г. Краснодар |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А32-34242/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Малыхиной М.Н., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании от ответчика - акционерного общества "Крайжилкомресурс" (ИНН 2308124997, ОГРН 1062308034920) - Баканова О.А. (доверенность от 22.12.2022), в отсутствие истца - индивидуального предпринимателя Квашилавы Натальи Павловны (ИНН 230307590724, ОГРНИП 312236834800031), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Квашилавы Натальи Павловны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2023 по делу N А32-34242/2022, установил следующее.
ИП Квашилава Н.П. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с иском к АО "Крайжилкомресурс" (далее - общество) об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на условиях, изложенных в проекте договора от 15.05.2022 N 3, с определением цены услуги в пункте 3.2 договора с учетом установленного единого тарифа с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 481 рубля 77 копеек за 1 куб. м, с 01.07.2022 по 31.12.2022 в размере 514 рублей 52 копеек за 1 куб. м. (уточненные исковые требования).
Решением суда от 07.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.03.2023, в иске отказано. Суды установили, что предприниматель возражает против определения обществом даты начала оказания услуги по дате начала деятельности общества в качестве регионального оператора и просит осуществлять расчет ТКО исходя из количества контейнеров при отсутствии собственной контейнерной площадки. Принимая во внимание несоответствие требований предпринимателя законодательству в сфере обращения с ТКО и исходя из наличия между сторонами действующего договора, заключенного на условиях типового, суды не нашли оснований для удовлетворения иска.
Предприниматель обжаловал указанные судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение.
Как указывает заявитель, суд пришел к ошибочному мнению о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 09.11.2021 N ЮД-811 считается заключенным. Суд первой инстанции не проанализировал типовой договор, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, и проект договора от 09.11.2021, из которых видно, что они не являются тождественными. Общество не предприняло действий по урегулированию разногласий, в связи с чем однократная попытка урегулировать разногласия так и не была реализована.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 15.01.2019 N 6 статус регионального оператора по обращению с ТКО по Белореченской зоне деятельности присвоен обществу.
Приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.12.2019 N 43/2019-ТКО установлен единый тариф на услугу по обращению с ТКО для общества на территории Белореченской зоны деятельности.
Таким образом, общество начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО с 01.01.2020 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории МО Белореченский район.
02 ноября 2021 предпринимателем направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В ответ обществом 21.12.2021 направлен проект договора от 09.11.2021 N ЮЛ-811 с предложением подписать и направить экземпляр обществу или направить мотивированный отказ. Данное письмо получено предпринимателем 19.01.2022.
31 января 2022 предприниматель направил обществу отказ от подписания договора на предложенных условиях, мотивировав его тем, что региональный оператор услуги по вывозу ТКО с 01.01.2020 не осуществлял. Также объем ТКО, представленный в приложении N 1 произведен по нормативам и является завышенным, в связи с чем предприниматель просит рассмотреть проект договора на условиях о расчете объема ТКО по фактически установленным контейнерам.
Данное письмо получено обществом 04.02.2022, однако действий по урегулированию разногласий им не предпринято.
Предприниматель 18.05.2022 направил обществу оферту-уведомление о заключении публичного договора от 15.05.2022 с приложением проекта договора от 15.05.2022 N 3, которое получено обществом 20.05.2022.
Проект договора обществом не подписан.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в суд с настоящим иском.
Суды при разрешении спора руководствовались положениями статей 426, 445 и 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства с соблюдением статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В пункте 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ указано, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Как следует из положений раздела 1 Правил N 1156 заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО, а в ее отсутствие договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В силу пункта 8(10) Правил N 1156 в случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
В соответствии с пунктом 8(13) Правил N 1156 подписанный потребителем договор на оказание услуг по обращению с ТКО, мотивированный отказ от подписания проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО с приложением к нему предложений о внесении в указанный проект договора изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, потребитель направляет региональному оператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором.
Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в 10-дневный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора.
Таким образом, в отличие от общих правил заключения публичного договора (иного договора, заключение которого обязательно для сторон), предусмотренных положениями статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы специального законодательства в сфере обращения с ТКО предусматривают, что неурегулирование разногласий возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, не свидетельствует о незаключенности такого договора, договор считается заключенным на условиях типового.
Кроме того, аналогичные последствия возникают и в случае, если потребителем заявка региональному оператору на заключение такого договора не направлялась (абзац 4 пункта 8(17) Правил N 1156), а также в отношении периода, когда региональный оператор уже приступил к осуществлению деятельности на соответствующей территории, однако заявка потребителем еще не направлялась и договор в виде отдельного документа в письменной форме еще не заключен (пункт 8(18) Правил N 1156).
Таким образом, установив, что возражения предпринимателя основаны на ошибочном толковании норм материального права (дата начала оказания услуги определена региональным оператором верно, оснований для применения иного порядка расчета объема ТКО, чем по утвержденном нормативу накопления ТКО при отсутствии у предпринимателя собственной контейнерной площадки, включенной в реестр мест накопления ТКО, не имеется), суды не нашли оснований для удовлетворения иска, поскольку договор на доступных предпринимателю и соответствующих законодательству условиях сторонами уже заключен и действует. Условия такого договора соответствуют условиям типового договора, утвержденного постановлением N 1156, и исчерпываются такими условиями, вне зависимости от содержания ранее направленных сторонами друг другу проектов, за исключением индивидуализирующих характеристик принадлежащего предпринимателю объекта накопления ТКО, определенных заявкой.
Доводы заявителя основаны на неверном понимании приведенных норм материального права, в силу чего не влекут необходимость отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не выявлено.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2023 по делу N А32-34242/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в 10-дневный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора.
Таким образом, в отличие от общих правил заключения публичного договора (иного договора, заключение которого обязательно для сторон), предусмотренных положениями статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы специального законодательства в сфере обращения с ТКО предусматривают, что неурегулирование разногласий возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, не свидетельствует о незаключенности такого договора, договор считается заключенным на условиях типового.
Кроме того, аналогичные последствия возникают и в случае, если потребителем заявка региональному оператору на заключение такого договора не направлялась (абзац 4 пункта 8(17) Правил N 1156), а также в отношении периода, когда региональный оператор уже приступил к осуществлению деятельности на соответствующей территории, однако заявка потребителем еще не направлялась и договор в виде отдельного документа в письменной форме еще не заключен (пункт 8(18) Правил N 1156).
Таким образом, установив, что возражения предпринимателя основаны на ошибочном толковании норм материального права (дата начала оказания услуги определена региональным оператором верно, оснований для применения иного порядка расчета объема ТКО, чем по утвержденном нормативу накопления ТКО при отсутствии у предпринимателя собственной контейнерной площадки, включенной в реестр мест накопления ТКО, не имеется), суды не нашли оснований для удовлетворения иска, поскольку договор на доступных предпринимателю и соответствующих законодательству условиях сторонами уже заключен и действует. Условия такого договора соответствуют условиям типового договора, утвержденного постановлением N 1156, и исчерпываются такими условиями, вне зависимости от содержания ранее направленных сторонами друг другу проектов, за исключением индивидуализирующих характеристик принадлежащего предпринимателю объекта накопления ТКО, определенных заявкой."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июня 2023 г. N Ф08-4859/23 по делу N А32-34242/2022