г. Краснодар |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А20-3063/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница им. Хацукова А.А." - Байзуллаева М.М. (доверенность от 10.05.2023), в отсутствие представителя территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2023 по делу N А20-3063/2022, установил следующее.
ГБУЗ "Центральная районная больница им. Хацукова А.А." (далее - учреждение) обратилось с заявлением:
- признать недействительными (отменить) содержание пункта 1.5 акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (далее - фонд) в части выводов об использовании не по целевому назначению денежных средства нормированного страхового запаса (далее - НСЗ) территориального фонда ОМС в размере 704 997 рублей 45 копеек;
- признать недействительными (отменить) содержание пункта 3 акта фонда в части требования о возврате (возмещении) средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению, уплате штрафа за нецелевое использование средств ОМС и устранении нарушений, исключив из первоначального требования 704 997 рублей 45 копеек - нецелевое использование средств НСЗ и в аналогичном требовании согласно сообщению фонда от 16.06.2022 N 1566;
- признать недействительными (отменить) пункты 1.3 акта фонда о расходовании 41 057 рублей средств ОМС за санаторно-курортное лечение полностью;
- признать недействительными (отменить) содержание пункта 3 акта фонда требования о возврате (возмещении) средств ОМС, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа за нецелевое использование средств ОМС и устранении нарушений в части требования 41 057 рублей, исключив их из первоначального требования 988 797 рублей 40 копеек и скорректированной суммы 963 029 рублей 40 копеек согласно сообщению фонда от 16.06.2022 N 1566 - нецелевое использование средств ОМС, а также исключив 41 057 рублей, начисляемых на указанную сумму в размере 10%);
- признать недействительными (отменить) содержание пункта 3 акта фонда в части требования о возврате (возмещении) средств ОМС, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа за нецелевое использование средств ОМС и устранении нарушений из общей суммы 988 797 рублей 40 копеек и из скорректированной в последующем суммы 963 029 рублей 40 копеек согласно сообщению фонда от 16.06.2022 N 1566 - средства ОМС 682 697 рублей 46 копеек, вместе с исключением 68 269 рублей 75 копеек штрафа, начисляемого на указанную сумму в размере 10%.
Фонд обратился в суд с встречным требованием о взыскании с учреждения 963 029 рублей 40 копеек ОМС, использованных не по целевому назначению, 704 997 рублей 45 копеек нормированного страхового запаса, использованных не по целевому назначению, 4 448 рублей 07 копеек пеней, 96 302 рублей 94 копеек штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС.
Решением суда от 23.12.2022 заявленные требования учреждения удовлетворены частично, признан недействительным акт проверки от 02.06.2022 в части признания нецелевым расходованием 1 428 751 рубля 91 копейки, в остальной части в удовлетворении заявления отказано. Встречное требование фонда удовлетворено частично, с учреждения в пользу фонда взыскано 239 274 рубля 94 копейки средств ОМС, использованных не по целевому назначению, соответствующих им пеней, 9630 рублей штрафа, в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Дополнительным решением суда от 30.01.2023 по основному требованию признано недействительным сообщение фонда в части признания нецелевым расходованием 1 428 751 рубля 91 копейки, признаны незаконными пени, начисленные на 1 428 751 рубль 91 копейку.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.0.2023 решение суда от 23.12.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит изменить судебные акты в части взыскания с учреждения 1 428 751 рубля 91 копейки средств ОМС, использованных не по целевому назначению, 96 302 рублей 94 копеек штрафа, 4448 рублей 07 копеек штрафа и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Фонд полагает, что фактическое восстановление учреждением денежных средств, использованных не по целевому назначению, не произошло.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит принятые о делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель учреждения пояснил, что в согласен с судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, поддержал доводы отзыва на жалобу, просил судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, фонд провел проверку соблюдения учреждением законодательства об обязательном медицинском страховании, целевому и рациональному использованию средств ОМС с 01.04.2020 по 31.03.2022.
По результатам проверки составлен акт от 02.06.2022, из которого следует, что учреждение допустило нецелевое расходование средств ОМС на общую сумму 963 029 рублей 40 копеек, а также нецелевое использование средств НСЗ на 704 997 рублей 45 копеек.
На заседании комиссии фонда рассмотрены возражения учреждения от 08.06.2022 на акт проверки.
Сообщением от 16.06.2022 N 1566 фонд признал возражения Учреждения здравоохранения частично обоснованными (в части 25 768 рублей, направленных на приобретение витаминного комплекса "Номафуд"), данная сумма исключена из общего объема требований по возврату средств в фонд обязательного медицинского страхования.
Считая приведенные в акте проверки от 02.06.2022 выводы и требования, а также действия фонда по проведению комплексной проверки использования средств ОМС незаконными, учреждение обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 20, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", статьями 38, 39, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Суды исходили из следующих обстоятельств.
Из материалов проверки видно, что учреждение использовало не по назначению 963 029 рублей 40 копеек средств ОМС, поскольку на приобретение основных средств направлено 220 тыс. рублей, произведена оплата санаторно-курортного лечения в размере 19 274 рублей 94 копеек оплата медицинского оборудования в размере 682 697 рублей 46 копеек и учреждение использовало 704 997 рублей 45 копеек средств НСЗ.
Учреждение и фонд подписали соглашение от 03.12.2021 N 10 о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования. Данный договор закрепляет обязанности получателя средств НСЗ в части целевого использования выделяемых средств, и возможности их расходования только на мероприятия, указанные в приложении N 1 соглашения; средства ОМС и НСЗ аккумулируются на одном счете, но должен вестись раздельный учет.
Учреждение здравоохранения не вело раздельный учет средств ОМС и НСЗ.
Суды установили, что по соглашению от 03.12.2021 N 10 фонд перечислил учреждению 2 268 429 рублей 73 копейки, из них учреждение перевело 704 997 рублей 45 копеек заработной платы (аванс за январь 2022 года), что является нарушением условий, установленных соглашением. Данные обстоятельства стороны не оспаривают.
Из пояснений учреждения следует, что в январе 2022 года средства ОМС для выплаты аванса поступили не полностью, в связи с чем недостающая часть (704 997 рублей 45 копеек) была взята из средств НСЗ, однако после поступления средств ОМС эта сумма восстановлена на специальном счете путем оплаты оборудования за счет средств ОМС.
Названные обстоятельства не оспариваются сторонами, в том числе в материалах проверки указано, что в дальнейшем при оплате счетов по контрактам, заключенным в рамках соглашения от 03.12.2021 N 10, финансирование мероприятий частично осуществлено за счет средств, поступивших в качестве финансирования выполнения территориальной программы ОМС (аванс за февраль 2022 года).
Таким образом, средства НСЗ в сумме 704 997 рублей 45 копеек, направленные на заработную плату, использованы не по целевому назначению НСЗ, а по целевому назначению ОМС; в свою очередь средства ОМС в сумме 682 697 рублей 46 копеек, направленные на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. рублей, использованы не по целевому назначению ОМС, а по целевому назначению НСЗ;
Кроме того, учреждение оплатило санаторно-курортное лечение заведующей отделом статистики - врача-эндокринолога Эчимоковой И.М. за 14 койко-дней по цене 2932 рубля 64 копейки за 1 койко-день, что подтверждается счетом-фактурой от 15.07.2021 N 1546, актом от 15.07.2021 N 1546 и платежным поручением от 19.07.2021 N 346276 на сумму 41 057 рублей.
Фонд исходил из того, что услуги по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках принятых программ ОМС, в связи с чем данная операция является нецелевым использованием средств ОМС и нарушением бюджетного законодательства.
Суды установили, что денежные средства восстановлены в учете средств ОМС до проведения проверки.
Суды, отказывая в удовлетворении требований фонда о взыскании с учреждения 1 428 751 рубля 91 копейки, исходили из того, что однократное отвлечение денежных средств из фондов на цели, которые в принципе соответствуют целям фондов, можно квалифицировать как восстановление средств.
Фактическое восстановление учреждением на счете ОМС использованных не по целевому назначению средств исключает возможность перечисления спорных денежных средств заявителем в бюджет, поскольку означает не возврат их в бюджет, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены.
Таким образом, суды посчитали необоснованным требование фонда о взыскании с учреждения 1 428 751 рубля 91 копейки, а также в части взыскания пеней на указанную сумму, поскольку пени после проверки начислены за период после восстановления спорных сумм.
Рассмотрев требование о взыскании штрафа, суды пришли к выводу о наличии оснований для его снижения ввиду чрезмерности. Штраф в размере 96 302 рублей 94 копеек признан значительным для учреждения, чьи нарушения, квалифицируемые в качестве нецелевого использования средств ОМС, состоят в том, что имело место заимствование средств ОМС на НСЗ и наоборот.
Суды приняли во внимание санитарно-эпидемиологические меры, введенные в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19), влекущие значительные препятствия для экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов, в целях недопущения чрезмерного (избыточного) ограничения имущественных прав лица, привлеченного к административной ответственности, принимая во внимание вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания.
Учреждение осуществляет прием и лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в госпитале особо опасных инфекций на базе учреждения, С учетом статуса заявителя, социально значимого вида осуществляемой им деятельности, обстоятельств выявленных нарушений, степени вины заявителя, принимая во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 25.02.2014 N 4-П, определении от 21.12.2000 N 263-О, суд первой инстанции справедливо усмотрел основания для снижения примененного и предъявленного к взысканию штрафа с 96 302 рублей 94 копеек до 9630 рублей (в 10 раз). Основания же для дальнейшего снижения санкций суд не усмотрел с учетом того, что это может нивелировать значение публичной ответственности за выявленные нарушения, направленной в том числе на пресечение новых нарушений (частная и общая превенции).
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены, основания для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2023 по делу N А20-3063/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учреждение осуществляет прием и лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в госпитале особо опасных инфекций на базе учреждения, С учетом статуса заявителя, социально значимого вида осуществляемой им деятельности, обстоятельств выявленных нарушений, степени вины заявителя, принимая во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 25.02.2014 N 4-П, определении от 21.12.2000 N 263-О, суд первой инстанции справедливо усмотрел основания для снижения примененного и предъявленного к взысканию штрафа с 96 302 рублей 94 копеек до 9630 рублей (в 10 раз). Основания же для дальнейшего снижения санкций суд не усмотрел с учетом того, что это может нивелировать значение публичной ответственности за выявленные нарушения, направленной в том числе на пресечение новых нарушений (частная и общая превенции)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2023 г. N Ф08-4545/23 по делу N А20-3063/2022