г. Краснодар |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А53-18564/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стаценко В.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) - Донцовой О.Н. (доверенность от 12.12.2022 N 880), в отсутствие заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 3702092230, ОГРН 1063702132889), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по делу N А53-18564/2022, установил следующее.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене отказа от 26.05.2022 N 37/1947 в возбуждении административного дела по части 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в отношении ООО "Управляющая компания "СервисМКД"" (по уточненным требованиям в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 08.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.02.2023 отменено решение суда от 08.08.2022 в части отказа от заявленных требований, в этой части производство по делу прекращено. В остальной части решение суда от 08.08.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, направить дело на новое рассмотрение.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес инспекции поступило обращение общества от 01.03.2022 N 1901-001/017-1 о проведении проверки и возбуждении дела об административном правонарушении в связи с наличием у ООО "Управляющая компания "СервисМКД"" задолженности за электроэнергию, возникшей при содержании общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, в размере, превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору от 10.09.2019 N БТ 2956.
По результатам рассмотрения поступившего обращения, инспекция направила в адрес общества ответ от 26.05.2022 N 37/1947, в котором указала на отсутствие возможности проведения контрольно-надзорного мероприятия и возбуждения административного производства в отношении ООО "Управляющая компания "СервисМКД"".
Общество, не согласившись с отказом, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 3 статьи 14.1.3 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Примечанием 2 к данной статье установлено, что перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "д" пункта 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 данного документа, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) в 2022 - 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера; при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
В соответствии с пунктом 9 Постановления N 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, применив положения Кодекса, а также с учетом ограничений, введенных Постановлением N 336, суды установили отсутствие в данном случае у инспекции оснований для проведения в отношении ООО "Управляющая компания "СервисМКД"" проверки и, как следствие, для возбуждения дела об административном правонарушении.
В данном случае обществом не учтено, что в силу пункта 3 Постановления N 336 в 2022 - 2023 годах в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) предусмотрена возможность проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и внеплановых проверок только в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
Исходя из этого, инспекцией обоснованно указано о невозможности проведения контрольно-надзорного мероприятия и возбуждения дела об административном правонарушении в спорный период.
Кроме того, в данном случае возможность привлечения организации к административной ответственности отсутствует ввиду истечения сроков давности привлечения к административной ответственности согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса, что исключает возможность вывода о наличии состава правонарушения.
Также судебными инстанциями установлено, что права общества защищены путем принятия судебного акта в пользу общества о взыскании задолженности с управляющей компании за потребленную электроэнергию при эксплуатации жилого фонда.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2023 по делу N А53-18564/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 9 Постановления N 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, применив положения Кодекса, а также с учетом ограничений, введенных Постановлением N 336, суды установили отсутствие в данном случае у инспекции оснований для проведения в отношении ООО "Управляющая компания "СервисМКД"" проверки и, как следствие, для возбуждения дела об административном правонарушении.
В данном случае обществом не учтено, что в силу пункта 3 Постановления N 336 в 2022 - 2023 годах в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) предусмотрена возможность проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и внеплановых проверок только в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2023 г. N Ф08-4627/23 по делу N А53-18564/2022