г. Краснодар |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А32-17745/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Драбо Т.Н. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - гаражно-строительного кооператива "Сигнал" (ИНН 2355013892, ОГРН 1022304924058) - Паас В.К. (доверенность от 01.03.2023), от органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района (ИНН 2365004505, ОГРН 1052313099970) - Хворостиной В.О. (доверенность от 09.01.2023), от третьего лица - министерства природных ресурсов Краснодарского края - Берко М.В. (доверенность от 18.05.2023), в отсутствие третьих лиц: администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края, государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы министерства природных ресурсов Краснодарского края и администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 по делу N А32-17745/2022, установил следующее.
ГСК "Сигнал" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района (далее - администрация), в котором просил:
- признать не соответствующим закону отказ от 21.01.2022 N 166/22-13 об утверждении схемы выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107002:198 земельных участков под объектами недвижимости;
- обязать администрацию в течение десяти календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта устранить допущенные нарушения путем утверждения схемы выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107002:198 земельных участков под объектами недвижимости;
- обязать администрацию сообщить суду и кооперативу в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу о его исполнении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Туапсинский район, ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" (далее - учреждение), министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023, признан незаконным приведенный в письме от 21.01.2022 N 166/22-13 отказ администрации в утверждении схемы выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107002:198 земельных участков под объектами недвижимости (гаражными боксами). На администрацию возложена обязанность в течение тридцати дней с момента вступления в законную силу судебного акта утвердить и выдать кооперативу схему выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107002:198 земельных участков под объектами недвижимости (гаражными боксами). В удовлетворении остальной части требований кооперативу отказано.
Министерство обжаловало решение и постановление апелляционного суда в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание решение Краснодарского краевого суда от 09.09.2019 по делу N 3а-1124/2019 о признании недействительным решения представительного органа местного самоуправления об утверждении генерального плана Новомихайловского городского поселения в части включения в границы населенного пункта лесных участков. Спорный участок расположен на землях лесного фонда. В силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является ее разработка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам. Статья 11.9 Земельного кодекса не допускает образования земельного участка, границы которого пересекают границы лесничеств. Поскольку предоставленный кооперативу земельный участок пересекает земли государственного лесного фонда, утверждение испрашиваемой заявителем схемы образования земельных участков находится вне пределов компетенции администрации.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт. Администрация указывает, что руководствовалась информацией учреждения о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0107002:198 накладывается на земли государственного лесного фонда Джубского лесничества Ольгинского участкового лесничества (квартал 103, часть выдела 14). У администрации отсутствуют полномочия по распоряжению лесными участками.
Кооператив представил отзыв, в котором указал, что факт пересечения участка кооператива (на котором находятся гаражные боксы) с землями лесного фонда не доказан.
В судебном заседании представители министерства и администрации на удовлетворении кассационных жалоб настаивали. Представитель кооператива полагал, что основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов отсутствуют.
Изучив материалы дела и доводы жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, постановлением главы Туапсинского района Краснодарского края от 02.07.2004 N 697 "О предоставлении земельного участка ГСК "Сигнал" в аренду на новый срок для строительства и эксплуатации гаражных боксов в с. Ольгинка Туапсинского района" кооперативу в аренду на 49 лет предоставлен земельный участок площадью 4517 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, для строительства и эксплуатации гаражных боксов.
Администрация Туапсинского района (арендодатель) и кооператив (арендатор) заключили договор от 13.07.2004 N 33000010072, согласно которому кооперативу в аренду передан земельный участок площадью 4517 кв. м, расположенный по адресу: Туапсинский район, с. Ольгинка. Указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 23:33:0107002:0056.
В связи с образованием земельных участков под гаражными боксами и последующим их предоставлением собственникам объектов кооператив является арендатором земельного участка площадью 3268 кв. м (кадастровый номер 23:33:0107002:198), предназначенного для строительства и эксплуатации гаражных боксов. Сведения о данном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 12.07.2007, участок относится к категории земель населенных пунктов (т. 1, л. д. 130 - 134).
Кооператив обратился в администрацию с заявлением об утверждении схемы выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107002:198 земельных участков под объектами недвижимости (гаражными боксами), расположенными на участке.
Письмом от 21.01.2022 N 166/22-13 администрация отказала в утверждении схемы, ссылаясь на ответ учреждения от 11.01.2022 N 111-110/22, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 23:33:0107002:198 накладывается на земли государственного лесного фонда Джубгского лесничества Ольгинского участкового лесничества (квартал 103, часть выдела 14). Администрация указала, что не обладает правом распоряжения землями лесного фонда (т. 1, л. д. 103).
Кооператив, полагая, что отказ администрации не соответствует закону, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 Кодекса. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Полномочия администрации по предоставлению участка неразграниченной государственной собственности (т. 2, л. д. 83) следуют из положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Обращение в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, подготовленной заинтересованным в предоставлении такого участка лицом, и последующее проведение межевых и кадастровых работ в соответствии с такой схемой, утвержденной уполномоченным органом или в соответствии с проектом межевания территории, требуется только в том случае, если испрашиваемый земельный участок еще не образован, в отношении него не утвержден проект межевания территории, и если такой участок не поставлен на государственный кадастровый учет.
Статья 11.10 Земельного кодекса содержит положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).
По общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 данного Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 11.10 Земельного кодекса.
Согласно пункту 14 статьи 11.10 Земельного кодекса в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются, в том числе площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка и вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
Подпункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса содержит основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 3 статьи 11.9 Земельного кодекса границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса).
Судебные инстанции установили, что лесной участок Ольгинского участкового лесничества поставлен на государственный кадастровый учет 29.09.2005 с присвоением кадастрового номера 23:33:0107005:46 (т. 2, л. д. 77).
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила части 3 статьи 14 данного Закона применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Суды указали, что право кооператива на земельный участок из земель населенных пунктов возникло до 01.01.2016. При этом кооператив представил в материалы дела заключение кадастрового инженера, согласно которому исходя из ведомости сопоставления координат земельных участков и схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории пересечения в ЕГРН земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:0107002:198 и 23:33:0107005:46 отсутствуют.
Поскольку факт пересечения участка кооператива с землями лесного фонда не доказан, судебные инстанции правомерно удовлетворили заявленные требования (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Ссылаясь на решение Краснодарского краевого суда от 09.09.2019 по делу N 3а-1124/2019 администрация и министерство не учитывают, что решение Совета муниципального образования Туапсинский район сессии 7 от 31.01.2013 N 66 "Об утверждении генерального плана Новомихайловского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края" признано недействующим не в полном объеме, а в части включения в границы населенных пунктов лесных участков, расположенных на землях лесного фонда (т. 1, л. д. 173 - 183). Применительно к участку кооператива в названном судебном акте указан квартал 103, часть выдела 14 Ольгинского участкового лесничества. В то же время в рамках настоящего дела установлено, что участок кооператива не имеет пересечений с землями лесного фонда.
При этом в письме учреждения от 11.01.2022 указано, что земельные участки наложены на планшет лесоустройства соответствующего лесничества примерно и схематично ввиду отсутствия оцифрованных планшетов лесоустройства (т. 1, л. д. 185 - 187). С учетом изложенного судебные инстанции правомерно оценили названное письмо в совокупности с иными представленными в дело доказательствами. Суды учитывали, что участок предоставлен кооперативу в период с 2004 по 2008 годы из земель населенных пунктов, на участке находятся гаражные боксы. Заключением кадастрового инженера подтвержден факт отсутствия пересечений земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107002:198 и земель лесного фонда - участок с кадастровым номером 23:33:0107005:46 (т. 2, л. д. 54 - 91). Доказательства, позволяющие сделать иные выводы (в том, числе акт натурного осмотра с фиксацией лесных насаждений в границах участка), администрация и министерство не представили (часть 5 статьи 200 Кодекса).
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационных жалоб отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателями жалоб не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права.
Министерство и администрация освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 по делу N А32-17745/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылаясь на решение Краснодарского краевого суда от 09.09.2019 по делу N 3а-1124/2019 администрация и министерство не учитывают, что решение Совета муниципального образования Туапсинский район сессии 7 от 31.01.2013 N 66 "Об утверждении генерального плана Новомихайловского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края" признано недействующим не в полном объеме, а в части включения в границы населенных пунктов лесных участков, расположенных на землях лесного фонда (т. 1, л. д. 173 - 183). Применительно к участку кооператива в названном судебном акте указан квартал 103, часть выдела 14 Ольгинского участкового лесничества. В то же время в рамках настоящего дела установлено, что участок кооператива не имеет пересечений с землями лесного фонда.
При этом в письме учреждения от 11.01.2022 указано, что земельные участки наложены на планшет лесоустройства соответствующего лесничества примерно и схематично ввиду отсутствия оцифрованных планшетов лесоустройства (т. 1, л. д. 185 - 187). С учетом изложенного судебные инстанции правомерно оценили названное письмо в совокупности с иными представленными в дело доказательствами. Суды учитывали, что участок предоставлен кооперативу в период с 2004 по 2008 годы из земель населенных пунктов, на участке находятся гаражные боксы. Заключением кадастрового инженера подтвержден факт отсутствия пересечений земельного участка с кадастровым номером 23:33:0107002:198 и земель лесного фонда - участок с кадастровым номером 23:33:0107005:46 (т. 2, л. д. 54 - 91). Доказательства, позволяющие сделать иные выводы (в том, числе акт натурного осмотра с фиксацией лесных насаждений в границах участка), администрация и министерство не представили (часть 5 статьи 200 Кодекса).
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационных жалоб отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателями жалоб не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июня 2023 г. N Ф08-5338/23 по делу N А32-17745/2022