г. Краснодар |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А53-21204/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Ташу А.Х. и Тамахина А.В., при участии от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Сумры Н.А. (доверенность от 15.12.2020), в отсутствие истца - публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" (ИНН 7414003633, ОГРН 1027402166835), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А53-21204/2022, установил следующее.
ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 6 588 903 рублей 61 копейки пеней за просрочку доставки груза по железнодорожным накладным (уточненные требования).
Решением от 20.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.02.2023, иск удовлетворен частично. В пользу общества взыскано 4 612 232 рубля 53 копейки, 55 945 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и направить на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что по железнодорожной накладной N ЭЕ 906165 срок просрочка доставки груза составила 5 суток в связи с необходимостью устранения технической неисправности, возникшей не по вине перевозчика.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в ноябре 2021 года по железнодорожным транспортным накладным допущена просрочка доставки груза.
Согласно указанным железнодорожным транспортным накладным груз в установленное время не доставлен.
В связи с тем, что железная дорога допустила просрочку в доставке груза, общество на основании статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) начислило 6 588 903 рубля 61 копейку пеней (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Направленная железной дороге претензия с требованием оплатить неустойку, оставлена без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 784, 785, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"", Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245.
На основании статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Установив факт прибытия груза на станцию назначения с нарушением срока доставки (подтверждается железнодорожными накладными), суды правомерно возложили на железную дорогу ответственность за просрочку доставки груза.
Отсутствие в железнодорожных накладных каких-либо замечаний перевозчика относительно груза, вагона на момент отправки означает, что перевозчик фактически подтвердил отсутствие коммерческих и технических неисправностей и принял обязанность по доставке груза в сроки, установленные договором перевозки.
Судами обоснованно указано, что все риски, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением железной дорогой как перевозчиком своих обязанностей, должны быть отнесены именно на него. По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов, однако соответствующих доказательств железная дорога не представила.
Довод железной дороги о необходимости увеличения срока доставки по спорной накладной и отсутствию просрочки доставки груза по ней отклонен судом апелляционной инстанции, который указал, что в момент сдачи вагоны осматривались работниками железной дороги. Нарушений, установленных распоряжением железной дороги от 01.06.2005 N 834Р "Об утверждении классификации коммерческих неисправностей грузовых вагонов", запрещающих постановку в поезда вагонов, не обнаружено, вагоны приняты к перевозке без замечаний. Железной дорогой не доказан факт возникновения неисправностей спорного вагона в пути следования по не зависящим от него причинам, документально не подтвержден скрытый характер выявленных неисправностей и невозможность их обнаружения при приемке вагонов к перевозке. Сама по себе ссылка на эксплуатационный характер неисправности позиции ответчика не укрепляет. Бремя доказывания невозможности выявления неисправностей до начала перевозки и момента возникновения таковых лежит на перевозчике.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и способных опровергнуть выводы судов, кассационная жалоба не содержит в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Расчет подлежащей взысканию задолженности произведен методологически и арифметически верно. Судами применены положения статьи 333 Гражданского кодекса и снижен размер неустойки.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А53-21204/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод железной дороги о необходимости увеличения срока доставки по спорной накладной и отсутствию просрочки доставки груза по ней отклонен судом апелляционной инстанции, который указал, что в момент сдачи вагоны осматривались работниками железной дороги. Нарушений, установленных распоряжением железной дороги от 01.06.2005 N 834Р "Об утверждении классификации коммерческих неисправностей грузовых вагонов", запрещающих постановку в поезда вагонов, не обнаружено, вагоны приняты к перевозке без замечаний. Железной дорогой не доказан факт возникновения неисправностей спорного вагона в пути следования по не зависящим от него причинам, документально не подтвержден скрытый характер выявленных неисправностей и невозможность их обнаружения при приемке вагонов к перевозке. Сама по себе ссылка на эксплуатационный характер неисправности позиции ответчика не укрепляет. Бремя доказывания невозможности выявления неисправностей до начала перевозки и момента возникновения таковых лежит на перевозчике.
...
Расчет подлежащей взысканию задолженности произведен методологически и арифметически верно. Судами применены положения статьи 333 Гражданского кодекса и снижен размер неустойки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 мая 2023 г. N Ф08-3457/23 по делу N А53-21204/2022