г. Краснодар |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А53-25993/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н., Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ОКТОБЛУ" (ИНН 5029086747, ОГРН 1055005170120) - Карнавского А.В. (доверенность от 04.04.2022), от заинтересованного лица - Южного таможенного управления (ИНН 6164027115, ОГРН 1026103296152) - Чайниковой А.С. (доверенность от 06.04.2023), Берновой Е.В. (доверенность от 06.03.2023), рассмотрев кассационную жалобу Южного таможенного управления на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А53-25993/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ОКТОБЛУ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Южному таможенному управлению (далее - управление) о признании незаконным решения от 22.04.2022 об отказе в рассмотрении по существу жалобы общества от 13.04.2022, формализованном в письме от 22.04.2022 N 13.2-14/07528 "Об отказе в рассмотрении жалобы по существу".
Решением суда от 18.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что управление правомерно и обоснованно приняло решение, формализованное в письме от 22.04.2022 N 13.2-14/07528.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.02.2023 отменено решение суда от 18.11.2022. Признано недействительным решение управления от 22.04.2022 N 13.2-14/07528 об отказе в рассмотрении по существу жалобы общества от 13.04.2022. Судом на управление возложена обязанность в рассмотрении жалобы общества по существу. Постановление мотивировано тем, что таможенное законодательство устанавливает безусловную обязанность таможни по направлению указанных решений непосредственно декларанту.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 07.02.2023, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объёме. Податель жалобы считает, что внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации о товаре (далее - ДТ), в том числе по инициативе таможенного органа - на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, является таможенной операцией, в рамках которой таможенный представитель обладает правами и исполняет обязанности декларанта. Кроме этого, при декларировании товаров по конкретной ДТ возможно направление электронных сообщений только в ту информационную систему, из которой инициирован данный процесс декларирования. Апелляционной коллегией не дана надлежащая правовая оценка содержанию и условиям договора оказания услуг таможенного представителя по декларированию от 01.02.2016 N 1/2016. 20.12.2021 и 21.12.2021 суммы таможенных платежей и пеней списаны с лицевого счёта общества. Таким образом, на эти даты общество информировано о факте уплаты таможенных платежей в связи с принятием решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Новороссийской таможней проведена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, заявленных декларантом по декларациям на товары N 10317120/221020/0089541, 10317120/291020/0092438, 10317120/101120/0096478, 10317120/171120/0099525, 10317120/271120/0104882, 10317120/171220/0113531, 10317120/251220/0118651, 10317120/301220/0120535, 10317120/311220/0121208, 10317120/311220/0121246, 10317120/311220/0121301, 10317120/030121/0000408, 10317120/030121/0000425, 10317120/030121/0000428, 10317120/050121/0001041, 10317120/050121/0001114, 10317120/060121/0001216, 10317120/060121/0001227, 10317120/060121/0001241, 10317120/070121/0001597, 10317120/100121/0002214, 10317120/130121/0003601, 10317120/091120/0095885 в соответствии с положениями статьи 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), статей 225, 226 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ).
По результатам проверки на основании акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 30.11.2021 N 10317120/211/301121/А0248 Новороссийской таможней приняты решения от 07.12.2021 и 15.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорных ДТ.
Не согласившись с указанными решениями, общество направило жалобу от 13.04.2022 без номера, которая поступила в адрес управления 18.04.2022.
Решением управления, изложенным в письме от 22.04.2022 N 13.2-14/07528, отказано в рассмотрении по существу жалобы общества от 13.04.2022 без номера. Решение мотивировано несоблюдением заявителем установленного законодательством трехмесячного срока для подачи жалобы в таможенный орган на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица. Заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования.
Не согласившись с указанным решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно статье 358 ТК ЕАЭС, вступившего в силу 01.01.2018, любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии со статьей 358 ТК ЕАЭС порядок и сроки обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц устанавливаются законодательством государства - члена Союза.
Порядок рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела определен главой 51 Закона N 289-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 285 Закона N 289-ФЗ любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Таможенный орган, исходя из положений статей 293 и 295 Закона N 289-ФЗ, рассматривает жалобу в случае наличия у него правомочий по рассмотрению поступившей жалобы и отсутствия оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу. Основания для отказа в рассмотрении жалобы по существу предусмотрены статьей 293 Закона N 289-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 293 Закона N 289-ФЗ таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу полностью или частично, в том числе, в случае, если не соблюдены сроки обжалования, установленные части 1 статьи 289 настоящего закона, и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования, либо таможенным органом такое ходатайство отклонено.
Согласно требованиям части 1 статьи 289 Закона N 289-ФЗ жалоба может быть подана в течение трех месяцев:
1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В соответствии с частью 2 статьи 289 Закона N 289-ФЗ в случае пропуска срока для обжалования действия (бездействия) срок, установленный частью 1 статьи 289 Закона N 289-ФЗ, может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной.
Суд первой инстанции полагал, что решения таможенного органа, направленные в порядке электронного взаимодействия таможенному представителю, считаются направленными декларанту, поэтому пришёл к выводу, что жалоба заявителя направлена в управление по истечении установленного законом трехмесячного срока.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился и, руководствуясь пунктом 3 статьи 112, статьёй 362 ТК ЕАЭС, частями 1, 3, 6 статьи 226 Закона N 289-ФЗ, признал, что начало течения срока следует исчислять с учетом даты фактического получения заказных писем таможни декларантом, то есть с 15.01.2022.
В соответствии с пунктом 22 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ вручается декларанту под роспись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его принятия.
В силу части 7 статьи 226 Закона N 289-ФЗ в случае, если все таможенные документы, в отношении которых проводилась проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая после выпуска товаров, либо проводилась проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях применения данной формы таможенного контроля, были представлены одним таможенным представителем и по результатам проверки приняты решения, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в отношении которых таможенный представитель несет солидарную ответственность с проверяемым лицом, копия решения в области таможенного дела либо такое решение в виде электронного документа в соответствии с частями 3 - 6 данной статьи направляется также этому таможенному представителю.
При таких обстоятельствах таможенное законодательство устанавливает безусловную обязанность таможни по направлению указанных решений непосредственно декларанту.
Доказательства направления таможней решений в электронном виде непосредственно обществу (декларанту) в дело не представлены.
Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что направление решений таможенному представителю общества посредством автоматизированной подсистемы "Электронное предоставление сведений" является реализацией положения части 7 статьи 226 Закона N 289-ФЗ, а не подтверждает надлежащее направление решений самому декларанту.
Доводы управления о том, что судом апелляционной инстанции не дана надлежащая правовая оценка содержанию и условиям договора оказания услуг таможенного представителя по декларированию от 01.02.2016 N 1/2016, отклонены, поскольку положения указанного договора были предметом рассмотрения и им дана надлежащая оценка.
Довод управления о том, что таможенный представитель обладает всеми правами декларанта, отклонен. Возможность декларанта обжаловать решения таможенного органа является самостоятельным правом такого лица и может быть реализовано независимо от реализации такого права таможенным представителем, а право декларанта на обжалование решений таможенного органа не может быть утрачено ввиду заявленных таможенным органом обстоятельств.
Ссылка управления на уплату таможенным представителем таможенных платежей за счёт общества по отдельному письменному поручению не исключает обязанности таможенного органа направлять решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, непосредственно декларанту.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, нарушения норм материального и процессуального права не установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А53-25993/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 7 статьи 226 Закона N 289-ФЗ в случае, если все таможенные документы, в отношении которых проводилась проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая после выпуска товаров, либо проводилась проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях применения данной формы таможенного контроля, были представлены одним таможенным представителем и по результатам проверки приняты решения, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в отношении которых таможенный представитель несет солидарную ответственность с проверяемым лицом, копия решения в области таможенного дела либо такое решение в виде электронного документа в соответствии с частями 3 - 6 данной статьи направляется также этому таможенному представителю.
...
Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что направление решений таможенному представителю общества посредством автоматизированной подсистемы "Электронное предоставление сведений" является реализацией положения части 7 статьи 226 Закона N 289-ФЗ, а не подтверждает надлежащее направление решений самому декларанту."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 мая 2023 г. N Ф08-4399/23 по делу N А53-25993/2022