 537 рублей 35 копеек.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд сделал обоснованный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения в названной части заявленных предприятием требований о взыскании с Ростовской области в лице министерства за счет средств казны Ростовской области названной суммы убытков. Доводы жалобы министерства об отсутствии у него обязанности компенсировать перевозчикам выпадающие доходы в связи с перевозкой федеральных льготников не основаны на нормах права: статьях 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"", постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Выводы суда основаны на правильном применении норм к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалоб фактически направлены на переоценку исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2023 по делу N А53-16501/2021 оставить без изменения, а кассационные жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд сделал обоснованный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения в названной части заявленных предприятием требований о взыскании с Ростовской области в лице министерства за счет средств казны Ростовской области названной суммы убытков. Доводы жалобы министерства об отсутствии у него обязанности компенсировать перевозчикам выпадающие доходы в связи с перевозкой федеральных льготников не основаны на нормах права: статьях 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"", постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 мая 2023 г. N Ф08-4127/23 по делу N А53-16501/2021