г. Краснодар |
|
09 июня 2023 г. |
Дело N А63-1122/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н., Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (ИНН 2634101115, ОГРН 1172651021124), заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заинтересованного лица - администрации Георгиевского городского округа (ИНН 2625021960, ОГРН 1022601173319), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального казенного учреждения "Объединенная дирекция" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ИНН 7736121141, ОГРН 1027700172851) и Суханова Павла Юрьевича, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 по делу N А63-1122/2022, установил следующее.
Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Георгиевского городского округа (далее - администрация) о взыскании 263 060 рублей 56 копеек, предоставленных Суханову Павлу Юрьевичу (далее - Суханов П.В.) за счет средств федерального бюджета на основании государственного жилищного сертификата от 04.05.2017 N 430995, на единый казначейский счет Федерального казенного учреждения "Объединенная дирекция" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - ФКУ "Объединенная дирекция") 40102810045370000002.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ "Объединенная дирекция" и Суханов П.Ю.
Решением суда от 02.09.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.02.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для взыскания с администрации 263 060 рублей 56 копеек.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда от 02.09.2022 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.02.2023, принять по делу новый судебный акт, требования удовлетворить в полном объёме. Податель жалобы считает, что расчёт социальной выплаты Суханову П.В. должен быть произведен на состав семьи, состоящей из двух человек, по норме 42 кв. м с учётом стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения на первое полугодие 2017 года в размере 37 208 рублей: 42 кв. м - - 16,07 кв. м (1/3 доля Суханова М.П. (сын) в праве общей долевой собственности в квартире, общей площадью 48,2 кв. м, расположенной по адресу: г. Георгиевск, ул. Пушкина, д. 45, кв. 5) х 37 208 рублей = 964 803 рубля. Фактически же расчёт произведен исходя из площади 33 кв. м для одиноко проживающих граждан и выплата составила 1 227 864 рубля. Действия администрации привели к некорректному расчёту размера денежных средств федерального бюджета для обеспечения жильём Суханова П.Ю. и оформлению на его имя жилищного сертификата в сумме большей, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением Губернатора Ставропольского края от 28.08.2017 N 428 образовано министерство, которому переданы полномочия министерства строительства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.
4 мая 2017 года министерством Суханову П.Ю. оформлен государственный жилищный сертификат N 430995 о предоставлении за счет 1 227 864 рублей средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилого помещения на семью в составе одного человека.
Государственный жилищный сертификат оформлен министерством в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050.
Предоставленная социальная выплата Суханову П.Ю. подтверждается выпиской из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов.
В ходе проведения ФКУ "Объединенная дирекция" контрольного мероприятия в министерстве, оформленного актом проверки от 24.06.2019, выявлена излишне перечисленная Суханову П.Ю. выплата в размере 263 060 рублей 56 копеек.
В целях досудебного урегулирования спора министерством в адрес администрации направлена претензия от 29.11.2021 N 01-05/11300, в которой указано на необходимость возврата в федеральный бюджет 263 060 рублей 56 копеек. Письмом от 20.12.2021 N 01-02/14671 администрация отказала в возврате излишне выплаченных денежных средств, после чего министерство обратилось в арбитражный суд с иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований министерства, судебные инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства, правомерно пришли к выводу о соответствии действий администрации по исполнению условий указанной выше федеральной программы по обеспечению жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации в отношении оформления сертификата Суханову П.Ю., утвержденным правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Судами установлено, что Суханов П.Ю. относится к категории участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Согласно удостоверению участия ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году серия Р N 196626, выданного 17.08.2011, имеет право на меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1).
В силу положений статей 13, 14 Закона N 1244-1, а также статей 1, 6 Федерального закона Российской Федерации от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее - Закон N 175-ФЗ), гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, в том числе добровольно выехавшим из зон отчуждения и отселения в 1986 году, а также из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, нуждающимся в улучшении жилищных условий, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной программы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (далее - Правила), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона N 1244-1, Закона N 175-ФЗ и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
В соответствии с пунктом 16 Правил размер социальной выплаты рассчитывается исходя из состава семьи гражданина - участника подпрограммы.
При этом пунктом 16 указанных Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Судами установлено, что в рамках дела N 33-3-4889/2020 министерство обращалось с исковым заявлением к Суханову П.Ю. о взыскании 263 060 рублей 56 копеек неосновательного обогащения в виде излишне полученной социальной выплаты. Предъявляя требования о взыскании неосновательного обогащения, министерство указало, что Суханов П.Ю. не сообщил о наличии в собственности его сына Суханова М.П. 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение.
Решением Георгиевского городского суда от 20.02.2020 удовлетворено исковое заявление министерства к Суханову П.Ю. о взыскании 263 060 рублей 56 копеек неосновательного обогащения в виде излишне полученной социальной выплаты.
Апелляционным определением Судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 09.07.2020 по делу N 33-3-4889/2020, оставленным без изменения Пятым кассационным судом общей юрисдикции от 26.11.2020, решение Георгиевского городского суда от 20.02.2020 отменено, в удовлетворении исковых требований министерства отказано в полном объеме. Суды исходили из того, что министерством не представлено доказательств прямого умысла ответчика Суханова П.Ю. на получение субсидии на приобретение жилья по целевой программе в большем размере, чем это установлено Правилами.
В рамках дела N 33-3-4889/2020 судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда установлено, что сумма социальной выплаты произведена из расчета 33 кв. м на одиноко проживающего человека.
Из представленного в материалы личного дела ответчика Суханова П.Ю., акта обследования жилищных условий гражданина, выполненного комиссией Управления жилищно-коммунального хозяйства администрацией 20.03.2017, установлено, что Суханов П.Ю. проживает в квартире 5 дома N 45 по ул. Пушкина города Георгиевска. Занимаемое помещение в доме принадлежит Намгаладзе М.Н., состоит из 2 комнат, на 1 этаже 1 этажного дома. Квартира отдельная в ЖАКтовском доме. Суханов П.Ю. является нанимателем жилого помещения на основании договора аренды части жилого помещения (квартиры) от 22.02.2016.
Заключением комиссии установлено, что Суханов П.Ю. нуждается в улучшении жилищных условий.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 22.03.2017 N 00-00-4001/5145/2017-4509 у Намгаладзе М.Н. имеется в собственности 2/3 доли в праве общей долевое собственности на квартиру, расположенную по адресу: Ставропольский край, г. Георгиевск, ул. Пушкина, д. 45, кв. 5.
При постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий администрацией проведены проверочные мероприятия, на основании которых дано заключение о том, что Суханов П.Ю., являющийся участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, нуждается в улучшении жилищных условий, и на основании постановления администрации от 23.12.2013 N 2263 включен в списки лиц на получение государственного жилищного сертификата на улучшение жилищных условий по федеральной целевой программе "Жилье на 2011 - 2015 годы", по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с составом семьи - один человек.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представителем Суханова П.Ю. представлен договор дарения недвижимости от 22.08.2011, заключенный между Намгаладзе М.Н. и Сухановым М.П. в лице его законного представителя матери - Лыковой И.В., согласно которому даритель передал безвозмездно, а одаряемый принял в дар 1/3 долю в праве общей долевой собственности на двухкомнатную жилую квартиру, расположенную в одноэтажном жилом доме по адресу: Ставропольский край, г. Георгиевск, ул. Пушкина, д. 45, кв. 5. На момент включения ответчика Суханова П.Ю. в число получателей государственного жилищного сертификата по федеральной программе "Жилье на 2011 - 2015 годы", по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в собственности Суханова М.П. - сына ответчика, имелась 1/3 доли в вправе общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру.
Вместе с тем, администрацией указанные выше обстоятельства проверены, Суханов П.Ю. включен в списки с составом семьи один человек, что привело к начислению денежных средств по жилищному сертификату.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Наряду с этим при рассмотрении дела суды установили, что Суханов П.Ю. с декабря 2013 года и до получения жилищного сертификата проживал один, вел самостоятельное хозяйство, в связи с чем обоснованно получил жилищный сертификат из расчета 33 кв. м как одиноко проживающий гражданин в соответствии с пунктом 16 Правил. Выводы судов по рассматриваемому делу не противоречат имеющимся в деле (включая электронное дело) доказательствам, в том числе актам обследования жилищных условий гражданина, выполненных различными органами в различное время.
Иное толкование министерством положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов, не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2023 по делу N А63-1122/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 16 Правил размер социальной выплаты рассчитывается исходя из состава семьи гражданина - участника подпрограммы.
При этом пунктом 16 указанных Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
...
Наряду с этим при рассмотрении дела суды установили, что Суханов П.Ю. с декабря 2013 года и до получения жилищного сертификата проживал один, вел самостоятельное хозяйство, в связи с чем обоснованно получил жилищный сертификат из расчета 33 кв. м как одиноко проживающий гражданин в соответствии с пунктом 16 Правил. Выводы судов по рассматриваемому делу не противоречат имеющимся в деле (включая электронное дело) доказательствам, в том числе актам обследования жилищных условий гражданина, выполненных различными органами в различное время."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 июня 2023 г. N Ф08-5164/23 по делу N А63-1122/2022