г. Краснодар |
|
20 июня 2023 г. |
Дело N А53-17957/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Тамахина А.В., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) - Фарбазовой Р.П. (доверенность от 27.12.2021), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Сурмы Н.А. (доверенность от 30.05.2023), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 по делу N А53-17957/2022, установил следующее.
ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 1 242 940 рублей штрафа за задержку подачи и уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.
Решением суда от 28.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.03.2023, иск удовлетворен. Суды сочли правомерным привлечение железной дороги к ответственности, предусмотренной статьей 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав); оснований для снижения штрафа по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлено.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме либо снизить размер штрафа на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, расчет времени задержки уборки вагонов произведен без учета времени на передачу уведомления о завершении грузовой операции. Общество является ненадлежащим истцом по делу, поскольку исковые требования мотивированы тем, что задержка уборки ответчиком порожних вагонов с путей необщего пользования является основанием для начисления железной дороге штрафа, предусмотренного статьей 100 Устава. В материалы дела не представлены все необходимые документы в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. Заявитель также указывает, что предъявленный к взысканию размер штрафа является завышенным, несоразмерным возможным убыткам истца, в связи с чем подлежит снижению.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклонило доводы жалобы.
В судебном заседании представитель железной дороги поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме либо снизить размер штрафа на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 27.03.2017 общество (владелец) и железная дорога (перевозчик) заключили договор N 325/2/498/17 (далее - договор) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества, примыкающего к станции "Новороссийск" Северо-Кавказской железной дороги.
Согласно пункту 4 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению с учетом интервалов подач по заявкам общества. Заявка на подачу вагонов на выставочные железнодорожные пути передается обществом приемо-сдатчику груза и багажа железной дороги с указанием времени подачи, количества и номеров вагонов.
В соответствии с пунктом 6 договора в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 N 4 передача вагонов на пути необщего пользования производится по заявке общества в размере единовременной подачи и интервалами подач, установленных по каждому району общества в отдельности.
Общество направляет железной дороге заявки на подачу на железнодорожные выставочные пути на вагоны, находящиеся на станции "Новороссийск", по истечении 2-х часов с момента прибытия вагонов, о прибытии которых он уведомлен. Заявка подается не менее чем за 2 часа до начала действия очередного интервала. При этом следующий интервал подачи начинается с момента фактической уборки таких вагонов обществом с выставочных путей.
Учитывая положения пунктов 4 и 6 договора в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 N 4, вагоны должны быть поданы по времени, указанному в заявке, но не ранее чем через два часа после получения заявки на подачу вагонов.
Однако вагоны, указанные в заявках на подачу вагонов на пути общества, в срок, предусмотренный договором, железной дорогой не подавались.
Так, в мае 2021 года на станции "Новороссийск" Северо-Кавказской железной дороги произошла задержка подачи 5229 вагонов на выставочные пути общества по вине железной дороги. В связи с задержкой подачи груженых вагонов обществом составлены акты общей формы. Передача указанных вагонов железной дорогой обществу осуществлена по памяткам приемосдатчика.
На основании пункта 9 договора в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 N 4 готовые к уборке вагоны принимаются железной дорогой с выставочных путей Центрального района, ТНРС в течение 2.2 часа (2 часа 15 минут) после получения железной дорогой уведомления от общества о готовности вагонов к уборке.
Готовые к уборке вагоны принимаются железной дорогой с путей Западного района 3-й пристани в течение 3.3 часа (3 часа 20 минут) после получения железной дорогой уведомления от общества о готовности вагонов к уборке. Готовые к уборке вагоны принимаются железной дорогой с Восточного района в течение 2.7 часа (2 часа 45 минут) после получения железной дорогой уведомления от общества о готовности вагонов к уборке.
В случае неприема железной дорогой вагонов с Восточного, Западного районов, 3-й пристани в парки "Портовый" и "Восточный" станции для производства приемосдаточных операций, а также неприема вагонов с выставочных путей Центрального района, ТНРС в парки "Портовый", "Нижний" станции, на время задержки составляется акт общей формы, время задержки готовых к уборке вагонов исключается из оплачиваемого времени пользования вагонами.
На готовые к уборке порожние вагоны общество подало уведомления о завершении грузовой операции и готовности к уборке, однако вагоны железной дорогой не убраны.
Таким образом, в мае 2021 года задержана уборка 3391 вагона с железнодорожного пути необщего пользования общества.
В связи с задержкой подачи и уборки вагонов железной дороге предъявлена претензия о выплате штрафа.
Неудовлетворение требований претензии послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск, руководствуясь статьями 309, 329, 330, 785, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 100, 119 Устава, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт нарушения железной дорогой сроков уборки вагонов, суды пришли к выводу о наличии у общества права требовать уплаты штрафа за задержку уборки вагонов на путях необщего пользования. Расчет штрафа проверен судами и признан правильным, оснований для применения к заявленному размеру штрафа положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлено.
Довод железной дороги о том, что расчет времени задержки уборки вагонов произведен без учета времени на передачу уведомления о завершении грузовой операции, рассмотрен судами обеих инстанций и отклонен как основанный на неверном понимании норм материального права и условий договора.
Статьей 100 Устава предусмотрено начисление штрафа за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В силу пункта 3.7 Правил N 26 сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
В пункте 9 договора в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 N 4 стороны согласовали, что готовые к уборке вагоны принимаются железной дорогой с выставочных путей Центрального района, ТНРС в течение 2.2 часа (2 часа 15 минут); с путей Западного района 3-й пристани в течение 3.3 часа (3 часа 20 минут); с Восточного района в течение 2.7 часа (2 часа 45 минут) после получения железной дорогой уведомления от общества о готовности вагонов к уборке.
Из вышеуказанных норм права и буквального значения пункта 9 договора следует, что стороны согласовали срок на уборку вагона с учетом технологии работы станции (пути необщего пользования) и момента передачи уведомления о завершении грузовой операции. Согласовывая такой срок, стороны договора определили его по своему усмотрению, что не противоречит действующему законодательству (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что по факту задержки уборки вагонов общество начислило штраф исходя из периода с момента принятия железной дорогой уведомления общества о готовности вагонов к уборке до момента уборки вагонов за вычетом нормативного времени уборки.
Таким образом, в силу условий договора согласованный сторонами срок на уборку вагона включает в себя, в том числе, 2 часа после получения уведомления.
При этом железная дорога не представила доказательств того, что с момента поступления уведомлений от общества приступила к уборке вагонов своевременно.
Довод железной дороги о том, что статья 100 Устава не может быть применена, поскольку у истца отсутствует право на предъявление ответчику требований, основанных на положениях указанной нормы, не принимается судом округа. Спорным договором предусмотрено, что обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивами владельца. Согласно пункту 9 договора о готовности вагонов к уборке владелец передает уведомление. В случае неприема перевозчиком вагонов с Восточного, Западного района и 3-й пристани в парки "Портовый" и "Восточный" станции для производства приемо-сдаточных операций, а также неприема вагонов с выставочных путей Центрального района, ТНРС в парки "Портовый", "Нижний" станции, на время задержки составляется акт общей формы либо произвольной формы.
Порядок возврата вагонов определен пунктами 1.9 и 2.9 утвержденной обществом и согласованной железной дорогой Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования истца, примыкающих к станции "Новороссийск" Северо-Кавказской железной дороги от 05.10.2017 (далее - Инструкция).
Установленный в Инструкции порядок предусматривает невозможность самостоятельного выезда локомотива владельца на выставочные пути. Все действия истца по перестановке вагонов осуществляются по разрешающему показанию маневрового светофора с пути выезда, указанию дежурного по посту ЭЦ-3, переданному по радиосвязи.
Учитывая положения Инструкции, приемо-сдаточные операции по возврату порожних вагонов осуществляются на выставочных путях; без получения согласия железной дороги общество не может вернуть порожние вагоны на станционные пути. При этом у общества имеется законный интерес в своевременном исполнении перевозчиком обязанности подачи таких вагонов с пути необщего пользования на станционные пути, поскольку длительная занятость путей необщего пользования исключает для него возможность нормального осуществления и планирования своей деятельности, использования указанных путей для приема и возврата иных вагонов.
Кроме того, стороны в договоре согласовали применение неустойки, предусмотренной статьей 100 Устава.
Материалами дела подтверждается факт уборки и подачи вагонов, по каждому случаю нарушения сроков уборки и подачи вагонов составлены акты общей формы. Нарушение сроков уборки подтверждается памятками приемосдатчика, подписанными представителями сторон, а также уведомлениями общества.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно признали обоснованными требования о взыскании 1 242 940 рублей штрафа.
Рассмотрев ходатайство общества о снижении неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив ее соразмерность последствиям нарушения, суды не нашли оснований для ее уменьшения, применив положения пунктов 75, 77 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств". Суды сочли, что в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не доказана явная несоразмерность суммы неустойки последствиям нарушения обязательства.
Поскольку вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения является вопросом факта, а не применения нормы права, суд кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе переоценивать соответствующие выводы судов.
Проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу о соответствии выводов, содержащихся в решении и постановлении, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку суды не допустили существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые повлияли бы на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов основания для отмены или изменения решения и постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 по делу N А53-17957/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Тамахин |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод железной дороги о том, что статья 100 Устава не может быть применена, поскольку у истца отсутствует право на предъявление ответчику требований, основанных на положениях указанной нормы, не принимается судом округа. Спорным договором предусмотрено, что обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивами владельца. Согласно пункту 9 договора о готовности вагонов к уборке владелец передает уведомление. В случае неприема перевозчиком вагонов с Восточного, Западного района и 3-й пристани в парки "Портовый" и "Восточный" станции для производства приемо-сдаточных операций, а также неприема вагонов с выставочных путей Центрального района, ТНРС в парки "Портовый", "Нижний" станции, на время задержки составляется акт общей формы либо произвольной формы.
...
Учитывая положения Инструкции, приемо-сдаточные операции по возврату порожних вагонов осуществляются на выставочных путях; без получения согласия железной дороги общество не может вернуть порожние вагоны на станционные пути. При этом у общества имеется законный интерес в своевременном исполнении перевозчиком обязанности подачи таких вагонов с пути необщего пользования на станционные пути, поскольку длительная занятость путей необщего пользования исключает для него возможность нормального осуществления и планирования своей деятельности, использования указанных путей для приема и возврата иных вагонов.
Кроме того, стороны в договоре согласовали применение неустойки, предусмотренной статьей 100 Устава."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 июня 2023 г. N Ф08-5712/23 по делу N А53-17957/2022