г. Ессентуки |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А20-3063/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.03.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вилинской Е.В., в режиме вэб-конференции, при участии представителя территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино - Балкарской Республики - Чеченовой М.К. (доверенность от 27.12.2022 N 29), представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница им. Хацукова А.А." - Байзулаева М.М. (доверенность от 23.03.2022 N 747), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино - Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино - Балкарской Республики от 23.12.2022 по делу N А20-3063/2022 (судья Браева Э.Х.),
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница им. Хацукова А.А." (далее - Учреждение здравоохранения) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики, в котором просит: признать недействительными (отменить) содержание пункт 1.5 акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования КБР (далее - Фонд) в части выводов об использовании не по целевому назначению денежных средства нормированного страхового запаса (далее - НСЗ) территориального фонда ОМС в размере 704997,45р, а также содержание пункта 3 в части требования о возврате (возмещении) средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению, уплате штрафа за нецелевое использование средств ОМС и устранении нарушений, исключив из первоначального требования 704997,45р - нецелевое использование средств НСЗ и в аналогичном требовании согласно сообщению фонда от 16.06.2022 N 1566; признать недействительными (отменить) пункты 1.3 акта фонда о расходовании средств ОМС на сумму 41057р за санаторно-курортное лечение полностью, а также содержание пункта 3 акта фонда требования о возврате (возмещении) средств ОМС, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа за нецелевое использование средств ОМС и устранении нарушений в части требования 41057р (исключив 41057р из первоначального требования 988797,40р и скорректированной суммы 963029,40р согласно сообщению Фонда от 16.06.2022 N 1566 - нецелевое использование средств ОМС, а также исключив сумму штрафа 41057р, начисляемого на указанную сумму в размере 10%); признать недействительным содержание пункта 3 акта фонда в части требования о возврате (возмещении) средств ОМС, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа за нецелевое использование средств ОМС и устранении нарушений из общей суммы 988797,40р и из скорректированной в последующем суммы 963029,40р согласно сообщению Фонда от 16.06.2022 N 1566 - средства ОМС 682697,46р, вместе с исключением суммы штрафа 68269,75р, начисляемого на указанную сумму в размере 10%.
Фонд обратился в суд со встречным требованием о взыскании с Учреждения здравоохранения денежных средств ОМС, использованных не по целевому назначению в размере 963029,40р, средства нормированного страхового запаса, использованных не по целевому назначению, в сумме 704997,45р, пени в размере 4448,07р, штраф 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 96302,94р.
Решением суда от 23.12.2022 заявленные требования Учреждения здравоохранения удовлетворены частично, признан недействительным акт проверки от 02.06.2022 в части признания нецелевым расходованием в сумме 1428751,91р, в остальной части в удовлетворении заявления отказано. Удовлетворено частично встречное требование Фонда, с Учреждения здравоохранения в пользу фонда взыскано 239274,94р средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, соответствующих им пеней, 9630р штрафа, в остальной части в удовлетворении заявления отказано. Взыскано с Учреждения здравоохранения в федеральный бюджет 2000р государственной пошлины. Дополнительным решением суда от 30.01.2023 по основному требованию признано недействительным сообщение Фонда в части признания нецелевым расходованием 1428751,91р, признаны незаконными пени, начисленные на сумму 1428751,91р.
Не согласившись с решением суда, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит решение суда изменить в части снижения размера взыскания с Учреждения здравоохранения средств ОМС и соответствующих им пеней, снижения штрафа за нецелевое использование средств ОМС, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Учреждение здравоохранения в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Фонда, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Судебное заседание проводится в режиме вэб-конференции.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе и дополнениях к ней. Представитель Учреждения здравоохранения поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителей Учреждения здравоохранения и Фонда социального страхования, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Фондом проведена проверка соблюдения Учреждением здравоохранения законодательства об обязательном медицинском страховании, целевому и рациональному использованию средств ОМС за период с 01.04.2020 по 31.03.2022. По результатам проверки составлен акт от 02.06.2022, из которого следует, что Учреждения здравоохранения допущены нецелевое расходование средств ОМС на общую сумму 963029,40р, а также нецелевое использование средств нормированного страхового запаса (НСЗ) на 704997,45р.
На заседании комиссии Фонда рассмотрены возражения Учреждения здравоохранения от 08.06.2022 на указанный акт проверки. Сообщением от 16.06.2022 N 1566 Фонд признал возражения Учреждения здравоохранения частично обоснованными: в части суммы 25768р, направленных на приобретение витаминного комплекса "Номафуд", данная сумма исключена из общего объема требований по возврату средств в фонд обязательного медицинского страхования.
Считая приведенные в акте проверки от 02.06.2022 выводы и требования, а также действия Фонда по проведению комплексной проверки использования средств ОМС незаконными, Учреждение здравоохранения обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Учитывая, что обжалуется только часть решения суда первой инстанции, а также отсутствие поступивших от сторон возражений, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения от 23.12.2022 в обжалуемой части.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", под нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Из материалов проверки следует, что сумма, использованная Учреждением здравоохранения не по назначению составляет 1668026,85р, в том числе: средства ОМС - 963029,40р, средств нормированного страхового запаса (НСЗ) - 704997,45р. Доначисление средств ОМС на 963029,40р складывается из следующих нарушений: 220000р - приобретение основных средств; 41057р - оплата санаторно-курортного лечения медработника; 19274,94р - выплаты, связанные с погребением; 682697,46р - оплата медицинского оборудования.
Расходование 41057р связано с оплатой санаторно-курортного лечения медработника. Согласно договору на приобретение услуг по санаторно-курортному лечению от 16.06.2021 N 29/2021 и приложения N 1 спецификации к указанному договору, заключенному между Учреждением здравоохранения и АО Санаторий "Чайка", учреждением оплачено санаторно-курортное лечение заведующей отделом статистики - врача-эндокринолога Эчимоковой И.М. за 14 койко-дней по цене 2932,64р за 1 койко-день, что подтверждается счетом-фактурой от 15.07.2021 N 1546 и актом от 15.07.2021 N 1546, платежным поручением от 19.07.2021 N 346276 на сумму 41057р.
Услуги по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, не входит в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках принятых Программ ОМС, в связи с чем данная операция является нецелевым использованием средств ОМС и нарушением бюджетного законодательства. Однако, данные средства восстановлены в учете средств ОМС за счет возврата из Фонда до проведения проверки.
Аналогичная ситуация сложилась в части расходования 682697,46р средств ОМС и 704997,45р - средств НСЗ.
Между Учреждением здравоохранения и Фондом подписано соглашение от 03.12.2021 N 10 о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования. Данный договор закрепляет обязанности получателя средств НСЗ в части целевого использования выделяемых средств, дополнительно конкретизируя возможное направление их использования, при этом средства, полученные медицинской организацией по соглашению N 10 могли быть направлены только на мероприятия, указанные в приложении N 1 Соглашения; средства ОМС и НСЗ аккумулируются на одном счете, но должен вестись раздельный учет.
Учреждение здравоохранения не вело раздельный учет средств ОМС И НСЗ.
В рамках соглашения от 03.12.2021 N 10 Фонд перечислил Учреждению здравоохранения 2268429,73р. Из указанных средств НСЗ, находящихся на лицевом счёте Учреждения здравоохранения, осуществлены расходы по выплате заработной платы (аванс за январь 2022 г.) в сумме 704997,45р, что является нарушением условий, установленных соглашением заключенного между Фондом и Учреждением здравоохранения о финансовом обеспечении мероприятий. Данные обстоятельства стороны не оспаривают.
Из пояснений Учреждения здравоохранения следует, что в январе 2022 года не в полной мере поступили средства ОМС для выплаты аванса по заработной плате, в связи с чем недостающая часть - 704997,45р была взята из средств НСЗ, однако в последующем после поступления средств ОМС указанная сумма восстановлена на специальном счете путем оплаты оборудования за счет средств ОМС. Приведенные обстоятельства также признаются сторонами, в том числе в материалах проверки указано, что в дальнейшем, при оплате счетов по контрактам, заключённым в рамках соглашения от 03.12.2021 N 10, финансирование мероприятий частично осуществлено за счёт средств, поступивших в качестве финансирования выполнения территориальной программы ОМС (аванс февраль 2022 г.).
Таким образом, средства НЗС в сумме 704997,45р, направленные Учреждением здравоохранения в январе 2022 года на выплату заработной платы являются нецелевым использованием средств НСЗ на иные цели, не соответствующие условиям их предоставления; средства ОМС в сумме 682697,46р, направленные на приобретение оборудования стоимостью свыше 100000р, являются нецелевым использованием средств ОМС; средства ОМС в сумме 41057р, направленные Учреждением здравоохранения на приобретение санаторной путевки, также являются нецелевым использованием средств ОМС. Учитывая, что указанные расходы являются нецелевым использованием средств, то Фонд правомерно начислил на указанные суммы штраф в размере 10%.
В части требования Фонда о взыскании с Учреждения здравоохранения суммы 1428751,91р установлено, что данные средства восстановлены учреждением до начала проверки, а именно: средств НСЗ в сумме 704997,45р, в феврале 2022 года путем оплаты за счет средств ОМС медицинского оборудования; средства ОМС на 682697,46р, направленные на приобретение оборудования стоимостью свыше 100000р, являются восстановлением средств НСЗ, ранее заимствованных на зарплату; средства ОМС на 41057р, направленные учреждением на приобретение санаторной путевки, восстановлены 19.11.2021 за счет средств Фонда.
Учитывая, что денежные средства, использованные не по целевому назначению, фактически были восстановлены медицинским учреждением на счете обязательного медицинского страхования для их дальнейшего использования в соответствии с целевым назначением, в данной части повлечет получение Фондом спорных денежных средств в двойном размере. Фактическое восстановление Учреждением здравоохранения на счете ОМС использованных не по целевому назначению средств исключает возможность перечисления спорных средств заявителем в бюджет, поскольку означает не возврат их в бюджет, а изъятие денежных средств, принадлежащих медицинской организации, то есть применение к ней штрафных санкций, которые законодательством не предусмотрены. Соответствующая позиция нашла свое отражение в судебной практике.
Таким образом, является необоснованным требование Фонда о взыскании с Учреждения здравоохранения 1428751,91р, а также в части взыскания пени на указанную сумму, поскольку пени проверкой начислены за период после восстановления спорных сумм, доводы апелляционной жалобы Фонда не нашли своего подтверждения.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда ОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Штраф как мера обеспечения обязательств носит компенсационный характер, не может являться исключительно средством получения прибыли, а подлежит определению с учетом степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств с целью установления баланса между применяемой мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного нарушением Учреждением здравоохранения положений части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
В данном случае, имеются основания для снижения размера штрафа ввиду чрезмерности его размера. Штраф в размере 96302,94р признается значительным для государственного бюджетного учреждения здравоохранения, чьи нарушения, квалифицируемые в качестве нецелевого использования средств ОМС, состоят в том, что имело место заимствование средств ОМС на НЗС и наоборот.
При этом судом первой инстанции также учтены санитарно-эпидемиологические меры, введенные в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19), влекущие значительные препятствия для экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов, в целях недопущения чрезмерного (избыточного) ограничения имущественных прав лица, привлеченного к административной ответственности, принимая во внимание вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания. Так, Учреждением здравоохранения осуществлялся прием и лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в госпитале особо опасных инфекций на базе учреждения,
Учитывая статус заявителя, социально значимый вид осуществляемой им деятельности, обстоятельства выявленных нарушений, степень вины заявителя, принимая во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, определении от 21.12.2000 N 263-О, Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, о том, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, суд первой инстанции справедливо усмотрел основания для снижения примененного и предъявленного к взысканию штрафа с 96302,94 до 9630р (в 10 раз).
Основания же для дальнейшего снижения санкций суд не усмотрел с учетом того, что это может нивелировать значение публичной ответственности за выявленные нарушения, направленной в том числе на пресечение новых нарушений (частная и общая превенции).
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение.
Дополнительное решение суда от 30.01.2023 не было предметом апелляционного обжалования. Апелляционная жалоба Фонда и дополнение к ней не содержит каких-либо доводов в части несогласия с дополнительным решением суда.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы, не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.12.2022 по делу N А20-3063/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3063/2022
Истец: ГБУЗ "Центральная районная больница им.Хацукова А.А."
Ответчик: Кабардино-Балкарский Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Третье лицо: Шестнадцатый апелляционный арбитражный суд