г. Краснодар |
|
05 июня 2023 г. |
Дело N А61-5377/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Минераловодского отдела правового обеспечения юридической службы Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Павловца Е.П. (доверенность от 19.04.2021), в отсутствии ответчиков - администрации местного самоуправления город Владикавказ (ИНН 1501002346, ОГРН 1021500578087), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1515900318, ОГРН 1041502003674), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) и третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1516620419, ОГРН 1091516001708), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Минераловодского отдела правового обеспечения юридической службы Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 по делу N А61-5377/2021, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского отдела правового обеспечения юридической службы Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации местного самоуправления город Владикавказ (далее - администрация), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее - служба), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Северная Осетия-Алания о признании реестровой ошибкой постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 831 кв. м с кадастровым номером 15:09:010104:13, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Чкалова, 16 (далее - спорный участок), путем признания недействительными результатов межевания спорного участка с последующим аннулированием сведений о спорном участке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Определением суда от 28.09.2022 принято к производству встречное исковое заявление администрации о признании права собственности муниципального образования город Владикавказ на спорный участок и признании отсутствующим права собственности общества на спорный участок (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания (далее - агентство).
Решением суда от 12.12.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.02.2023, обществу отказано в удовлетворении исковых требований; встречные требования администрации удовлетворены. Суд признал право собственности муниципального образования город Владикавказ на спорный участок и отсутствующим право собственности общества на спорный участок. Судебные акты мотивированы тем, что расположенное на спорном участке нежилое здание (здание подстанции) площадью 243,4 кв. м с кадастровым номером 15:09:0010233:68 (далее - спорное здание) находится в собственности муниципального образования город Владикавказ на основании решения Промышленного районного суда г. Владикавказа от 10.10.2018 по делу N 2-1362/2018. Соответственно, в силу установленного подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимого имущества спорный участок не может быть предоставлен обществу в собственность.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, спорный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2005 году без согласования границ, а также с полным наложением на границы земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001, который поставлен на кадастровый учет в 1995 году и принадлежит обществу. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении прав общества как собственника земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001. Администрация, воспользовавшись незаконным формированием спорного участка, зарегистрировала право собственности на спорное здание и поставила его на регистрационный учет в фактических границах земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001, находящегося в собственности общества.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация, служба, агентство не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 15:09:010104:0001 общей площадью 16 374 кв. м, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Чкалова, д. 16.
В ЕГРН зарегистрировано право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 15:09:010104:0001, о чем сделана запись регистрации N 15-01/09-30/2004-305 (свидетельство о государственной регистрации права от 08.09.2004 серии 15 АЕ 656488).
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 15:09:010104:0001 от 04.02.2021 и кадастровому плану земельного участка от 02.05.2007 N 2/07-375 земельный участок с кадастровым номером 15:09:010104:0001 поставлен на кадастровый учет 01.01.1995 как ранее учтенный с разрешенным использованием "для содержания и эксплуатации здания больницы"; в границах данного земельного участка расположен комплекс узловой больницы на станции Владикавказ (в соответствии с техническим паспортом от 26.01.2004).
В соответствии с инвентарной карточкой учета объекта основных средств земельный участок с кадастровым номером 15:09:010104:0001 отражен на балансе Северо-Кавказской Дирекции социальной сферы - структурное подразделение СКЖД - филиала общества.
Согласно выданному службой кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001 от 21.04.2016 площадь указанного участка (15 637+/-44 кв. м) меньше площади, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права собственности от 08.09.2004 серии 15 АЕ 656488 (16 374 кв. м).
В связи с указанным несоответствием общество направило в службу запрос от 04.08.2017 N 12114/СКАВ о предоставлении пояснений относительно уменьшения площади земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001.
Как указано в письме службы от 11.09.2017 N 2434, спорный участок поставлен на кадастровый учет 15.08.2005 на основании заявления Владикавказского муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление" (деятельность которого прекращена в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства 23.03.2015) и постановления администрации от 06.07.2005 N 771 "О предоставлении Владикавказскому муниципальному унитарному предприятию "Трамвайно-троллейбусное управление"" (согласно которому данному предприятию в аренду предоставлен, в том числе земельный участок площадью 0,0831 га по ул. Чкалова, 16 в г. Владикавказе для содержания и эксплуатации тягловой подстанции N 9). Согласно представленному в материалы дела документу "Описание границ земельного участка" (координатное описание) границы спорного участка полностью накладывались на границы земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001. В 2012 году на основании заявления агентства и предоставленных документов (межевой план на образование пяти земельных участков путем раздела) произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001. В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001 в межевом плане предоставлены координаты по уточнению границ исходного земельного участка, т. е. земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001 площадью 15 637 кв. м.
Письмом от 23.01.2020 N ИСХ-1380/СКАВ общество обратилось в службу с требованием привести границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001 в соответствие со свидетельством о государственной регистрации права от 08.09.2004 серии 15 АЕ 656488 (регистрационная запись N 15-01/09-30/2004-305), так как действия по разделу земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001 не согласованы с обществом и противоречат пунктам 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Письмом от 06.02.2020 N 0470 служба уведомила общество о том, что границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001 восстановлены и соответствуют сведениям, указанным в свидетельстве о государственной регистрации права от 08.09.2004 серии 15 АЕ 656488.
Письмом от 11.12.2020 N 5277 служба сообщила обществу о том, что спорный участок, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001 по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Чкалова, 16, не может быть снят с регистрационного кадастрового учета, поскольку на данном земельном участке, расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 15:09:0010233:68 (спорное здание); а также о возможно имеющейся реестровой ошибке, которая может быть исправлена либо по решению органа регистрации права либо по решению суда.
Для исправления реестровой ошибки общество провело кадастровые работы по установлению фактических границ пользования и площади земельных участков с кадастровыми номерами 15:09:010104:13 и 15:09:010104:0001, определению соответствия границ и площади земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001 правоустанавливающим и правоудостоверяющим документам, кадастровому паспорту и иным документам, определению реестровой ошибки в описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001.
Как указано в заключении кадастрового инженера по обследованию объекта недвижимости от 26.02.2021 N 21/02-22 (далее - заключение N 21/02-22), фактические границы земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001 и границы, установленные согласно выписке из ЕГРН от 04.02.2021 N 99/2021/373760509 и кадастровому плану от 02.05.2007 N 2/07-375, пересекают и накладываются на границы смежного земельного участка - спорного участка. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 15:09:010104:0001 содержатся в ЕГРН с допущенной реестровой ошибкой, для устранения которой и устранения наложения границ необходимо аннулировать сведения о спорном участке.
По результатам рассмотрения заявления об исправлении реестровой ошибки в местоположении земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001 и аннулированию сведений в ЕГРН о местоположении спорного участка уведомлением от 23.04.2021 обществу отказано во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия со ссылкой на то, что спорный участок не является последующим земельным участком для земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001, на спорном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 15:09:0010233:68 (спорное здание), который находится в собственности муниципального образования город Владикавказ.
Согласно выписке из ЕГРН объект капитального строительства с кадастровым номером 15:09:0010233:68 - нежилое здание "Подстанция" площадью 243,4 кв. м с 24.12.2018 находится в собственности муниципального образования г. Владикавказ и фактически распложен на земельном участке с кадастровым номером 15:09:010104:0001.
Согласно выписке из ЕГРН право собственности на спорный участок не установлено.
На запрос общества администрация предоставила копии документов: выписку из ЕГРН на объект капитального строительства с кадастровым номером 15:09:0010233:68; решение Промышленного районного суда г. Владикавказа от 10.10.2018 по делу N 2-1362/2018, которым признано право собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - объект капитального строительства с кадастровым номером 15:09:0010233:68 площадью 243,4 кв. м, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Чкалова/Интернациональная/Титова, 16/20а/9; кадастровое дело на спорный участок от 2005 года.
В порядке досудебного урегулирования спора общество направило администрации письма с предложением о приведении спорного участка в соответствие с действующим законодательством, в ответ на которые администрация предложила обществу уточнить земельный участок с кадастровым номером 15:09:010104:0001.
Полагая, что спорный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2005 году незаконно, без согласования границ, а также с полным наложением на границы принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001, который поставлен на кадастровый учет в 1995 году, что свидетельствует о нарушении законных прав общества как собственника земельного участка с кадастровым номером 15:09:010104:0001, общество обратилось в арбитражный суд.
Администрация обратилась с встречным исковым заявлением о признании права собственности на спорный участок, признании отсутствующим права собственности общества на спорный участок.
Отказав обществу в удовлетворении исковых требований и удовлетворив встречные требования администрации, суды исходили из следующего.
Как предусмотрено статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Как разъяснено в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Согласно пункту 52 постановления N 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019).
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункте 2 постановления N 10/22, иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент приватизации земельного участка) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", пункт 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020 ). Приватизация одним лицом земельного участка в той его части, которая необходима для использования этого участка другим лицом, являющимся собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества, нарушает исключительное право последнего на приватизацию данного земельного участка. Следовательно, исключительность закрепленного в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного, означает также, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11 и от 02.10.2012 N 5361/12, статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает возможность предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, лицу, не являющемуся собственником этого объекта. Таким образом, земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения нескольких собственников, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости.
Суды установили, что на спорном участке расположено спорное здание, находящееся в собственности муниципального образования город Владикавказ на основании решения Промышленного районного суда г. Владикавказа от 10.10.2018 по делу N 2-1362/2018, которым признано право собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о неделимости спорного участка, на котором расположено спорное здание, и удовлетворили встречный иск администрации, отказав в удовлетворении требований общества.
Довод общества о том, что суд первой инстанции не учел положения пункта 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ подлежит отклонению, поскольку согласование границ земельного участка является частью процедуры кадастрового учета требуемого земельного участка и с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 2, 68 постановления N 10/22, подлежит оспариванию посредством предъявления заинтересованным лицом иска о правах на недвижимое имущество, в частности об установлении границ земельного участка. Однако такое требование общество не заявило.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе общества, исключают возможность ее удовлетворения в силу статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 по делу N А61-5377/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества о том, что суд первой инстанции не учел положения пункта 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ подлежит отклонению, поскольку согласование границ земельного участка является частью процедуры кадастрового учета требуемого земельного участка и с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 2, 68 постановления N 10/22, подлежит оспариванию посредством предъявления заинтересованным лицом иска о правах на недвижимое имущество, в частности об установлении границ земельного участка. Однако такое требование общество не заявило.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2023 г. N Ф08-3951/23 по делу N А61-5377/2021