г. Краснодар |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А53-12475/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Коржинек Е.Л. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Экотранс" (ИНН 6623121815, ОГРН 1176658036422) - Таргамадзе Л. (доверенность от 25.02.2022), в отсутствие ответчика - садоводческого некоммерческого товарищества "Магистраль" (ИНН 6123015336, ОГРН 1076100000096), извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экотранс" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 по делу N А53-12475/2022, установил следующее.
ООО "Экотранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к СНТ "Магистраль" (далее - товарищество) с иском о взыскании 86 802 рублей 13 копеек задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с 01.07.2021 по 30.11.2021 (уточненные требования).
Решением суда от 20.09.2022 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 02.02.2023 решение суда от 20.09.2022 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение суда от 20.09.2022. Заявитель выражает несогласие с оценкой апелляционным судом доказательств и указывает на то, что платежные поручения, скриншоты из личного кабинета, перечень лицевых счетов, присвоенных земельным участкам, не подтверждают наличие у членов товарищества самостоятельных договоров, заключенных с обществом. По мнению общества, садовые дома являются нежилыми, поэтому вывод апелляционного суда о заключении договора с членами товарищества на основании конклюдентных действий противоречит действующему законодательству.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 18.04.2018 по результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, региональным оператором по обращению с ТКО выбрано общество.
По итогам конкурса заключено соглашение от 15.05.2018 N 133/18Т "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа".
Соглашением установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа, включающего муниципальные образования: г. Таганрог, Куйбышевский район, Матвеево-Курганский район, Неклиновский район.
Письмом от 30.06.2021 N 3129ЕК общество направило в адрес товарищества проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, который не подписан товариществом.
Общество выставило товариществу счета на оплату услуг по обращению с ТКО, оказанных с 01.07.2021 по 30.11.2021, на сумму 101 898 рублей 13 копеек (исходя из норматива накопления ТКО), неоплата которых послужила основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Возражая против иска, товарищество сослалось на то, что 20.04.2019 членами товарищества принято решение о переходе на прямые договоры с региональным оператором по обращению с ТКО, о чем истец уведомлен (протокол внеочередного общего собрания членов СНТ "Магистраль" от 20.04.2019 N 1); истцом открыты персональные лицевые счета потребителям-садоводам; до июля 2021 года в адрес членов товарищества истцом ежемесячно выставлялись квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО, направлялись претензионные и информационные письма; общество не направляло в адрес собственников недвижимого имущества, расположенного на территории СНТ, уведомлений об одностороннем расторжении договоров.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы ответчика, указал на то, что товариществом не представлено в материалы дела доказательств принятия общим собранием решения о заключении прямых договоров с региональным оператором, при этом нормы действующего законодательства о ведении садоводства и огородничества не наделяют правом членов данных товариществ на самостоятельный вывоз ТКО, а также на оформление членами товариществ, имеющих садовые дома, хозяйственные постройки и гаражи, то есть нежилые здания, прямых договорных отношений с региональным оператором.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Пункт 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет товарищество собственников недвижимости как добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества) одной из целей деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества определяет создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия) (пункт 1 статьи 7).
Члены товарищества обязаны своевременно уплачивать взносы, предусмотренные названным Законом. При этом членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные, в том числе с осуществлением расчетов с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями (пункт 2 части 6 статьи 11, пункт 3 части 5 статьи 14 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества).
Принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО относится к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального исполнительного органа (пункт 6 части 7 статьи 18 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества).
Деятельность в области обращения с ТКО урегулирована Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления (далее - Закон об отходах производства и потребления), согласно которому региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.7).
Из содержания подпункта "б" пункта 148 (5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулирующего условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, следует, что садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество от своего имени и в интересах собственника жилого дома (домовладения) заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО.
При этом подпункт "б" пункта 148 (5) Правил N 354 не препятствует заключению прямых договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО непосредственно собственником жилого дома (домовладения), такой подход применим и к собственникам строений в садоводческих товариществах (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2021 N АПЛ21-364).
Согласно пункту 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в нежилых зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Таким образом, члены садоводческого некоммерческого товарищества в случае наличия в его составе садовых земельных участков с жилыми домами либо объединения в его составе садовых домов (нежилых) вправе заключить прямой договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8 (4) Правил N 1156).
Заявка потребителя может направляться региональному оператору, начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (пункт 8 (5) Правил N 1156).
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора (пункт 8 (17) Правил N 1156).
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 8 (17) Правил N 1156).
В этой связи договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается со всеми потребителями независимо от их организационно-правовой формы и факт отсутствия договора, оформленного в письменном виде, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между потребителем и региональным оператором.
Из содержания протокола внеочередного общего собрания членов товарищества от 20.04.2019 N 1 следует, что членами товарищества принято решение об организации "помешочного" сбора ТКО с заключением членами товарищества индивидуальных договоров с региональным оператором на вывоз ТКО. Председателю поручено предоставить обществу выписку из протокола общего собрания и список собственников для заведения лицевых счетов.
Письмом от 22.04.2019 N 2 председатель товарищества уведомил общество о принятии членами товарищества указанного решения. Получение обществом указанного письма и приложенной к ней выписки из протокола от 20.04.2019 N 1 подтверждается соответствующей отметкой общества о получении.
В суде первой инстанции ответчиком в материалы дела представлен поименный список членов товарищества с указанием номеров лицевых счетов и земельных участков, согласно которому по состоянию на 01.07.2021 членами товарищества являются 139 человек, при этом 24 земельных участка являются заброшенными, в отношении 115 человек заключены прямые договоры с региональным оператором.
Истец в суде апелляционной инстанции представил список членов товарищества с номерами лицевых счетов и земельных участков в табличной форме для соотнесения со списком, предоставленным товариществом, из которого следует, что обществом в отношении 129 членов товарищества открыты лицевые счета для осуществления расчетов за услуги по обращению с ТКО.
Суд апелляционной инстанции отметил, что в суде первой инстанции ответчиком в материалы дела представлены скриншоты из личных кабинетов по лицевым счетам отдельных членов товарищества, из которых следует, что обществом осуществлялись начисления напрямую членам товарищества с января 2021 года по апрель 2022 года. Также ответчиком представлены квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО за июнь 2021 года, направленные агентом регионального оператора - обществом с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр" (далее - ООО "ЕРЦ") в адрес членов товарищества; платежные документы, подтверждающие осуществление членами товарищества платежей за услуги по обращению с ТКО обществу через ООО "ЕРЦ"; претензионные письма от 20.09.2021, 27.09.2021, направленные обществом непосредственно членам товарищества.
Определением от 22.12.2022 суд апелляционной инстанции запросил у ООО "ЕРЦ" сведения о датах и номерах договоров (открытых лицевых счетах) на обслуживание (вывоз) ТКО, заключенных в отношении физических лиц за период с 01.07.2021 по 30.11.2021, а также сведения о размерах ежемесячно выставляемой платы, сведения о произведенных физических лицами платежах за указанный период, а также о долге по состоянию на 30.11.2021.
Согласно письму ООО "ЕРЦ" от 12.01.2023 в настоящее время по лицевым счетам, ранее открытым потребителям, проживающим в СНТ, расположенном по адресу: Ростовская область, Неклиновский район, хутор Морской Чулек, начисления не производятся. По распоряжению общества все начисления указанным потребителям прекращены с 01.07.2021, плата за услуги по обращению ТКО не выставляется, квитанции не доставляются. Задолженность в запрашиваемом периоде у потребителей отсутствует, так как начисления не производились, однако от ряда потребителей поступали денежные средства, которые учтены в качестве авансовых платежей. Согласно представленной обществом "ЕРЦ" информации 21 потребитель внес плату за услуги по обращению с ТКО в спорный период.
Апелляционным судом установлено, что 08.12.2022 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области рассмотрено коллективное обращение членов товарищества от 01.09.2022 о неправомерных действиях регионального оператора - общества, выразившихся в отказе от индивидуальных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО в одностороннем порядке путем прекращения выставления членам товарищества счетов на оплату с 01.07.2022.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области направило в адрес общества предупреждение от 08.12.2022 N МБ/26688/22 о необходимости прекращения (устранения) причин и условий, способствовавших возникновению нарушения прав членов товарищества, путем оформления взаимоотношений общества и членов товарищества (возобновление действия предыдущих договоров с членами товарищества).
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к выводу о наличии у членов товарищества непосредственных договорных отношений с региональным оператором и необоснованности требований общества к товариществу.
Арбитражным процессуальным законодательством установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств отнесены к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций, поэтому доводы кассационной жалобы, подразумевающие переоценку доказательств и установление на ее основе иных фактических обстоятельств дела, не могут являться основанием для отмены или изменения апелляционного постановления.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 по делу N А53-12475/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора (пункт 8 (17) Правил N 1156).
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 8 (17) Правил N 1156)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2023 г. N Ф08-3806/23 по делу N А53-12475/2022