г. Краснодар |
|
07 июня 2023 г. |
Дело N А63-5315/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при ведении протокола помощником судьи Зубко А.Н., с участием в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции, от ответчика - индивидуального предпринимателя Гаврилова Иосифа Марковича (ИНН 263212377030) - Трубецкой Л.А. (доверенность от 07.08.2019), в отсутствие истца - Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки (ИНН 2626012550), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2023 по делу N А63-5315/2022, установил следующее.
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к ИП Гаврилову И.М. (далее - предприниматель) о возложении на ответчика обязанности восстановить положение, существовавшее до нарушения права муниципальной собственности г. Ессентуки и устранить допущенное нарушение путем приведения земельного участка с кадастровым номером 26:30:040126:4 площадью 3518,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Ессентуки, ст. Золотушка, в пригодное для использования по целевому назначению состояние; принять меры по освоению земельного участка в соответствии с целевым назначением.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Решением от 02.11.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.02.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что принадлежащий предпринимателю на праве собственности земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки, утвержденными постановлением администрации города Ессентуки от 28.01.2022 N 141, расположен в территориальной зоне О-1 (зона общественно-делового и коммерческого назначения). По информации, предоставленной в комитет управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ессентуки (письмо от 01.03.2022 N 22/799), рассматриваемый участок находится в территориальной зоне "О-1.Зона общественно-делового и коммерческого назначения", в регламенте которой вид разрешенного использования - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции отсутствует. Проверкой, проведенной отделом государственного земельного надзора, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 26:30:040126:4 расположены принадлежащие предпринимателю на праве собственности объекты, а именно: нестационарный объект коммерческого назначения (кафе придорожного типа "Азбука Кофе"); нежилые строения, не имеющие внешних признаков объектов, используемых для иных видов сельскохозяйственного использования (хранение и переработка сельскохозяйственной продукции). Вместе с тем документальных подтверждений тому, что использование предпринимателем объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 26:30:040126:4, не соответствовало их назначению, а также осуществляется не в соответствии с регламентом территориальной зоны "О-1.Зона общественно-делового и коммерческого назначения", для которой основными видами разрешенного использования являются в том числе: Рынки (код 4.3), Объекты торговли (код 4.2), Магазины (код 4.4), Общественное питание (код 4.6), Объекты дорожного сервиса (код 4.9.1), Выставочно-ярмарочная деятельность (код 4.10), не представлено. Имеющиеся в материалах дела фото-таблицы также подтверждают факт эксплуатации спорных объектов в целях осуществления коммерческой деятельности. Доказательств нарушения при размещении на земельном участке объектов недвижимого имущества требований строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не представлено. Акты осмотра, а также иные доказательства, бесспорно подтверждающие нарушение ответчиком целей использования земельного участка, в материалах дела отсутствуют. Суды также учли, что земельный участок разделен собственником на два участка: с кадастровым номером 26:30:040126:379 площадью 3484 кв. м (+/-21 кв. м) и кадастровым номером 26:30:040126:378 площадью 35 кв. м (+/-2 кв. м). В управление подано заявление о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:30:040126:378 под торговлю и общественное питание (коды ОКВЭД 4.2 и 4.6). Комитетом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку полномочия на осуществление муниципального земельного контроля сами по себе не предусматривают возможность предъявления органами местного самоуправления иска об обязании использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования. Должностные лица, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, в случае выявления признаков, указывающих на наличие административного правонарушения, составляют акт проверки земельного участка и направляют его в территориальное подразделение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для рассмотрения.
В кассационной жалобе комитет просит решение от 02.11.2022 и постановление апелляционного суда от 14.02.2023 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая, что земельному участку с кадастровым номером 26:30:040126:4 определен вид разрешенного использования: "для иных видов сельскохозяйственного использования (хранение и переработка сельскохозяйственной продукции)". Фактически на спорном земельном участке расположен нестационарный объект коммерческого назначения - кафе придорожного типа "Азбука Кофе", а также иные объекты недвижимости - нежилые строения, что не соответствует установленному виду разрешенного использования. Допущенное предпринимателем правонарушение создает угрозу фискальным интересам города, поскольку ставка земельного налога для земельного участка определяется не только площадью участка и зоной, в которой он расположен, но и видом разрешенного использования, от которого зависит удельный показатель кадастровой стоимости.
Предприниматель в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность принятых по делу судебных актов, отметив, что им предприняты действия по приведению земельного участка в соответствие виду разрешенного использования фактически осуществляемой им деятельности. Земельный участок площадью 3518 кв. м разделен на два участка: с кадастровым номером 26:30:040126:379 площадью 3484 кв. м (+/-21 кв. м), который вместе с нежилыми строениями используется для сдачи в аренду Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств "НУР" на основании договора от 10.07.2019, в соответствии с которым арендатор осуществляет деятельность, связанную с хранением, складированием и реализацией сельскохозяйственной продукции, то есть использует земельный участок по указанному назначению; и кадастровым номером 26:30:040126:378 площадью 35 кв. м (+/-2 кв. м), который используется под нестационарную торговую точку в соответствии с регламентом территориальной зоны "О-1.Зона общественно-делового и коммерческого назначения", для которой основными видами разрешенного использования являются рынки, объекты торговли, магазины, общественное питание, объекты дорожного сервиса, выставочно-ярмарочная деятельность. Использование данного участка под размещение кафе придорожного типа не противоречит установленным законодательством видам разрешенного использования данного земельного участка.
На основании статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции. Представитель предпринимателя, участвовавший в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Комитет явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечил, извещен надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено на основании части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителя предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 25.03.2019 осуществлена государственная регистрация права собственности предпринимателя на земельный участок с кадастровым номером 26:30:040126:4 площадью 3518,4 кв. м, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ст. Золотушка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, о чем в ЕГРН внесена запись N 26:30:040126:4-26/018/2019-2.
В пределах земельного участка с кадастровым номером 26:30:040126:4 площадью 3518,4 кв. м расположены принадлежащие предпринимателю на праве собственности объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 26:30:040124:979, 26:30:040124:980, 26:30:040124:981, 26:30:040124:982, 26:30:040124:983 (выписка из ЕГРН от 28.02.2022 N КУВИ-001/2022-27265369).
10 июля 2019 года предприниматель (арендодатель) и Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств "НУР" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка с кадастровым номером 26:30:040126:4 площадью 3518,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Ессентуки, ст. Золотушка, с расположенными на нем нежилыми строениями: здание общей площадью 1205,1 кв. м, инвентарный номер 1668 (литера А), этажность 2, подземная этажность 1, кадастровый номер 26 30:040124:981; здание общей площадью 21,6 кв. м, инвентарный номер 1668 (литера Г), этажность 1, кадастровый номер 26:30:040124:983; здание общей площадью 66,7 кв. м, инвентарный номер 1668, (литера Е), этажность 1, кадастровый номер 26:30:040124:982; здание общей площадью 128,6 кв. м, инвентарный номер 1668 (литера В), этажность 1, кадастровый номер 26:30:040124:979; здание общей площадью 75,6 кв. м, инвентарный номер 1668 (литера Б), этажность 1, кадастровый номер 26:30:040124:980.
Указанные строения принадлежат арендодателю на праве собственности на основании договора дарения недвижимого имущества от 18.03.2019, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1.5 договора аренды от 10.07.2019 срок аренды составляет 11 месяцев - до 10.06.2020.
В пункте 7.3 договора стороны предусмотрели, что арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, по истечении срока договора имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
22 февраля 2022 года в комитет из отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю поступило постановление от 02.02.2022 о назначении административного наказания по делу N АП/ОГЗН/Е/013-2022 об административном правонарушении в отношении предпринимателя. Установлено, что предприниматель, являясь собственником земельного участка, использует его в нарушение вида разрешенного использования, а именно: на участке расположен нестационарный объект коммерческого назначения (кафе придорожного типа "Азбука Кофе"); кроме того в границах рассматриваемого земельного участка находятся объекты недвижимости - нежилые строения, которые не имеют внешних признаков объектов, используемых для иных видов сельскохозяйственного использования (хранение и переработка сельскохозяйственной продукции).
Комитет, ссылаясь на то, что предприниматель использует земельный участок не в соответствии с целевым назначением и разрешенным видом использования, обратился с иском в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Право пользования, владения и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статьи 209 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 42 Земельного кодекса на правообладателей (в том числе арендаторов) земельных участков также возложены обязанности по использованию участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, осуществлению мероприятий по охране земель и недопущению загрязнения, истощения, деградации и порчи земель и почв.
Статьей 72 Земельного кодекса предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления.
Право органов местного самоуправления городского поселения на осуществление муниципального земельного контроля в границах соответствующего поселения также закреплено в подпункте 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Указанные нормы предоставляют заинтересованному лицу право обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем. Действия заинтересованного лица предупреждают опасность причинения вреда и направлены на обеспечение охраны прав и интересов иных лиц (граждан и организаций).
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили факт эксплуатации предпринимателем спорных объектов в целях осуществления коммерческой деятельности. Каких-либо иных сведений в отношении фактического использования предпринимателем земельного участка органом муниципального земельного контроля не представлено. Истец не подтвердил факт нарушения ответчиком в результате использования своего участка требований строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, влекущих возможность причинения вреда и наличие угрозы жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Доказательств тому, что использование предпринимателем объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 26:30:040126:4, не соответствует их назначению, осуществляется не в соответствии с регламентом территориальной зоны "О-1.Зона общественно-делового и коммерческого назначения", для которой основными видами разрешенного использования являются также: Рынки (код 4.3), Объекты торговли (код 4.2), Магазины (код 4.4), Общественное питание (код 4.6), Объекты дорожного сервиса (код 4.9.1), Выставочно-ярмарочная деятельность (код 4.10), комитет не представил.
Доводы кассационной жалобы комитета о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, окружным судом отклоняются. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, были проверены и отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к противоположному выводу.
Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены решения и апелляционного постановления, суд округа не установил.
Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2023 по делу N А63-5315/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили факт эксплуатации предпринимателем спорных объектов в целях осуществления коммерческой деятельности. Каких-либо иных сведений в отношении фактического использования предпринимателем земельного участка органом муниципального земельного контроля не представлено. Истец не подтвердил факт нарушения ответчиком в результате использования своего участка требований строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, влекущих возможность причинения вреда и наличие угрозы жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Доказательств тому, что использование предпринимателем объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 26:30:040126:4, не соответствует их назначению, осуществляется не в соответствии с регламентом территориальной зоны "О-1.Зона общественно-делового и коммерческого назначения", для которой основными видами разрешенного использования являются также: Рынки (код 4.3), Объекты торговли (код 4.2), Магазины (код 4.4), Общественное питание (код 4.6), Объекты дорожного сервиса (код 4.9.1), Выставочно-ярмарочная деятельность (код 4.10), комитет не представил.
...
Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены решения и апелляционного постановления, суд округа не установил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июня 2023 г. N Ф08-4473/23 по делу N А63-5315/2022