г. Краснодар |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А32-25839/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Коржинек Е.Л. и Твердого А.А., при участии в судебном заседании от истца - индивидуального предпринимателя Коныгина Геннадия Владимировича (ИНН 230203093245, ОГРНИП 315237200015065) - Туриченко А.А. (доверенность от 22.03.2023), от ответчика - государственного автономного учреждения Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" (ИНН 2311127638, ОГРН 1102311005389) - Остапенко В.И. (доверенность от 30.12.2022), в отсутствие третьих лиц: управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, общества с ограниченной ответственностью "Сыродел", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Коныгина Геннадия Владимировича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2023 по делу N А32-25839/2022, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Коныгин Геннадий Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственному автономному учреждению Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" (далее - учреждение) о признании неправомерным решения об отклонении заявки участника конкурса согласно извещения от 25.03.2022 N 4709, об отмене протокола подведения итогов от 22.04.2022 N 4709-2 и признании индивидуального предпринимателя Коныгина Г.В. участником конкурса, соответствующим всем заявленным требованиям.
Решением от 22.11.2022, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 29.01.2023, в удовлетворении заявления предпринимателя отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В кассационной жалобе предприниматель, не отрицая того факта, что им при подаче заявки на участие в конкурсе проводимого в электронной форме не было указано на отсутствие у него судимости по статьям 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, приводит доводы о том, что им добросовестно задекларировано отсутствие у него судимостей по экономическим преступлениям, а также указано, что к нему не применялись наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением работы, являющихся объектом осуществляемой конкурентной закупки, и административного наказания в виде дисквалификации. Незаконность обжалуемых судебных актов, как указывает податель жалобы, заключается в том, что судами при рассмотрении дела не был принят во внимание тот факт, что ранее предприниматель подавал в ГАУ КК "Центр организации питания учреждений социальной защиты населения" заявки на участие в торгах, при этом ранее поданные прилагаемые декларации ни разу не были подвергнуты сомнению на предмет наличия судимостей по статьям 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Предприниматель также указывает, что готов был подтвердить отсутствие судимостей в случае получения соответствующего запроса и заявил о своем соответствии всем требованиям заказчика. Пассивная позиция организатора конкурса, заключающаяся в уклонении от направления дополнительного запроса в адрес Коныгина Геннадия Владимировича о предоставлении информации, касающейся отсутствия судимостей по статьям 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выступила препятствием для предпринимателя участвовать в конкурсе. Буквальный смысловой анализ вышеуказанной правовой нормы указывает на то, что участники конкурса все без исключения в безальтернативном порядке должны задекларировать отсутствие у себя судимостей по экономическим преступлениям, тогда как предоставление сведений относительно должностных преступлений, направленных против интересов государственной власти могут как предоставляться, так и нет. Податель жалобы считает формальной причину, по которой заявка отклонена.
Отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель предпринимателя настаивал на доводах жалобы, представитель учреждения просил судебные акты оставить в силе.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Суды установили и материалам дела соответствует, что 25.03.2022 учреждение (заказчик, организатор торгов) на электронной торговой площадке http://rts-tender.ru разместил извещение N 32211258219 о проведении конкурса в электронной форме.
На участие в закупке поступило две заявки: индивидуального предпринимателя Коныгина Геннадия Владимировича и ООО "Сыродел" в лице Коныгиной Лилии Николаевны.
Аукционная комиссия, рассматривая вторую часть заявки предпринимателя, выявила несоответствие и признала заявку на участие в процедуре закупки не соответствующей требованиям, установленным в подпункте 2 пункта 29 документации о закупке, отклонив ее, по причине непредоставления сведения об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. По этой же причине отклонена заявка ООО "Сыродел"; процедура закупки признана несостоявшейся, что отражено в протоколе от 22.04.2022 N 4709-2.
25 апреля 2022 года предприниматель обратился в управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю с жалобой на действия организатора торгов при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки продуктов питания (извещение N 32211258219 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru); просил отменить протокол проведения итогов от 22.04.2022 N 4709-2 конкурса в электронной форме 32211258219 (лот 1) от 07.04.2022, полагая, что организатор торгов неправомерно отклонил его заявку.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю решением от 11.05.2022 N 023/07/3-1630/2020 признало жалобу необоснованной.
Данное решение вступило в законную силу, предпринимателем не обжаловалось.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением, предприниматель указывал, что декларируя только сведения об отсутствии судимости в сфере экономики полагал, что полностью выполнил требования заказчика о предоставлении необходимых сведений. Кроме того, заявитель указывал, что поскольку заказчик, исходя из представленных предпринимателей сведений, не мог сделать однозначный вывод об отсутствии или наличии у предпринимателя судимости по статьям 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и, учитывая, что к участию в конкурсе было допущено всего два участника, заказчик, при наличии реальной заинтересованности должен был запросить такие сведения.
Возражая против заявленных требований, учреждение указывало, что предприниматель не выполнил требования конкурсной документации, что повлекло отклонение его заявки.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, правомерно руководствовались норами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Положением о закупке товаров, работ, услуг ГАУ КК "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" (далее - положение о закупке), утвержденным протоколом наблюдательного совета ГАУ КК "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" от 12.07.2021 N 5, с учетом требований, изложенных заказчиком в документации о закупке.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Вместе с тем, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки.
Аналогичные положения предусмотрены Положением о закупке.
Таким образом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта с которым будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотребление в сфере закупок.
Суды установили, что согласно абзацу 6 подпункта 2 пункта 29 документации о закупке в составе заявки участнику необходимо представить документы и сведения подтверждающие, что у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки, отсутствуют судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой конкурентной закупки, запроса оферт в электронной форме, и административного наказания в виде дисквалификации.
Из содержания информационного письма, предоставленного в составе заявки, в части соответствия требованиям подпункта 2 пункта 29 документации о закупке, предприниматель подтвердил только отсутствие у участника закупки - физического лица судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанного физического лица наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением работы, являющихся объектом осуществляемой конкурентной закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (т 1, л. д. 91 - 92).
При этом отсутствие судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предпринимателем в информационном письме, вопреки требованиям подпункта 2 пункта 29 документации о закупке, не подтверждено.
В соответствии с пунктом 34.1 Положения о закупке заявки на участие в конкурсе представляются в соответствии с требованиями и в порядке, установленными Законом о закупках, конкурсной документацией и Положением о закупке.
Согласно подпункту 8 пункта 34.6 Положения о закупке заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с подпунктом 1 пункта 12.1 Положения, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с подпунктами 2 - 9 пункта 12.1 Положения.
Пунктом 12.1 Положения о закупке установлено, что при проведении конкурентных закупок, запроса оферт в электронной форме, срочного ценового запроса в электронной форме заказчик устанавливает, среди прочих, следующее единое обязательное требование к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой конкурентной закупки, запроса оферт в электронной форме, срочного ценового запроса в электронной форме, и административного наказания в виде дисквалификации (подпункт 5);
В соответствии с пунктом 12.3 Положения о закупке обязательные требования указываются в документации о закупке и распространяются в равной мере на всех участников закупки. Несоответствие участника закупки установленным обязательным требованиям является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 36.5 Положения о закупке заявка на участие в конкурсе признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктом 34.6.2 и (или) пунктом 34.6.3 данного Положения, в случае осуществления конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства или непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктом 34.6 данного Положения (за исключением случая непредставления информации о стране происхождения товара), несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией и (или) извещением о таком конкурсе, установления комиссией по осуществлению закупок факта предоставления недостоверной информации на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Положения о закупке, а также пункта 29 документации о закупке, суды пришли к выводу, что предприниматель, декларируя только сведения об отсутствии судимости в сфере экономики, требования заказчика о предоставлении необходимых сведений не исполнил, в связи с чем, пришли к выводу о правомерности принятого учреждением решения об отклонении заявки участника конкурса, не установив оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
При этом суды указали, что из пункта 29 документации о закупке однозначно следует обязанность участника закупки продекларировать сведения как об отсутствии судимости за преступления в сфере экономики, так и об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291 и 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, обращая внимание, что преступления в сфере экономики включены в раздел 8 Уголовного кодекса Российской Федерации, который содержит в себе статьи 158 - 204.2; при этом преступления, предусмотренные статьями 289 (Незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 (Получение взятки), 291 (Дача взятки), 291.1 (Посредничество во взяточничестве), включены в раздел 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, как преступления против государственной власти.
Суды также учли, что Краснодарским УФАС России жалоба предпринимателя Коныгина Г.В. на действия ГАУ КК "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" при организации и проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки продуктов питания (извещение N 32211258219 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) признана необоснованной (решение от 11.05.2022 NN 023/07/3-1630/2020). Данное решение вступило в законную силу, предпринимателем не обжаловалось.
Проверив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В подпункте "г" пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов, среди которых указана: декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства: отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Несмотря на то, что во вводной части информационного письма предпринимателя указано: "предприниматель соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, являющихся предметом конкурентной закупки", фактическое содержание декларации предпринимателя не позволяет сделать однозначный вывод о соответствии участника закупки предъявляемым требованиям, поскольку им не задекларирована информация об отсутствии у участника закупки судимости за уголовные преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291 и 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Предоставленная в декларации информация с перечисленными требованиями, которым соответствует участник закупки, допускает возможность ее двусмысленного толкования.
С учетом изложенного, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, а выводы судов относительно обязанности участника закупки декларировать сведения об отсутствии судимости как за преступления в сфере экономики, так и за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291 и 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласуются с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 29.01.2019 N 309-КГ18-23814, от 23.07.2018 N 301-АД18-9811, 07.09.2018 N 309-КГ18-13511.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, сводятся к несогласию с выводами судов, что не свидетельствует о нарушениях судебными инстанциями норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2023 по делу N А32-25839/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несмотря на то, что во вводной части информационного письма предпринимателя указано: "предприниматель соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, являющихся предметом конкурентной закупки", фактическое содержание декларации предпринимателя не позволяет сделать однозначный вывод о соответствии участника закупки предъявляемым требованиям, поскольку им не задекларирована информация об отсутствии у участника закупки судимости за уголовные преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291 и 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Предоставленная в декларации информация с перечисленными требованиями, которым соответствует участник закупки, допускает возможность ее двусмысленного толкования.
С учетом изложенного, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, а выводы судов относительно обязанности участника закупки декларировать сведения об отсутствии судимости как за преступления в сфере экономики, так и за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291 и 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласуются с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 29.01.2019 N 309-КГ18-23814, от 23.07.2018 N 301-АД18-9811, 07.09.2018 N 309-КГ18-13511."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 мая 2023 г. N Ф08-4175/23 по делу N А32-25839/2022