город Ростов-на-Дону |
|
14 марта 2023 г. |
дело N А53-16501/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
при участии представителей:
от Департамента транспорта города Ростова-на-Дону: Якименко Т.В. по доверенности N 59.36/997 от 16.03.2022,
от Министерства труда и социального развития Ростовской области: Антонцев Р.А. по доверенности N 27-6/131 от 12.01.2023,
от Министерства финансов Ростовской области: Дудко Г.В. по доверенности N 97-07/5 от 09.01.2023,
от муниципального унитарного предприятия "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс": Кирьянова Е.Н. по доверенности N 105 от 30.12.2022, Юсупова Н.В. по доверенности N 79 от 05.12.2022,
от муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания": Чилингарашвили А.Г. по доверенности N 04-01 от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания" (ИНН 6168047440, ОГРН 1026104370423), Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2022 по делу N А53-16501/2021
по иску муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания" (ИНН 6168047440, ОГРН 1026104370423)
к Министерству финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134),
при участии третьих лиц: администрации города Ростова-на-Дону (ИНН 6164056684, ОГРН 1026103282743), муниципального унитарного предприятия "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс" (ИНН 6163050739, ОГРН 1026103170026), Департамента транспорта города Ростова-на-Дону (ИНН 6164060627, ОГРН 1026103285482), Министерства труда и социального развития Ростовской области,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Ростовская транспортная компания" (далее - истец, предприятие, МУП "Ростовская транспортная компания", МУП "РТС") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Министерству финансов Ростовской области (далее - ответчик, министерство) о взыскании убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров, включенных в федеральный регистр в размере 33193858,49 руб. (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений первоначально заявленных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 4 л.д. 70).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Ростова-на-Дону (далее - администрация), муниципального унитарного предприятия "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс" (далее - МУП "МТК "Ростовпассажиртранс"), департамент транспорта города Ростова-на-Дону, министерство труда и социального развития Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2022 по делу N А53-16501/2021 требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области в пользу МУП "Ростовская Транспортная Компания" убытки в размере 1820537,35 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец и ответчик обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе министерство просит решение в части взыскания с Ростовской области в лице министерства финансов Ростовской области за счет казны Ростовской области в пользу МУП "Ростовская Транспортная Компания" убытков в размере 1820537,35 руб. отменить, в исковых требованиях МУП "Ростовская Транспортная Компания" отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства несения истцом убытков в результате незаконных (противоправных) действий публичного правового образования - Ростовская области в лице министерства финансов Ростовской области. Доводы Арбитражного суда Ростовской области о том, что в Ростовской области федеральным льготникам бесплатный (льготный) проезд предоставляется, как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета, не подтверждается нормативным правовым документом, а также материалами дела. Министерством финансов Ростовской области не совершались действия, направленные на причинение убытков истцу, МУП "РТК" в полном объеме получил возмещение за перевозку федеральных льготников, предусмотренное постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232, договором от 30.06.2016 N 140, заключенным между МУП МТК "Ростовпассажиртранс" и МУП "РТК". Использование истцом данных о количестве поездок федеральных льготников в 2020 году на один единый социальный проездной билет (ЕСПБ) в месяц, без имеющихся в материалах дела доказательств, подтверждающих фактическое (реальное) количество перевезенных граждан льготной категории, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований. МУП "РТК" осуществляло деятельность по перевозке пассажиров трамваями и троллейбусами по маршрутам в городском сообщении, материалы дела не содержат доказательств наступления у истца убытков в размере 1820537,35 руб. Обследование пассажиропотока по муниципальным маршрутам проведено не за 12 месяцев 2020 года, а за небольшой период времени. Согласно исковому заявлению, убытки муниципальное унитарное предприятие понесло в 2020 году за период времени, вызванный условиями распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Однако МУП "РТК" указанный период времени включен в расчет возмещения. Запрет на бесплатный проезд был установлен постановлением Правительства Ростовской области от 05.04.2020 N 272 (в первоначальной редакции) и действовал до 15.05.2020 (постановление Правительства Ростовской области от 12.05.2020 N 431). Таким образом, в указанный период льготники не имели права пользоваться бесплатным проездом и покидать свои дома, однако МУП "РТК" не предоставлено информации о том, что указанный период не включен в расчет возмещения.
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что предметом доказывания наличия обязательств по возмещению указанных затрат является установление источника их финансирования, то есть бюджета соответствующего уровня, и факт выделения им средств, для возмещения затрат. Доказательствами размера понесенных расходов являются документы, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, однако указал, что истец неверно применяет количество поездок в месяц по льготникам федерального регистра 191,72, поскольку 191,72 не является утверждённой цифрой, а лишь указывается в сноске в результатах обследования пассажиропотока, проведенного в 2020 году. Суд самостоятельно произвел расчет исходя из результатов обследования пассажиропотока, проведенного в 2020 году, утвержденного 30.12.2020, взяв за основу расчета количество поездок в месяц по льготникам федерального регистра 25,86 ед. Судом первой инстанции не учтено, что количество поездок в месяц на одного пассажира, в том числе льготных категорий, указанное в столбце 5 строки 3 раздела 1 "Результат обследования пассажиропотока, проведенного в 2020 году по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Ростове-на-Дону (свод по городскому пассажирскому транспорту)" Результатов обследования пассажиропотока общественного транспорта городского сообщения в 2020 году, утвержденных заместителем главы Администрации города Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству от 30.12.2020 (25,86), рассчитывается при условии, что каждый гражданин, включенный в федеральный регистр, приобрел себе единый социальный проездной билет, то есть исходя от количества зарегистрированных человек, имеющих льготу в принципе. Судом первой инстанции не принята во внимание позиция судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, а также Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в рамках дела N А53-5658/2021 по аналогичному спору, в котором в качестве истца выступал другой перевозчик, выполняющий работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам на маршрутах г. Ростова-на-Дону.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП МТК "Ростовпассажиртранс" поддержало апелляционную жалобу МУП "РТК".
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов просило в удовлетворении апелляционной жалобы МУП "РТК" отказать, указало, что МУП "РТК" не приводит в апелляционной жалобе нормативно-обоснованных доводов, что количество поездок в размере 25,86 носит информативный характер. Ссылка МУЛ "РТК" на судебные акты по делу N А53-5658/2021 не может иметь в рассматриваемом деле преюдициального значения, поскольку судебный прецедент в Российской Федерации источником права не является, а заявленный спор разрешается исходя из конкретных обстоятельств дела и оценки представленных доказательств.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент транспорта поддержал апелляционную жалобу МУП "РТК". Расчеты предприятия, подтверждающие возникновение убытков в виде выпадающих доходов по федеральным льготникам основаны на показателе о количестве поездок, совершаемых федеральными льготниками, приходящимися на 1 ЕСПБ. Данный показатель получен на основании данных обследования пассажиропотока, проводимого ежегодно Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону. По данным обследования пассажиропотока в 2018 году на 1 ЕСПБ приходилось 135,78 поездок, в 2019 году - 136,05 поездок, в 2020 году - 191,72 поездки, в 2021 году - 171,76 поездок в месяц. Расчетное количество поездок в месяц на одного пассажира льготной категории граждан от количества зарегистрированных человек, имеющих льготу, приведённое в разделе 1 пункте 3 результатах обследования пассажиропотока, не может применяться для расчета убытков, так как это цифра носит информативный характер и вычисляется в целях корректировке маршрутной сети. В соответствии с инструкций по форме заполнения федерального статистического наблюдения N 1-автотранс "Сведения о работе автобусов по маршрутам регулярных перевозок" раздела 1, учитываемое количество поездок пассажиров по проездным билетам долговременного пользования за месяц, на 3 вида транспорта (автобус-троллейбус-трамвай), при отсутствии проводимых натуральных обследований пассажиропотока, число перевезенных пассажиров определяется из расчета 30 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда. Количество поездок приходящихся на 1 проданный ЕСПБ рассчитан в соответствии с Методологическими рекомендациями по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан), утвержденные Госкомстатом России 19.12.2001 и рассчитываются по формуле: количество перевезенных с использованием ЕСПБ льготников по обследованию делится на количество проданных билетов ЕСПБ на начало проведения обследования.
В отзыве Министерство труда и социального развития Ростовской области возражало против удовлетворения апелляционной жалобы МУП "Ростовская транспортная компания", т.к. доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда, в связи с чем не могут быть признаны состоятельными.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 в составе суда, рассматривающего апелляционную жалобу, произведена замена судьи Новик В.Л. на судью Ковалеву Н.В. ввиду нахождения судьи Новик В.Л. в отпуске. Рассмотрение жалобы в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации начато с самого начала.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы своих апелляционных жалоб, дали пояснения по существу спора.
Представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы ответчика, против доводов жалобы истца возражал.
Представители муниципального унитарного предприятия "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс" и Департамента транспорта города Ростова-на-Дону против доводов апелляционной жалобы ответчика возражали, поддержали доводы апелляционной жалобы муниципального унитарного предприятия "Ростовская транспортная компания".
Администрация, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприятие является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров трамваями и троллейбусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Ростове-на-Дону.
В периоде 01.01.2020 по 31.12.2020 МУП "РТК" осуществляло деятельность по перевозке пассажиров трамваями и троллейбусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Ростове-на-Дону Ростовской области.
01.01.2006 между муниципальным учреждением "Департамент транспорта" и МУП "РТК" заключен договор на выполнение пассажирских перевозок городским общественным транспортом на маршрутах г. Ростова-на-Дону.
Предметом данного договора являлась деятельность сторон, направленная на обеспечение бесперебойного и качественного обслуживания населения г. Ростова-на-Дону пассажирскими перевозками, осуществляемыми общественным городским пассажирским электротранспортом (трамваями).
Данный договор расторгнут 24.02.2020.
25.02.2020 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и МУП "РТК" заключен муниципальный контракт N 12/20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа трамваями по регулируемым тарифам.
В соответствии с пунктом 10.1 заключенного контракта он действует до 31.07.2023.
09.11.2017 между Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону и МУП "РТК" заключен договор на выполнение пассажирских перевозок городским электротранспортом по маршрутам города Ростова-на-Дону N 21-4.
Предметом данного договора являлась деятельность сторон на обеспечение бесперебойного и качественного обслуживания населения г. Ростова-на-Дону пассажирскими перевозками, осуществляемыми общественным городским пассажирским электротранспортом (троллейбусами).
Данный договор расторгнут 24.02.2020.
26.12.2019 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и МУП "РТК" заключен муниципальный контракт N 32/19 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам по маршруту N 10 "Ц.Рынок - ВОС".
В соответствии с пунктом 10.1 заключенного контракта выполнение работ осуществляется с 01.01.2020 до дня, предшествующего дате начала работ по муниципальному контракту, заключенному по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме либо до даты изменения или отмены маршрута регулярных перевозок, но в любом случае - не позднее 06.05.2020 (в зависимости от того какое событие наступит ранее).
Данный контракт расторгнут 24.02.2020.
25.02.2020 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и МУП "РТК" заключен муниципальный контракт N 11/20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам.
В соответствии с пунктом 10.1 заключенного контракта он действует до 31.07.2023.
17.06.2020 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и МУП "РТК" заключен муниципальный контракт N 43/20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам по маршруту N 7 "Сельмаш - Ц.Рынок".
В соответствии с пунктом 10.1 заключенного контракта выполнение работ осуществляется с 20.06.2020 до дня, предшествующего дате начала работ по муниципальному контракту, заключенному по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме либо до даты изменения или отмены маршрута регулярных перевозок, но в любом случае - не позднее 31.10.2020.
28.10.2020 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и МУП "РТК" заключен муниципальный контракт N 71/20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам по маршруту N 7 "Сельмаш - Ц.Рынок".
В соответствии с пунктом 10.1 заключенного контракта выполнение работ осуществляется с 01.11.2020 до дня, предшествующего дате начала работ по муниципальному контракту, заключенному по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме либо до даты изменения или отмены маршрута регулярных перевозок, но в любом случае - не позднее 31.12.2020.
11.12.2020 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и МУП "РТК" заключен муниципальный контракт N 83/20 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам по маршруту N 14 "Ц.Рынок - пл. 2-ой Пятилетки".
В соответствии с пунктом 10.1 заключенного контракта выполнение работ осуществляется с 14.12.2020 до дня, предшествующего дате начала работ по муниципальному контракту, заключенному по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме либо до даты изменения или отмены маршрута регулярных перевозок, но в любом случае - не позднее 28.02.2021.
Согласно договорам МУП "РТК", являясь исполнителем (перевозчиком), приняло на себя обязанности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров в городе Ростове-на-Дону городским электротранспортом на установленных маршрутах, так же предоставлении льгот на проезд льготным категориям граждан.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным Администрацией города Ростова-на-Дону в общественном городском транспорте, МУП "РТК" оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При этом понесенные истцом расходы на перевозку льготных категорий граждан компенсированы не в полном объеме.
Расчет выпадающих доходов МУП "РТК" определен как произведение числа перевезенных граждан льготных категорий федерального регистра по ЕСПБ в соответствии с долей транспортного предприятия на полную стоимость проезда в общественном транспорте за вычетом возмещения, полученного МУП "РТК" от МУП МТК "Ростовпассажиртране" за перевозку граждан по ЕСПБ пассажирским транспортом.
Размер непокрытых расходов по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, по единым социальным проездным билетам за период 01.01.2020 - 31.12.2020 в троллейбусах и трамваях МУП "Ростовская транспортная компания" составляет 33193850,35 руб.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением предприятием бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников, истцу не возмещены, МУП "РТК" обратилось в суд с иском о взыскании выпадающих расходов.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В связи с изменениями в федеральном законодательстве, внесенными в ранее действовавшее законодательство внесены изменения в Федеральные законы от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" согласно которым с 01.01.2005 нормы, предусматривающие бесплатный (льготный) проезд на городском (внутрирайонном), пригородном и междугородном транспорте отдельным категориям граждан, утратили силу, предоставляемые ранее натуральные льготы, в том числе льготный проезд, заменены законодателем в рамках перехода к новой системе социальной поддержки населения на ежемесячные денежные выплаты.
В Ростовской области федеральным льготникам бесплатный (льготный) проезд предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных, пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают.
Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением N 3 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
Организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В Постановлении Администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120 не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной зашиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Предметом доказывания наличия обязательств по возмещению указанных затрат является установление источника их финансирования, то есть бюджета соответствующего уровня, и факта выделения им средств, для возмещения затрат.
Доказательствами размера понесенных расходов являются документы, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот.
Применив положения статей 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также постановлению Пленума ВАС Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" суд пришёл к обоснованному выводу, что убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
МУП "РТК" в соответствии с Уставом является коммерческой организацией, целью и предметом деятельности которой является оказание услуг по перевозке населения пассажирским электротранспортом (трамвай, троллейбус) на платной основе в городе Ростове-на-Дону.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по установленным Администрацией города Ростова-на-Дону тарифам в общественном городском транспорте, МУП "РТК" оказывало и оказывает услуги по перевозке отдельным категориям граждан, имеющим право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Ростова-на-Дону.
В частности, в 2020 году предприятие оказывало услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники) по единым социальным проездным билетам.
Меры социальной поддержки данной категории граждан в виде льготного проезда на общественном городском транспорте предоставлены Положением "О порядке предоставления льготного проезда на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта", утвержденным Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (в ред. от 12.07.2021).
Стоимость единого социального проездного билета согласно указанному Положению в 2020 году составляла 276 руб.
Единые социальные проездные билеты приобретались федеральными льготниками за счет причитающихся им единовременных денежных выплат у организаций, осуществляющих выплату пенсий, и давали право в течение месяца совершать неограниченное количество поездок на городском общественном транспорте.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Ростовской области и постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону N 622 от 23.05.2016 года "О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 18.09.2014 N 1058 "Об определении уполномоченной организации, реализующей мероприятия по обеспечению проезда на городских маршрутах отдельных категорий граждан" расходы транспортным предприятиям в связи с предоставлением льготного проезда в спорный период возмещались исходя из стоимости ЕСПБ с учетом их доли в перевозке федеральных льготников.
Однако, в соответствии установленными Администрацией города тарифами на перевозку, цены единых социальных проездных билетов, количества поездок, совершаемых федеральными льготниками в месяц, предусмотренная в спорный период компенсация расходов не приводила к полному возмещению понесенных предприятием расходов, что явилось причиной образования убытков.
До 2010 года в целях возмещения транспортным предприятиям расходов, понесенных в связи с предоставлением льготного проезда, постановлением Администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120 была предусмотрена компенсация за счет средств бюджета в размере 150 руб. в месяц за каждый проданный месячный единый социальный проездной билет федеральному льготнику и лицу, сопровождающему инвалида 1 группы и ребенка- инвалида.
Однако, постановлением Администрации Ростовской области от 22.07.2009 N 358 "О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120" возмещение расходов транспортным организациям за проезд на общественном транспорте городских маршрутов федеральных льготников в размере 150 руб. отменено с формулировкой: "В связи с уменьшением объема финансовой помощи из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта федеральным льготникам".
В дальнейшем, в том числе в спорный период, областной бюджет не предусматривал средства на возмещение расходов транспортных организаций за перевозку федеральных льготников на общественном транспорте городских маршрутов.
Таким образом, вывод суда о правомерности требований истца о взыскании с Ростовской области в лице Министерства финансов за счет средств казны Ростовской области понесенных им расходов в связи с предоставлением льготного проезда по ЕСПБ является законным и обоснованным.
Истец произвел расчет выпадающих доходов предприятия в результате оказания услуг перевозки пассажиров, льготников федерального регистра в 2020 году исходя из количества поездок в месяц по льготникам федерального регистра 191,72.
Проверив расчет, суд признал его ошибочным, так как истец неверно применяет указанное количество поездок, поскольку 191,72 не является утвержденной цифрой, а лишь указывается в сноске в результатах обследования пассажиропотока, проведенного в 2020 году.
В материалы дела представлены результаты обследования пассажиропотока, проведенного в 2020 году, утвержденного 30.12.2020, согласно которому количество поездок в месяц по льготникам федерального регистра составляет 25,86 ед. (т. 4, л.д. 12-13).
Суд первой инстанции произвел перерасчет исходя из результатов обследования пассажиропотока, проведенного в 2020 году, утвержденного 30.12.2020, согласно которому количество поездок в месяц по льготникам федерального регистра составляет 25,86 ед.
Согласно расчету суда размер выпадающих расходов составляет 1820537,35 руб. Выпадающие расходы в указанной части подтверждены документально.
Оснований для постановки иных выводов апелляционный суд не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к несогласию с тем, что суд удовлетворил исковые требования, исходя из цифры ездок на 1 единый социальный проездной билет (далее - ЕСПБ) в размере 25,86 ездок (строка 3 раздела 1 обследования пассажиропотока за 2020 год), а не исходя из цифры 191,72 ездок (сноска к разделу 1 того же обследования пассажиропотока).
Применение истцом сноски в результатах обследования пассажиропотока некорректно и необоснованно в связи со следующим.
Сноска о количестве поездок на 1 ЕСПБ (191,72) в результатах обследования пассажиропотока не предусмотрена формой муниципального контракта.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещены, в том числе, контракты на оказание услуг по проведению обследования пассажирского потока общественного транспорта городского сообщения, заключаемые Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону с исполнителями.
Размещенными на указанном сайте контрактами утверждены формы результатов обследования пассажиропотока.
Утвержденные контрактами формы обследования пассажиропотока (за 2020 реестровый номер контракта на портале ЕИС - N 3616406062720000020) не предусматривают сноски о количестве поездок на 1 ЕСПБ, поэтому такие дописки в результатах обследования пассажиропотока не могут приниматься во внимание и служить допустимым доказательством по такого рода судебным спорам.
Доводы истца о наличии иной судебной практики и необходимости ее учета при вынесении решения несостоятельны, поскольку суд оценивает имеющиеся доказательства, пояснения, возражения сторон и иные обстоятельства по каждому конкретному делу отдельно.
Иные доводы заявителя апелляционных жалоб также подлежат отклонению как противоречащие материалам дела, установленным по делу фактическим обстоятельствам, основанные на неверном толковании норм права и не опровергающие законности принятого по делу судебного акта. Несогласие заявителей жалоб с произведенной судом первой инстанции оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.
Таким образом, судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2022 по делу N А53-16501/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-16501/2021
Истец: МУП "РОСТОВСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация г.Ростова-на-Дону, ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ, Министерство труда и социального развития РО, Министерство труда и социального развития Ростовской области, МУП "МУНИЦИПАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "РОСТОВПАССАЖИРТРАНС"