г. Краснодар |
|
21 июня 2023 г. |
Дело N А32-9972/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Артамкиной Е.В. и Афониной Е.И., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видео-конференцсвязи, помощником судьи Чуминой К.С., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518) - Кисиль Е.А. (доверенность от 11.01.2022) и Катыховой Н.А. (доверенность от 12.01.2022), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Петросян Н.А. (доверенность от 21.12.2022), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 по делу N А32-9972/2022, установил следующее.
ПАО "Газпром" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными решений управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на следующие сооружения:
- "Газопровод-отвод от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (решение от 28.12.2021 КУВД N 001-/2021/10445874/6);
- "Кабельная линия электроснабжения УРГ на км 0 газопровода-отвода от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (решение от 28.12.2021 КУВД N 001-/2021/10446623/8);
- "Сети электроснабжения УРГ на км 0 газопровода-отвода от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (решение от 24.12.2021 КУВД N 001-/2021/10441633/8);
- "Линия электропередачи кабельная 6 кВ УРС-2 пос. Холодный родник газопровода-отвода от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (решение от 24.12.2021 КУВД N 001-/2021/10015184/8);
- "Линия электропередачи кабельная 0,4 кВ ОРС КС Береговая" (решение от 24.12.2021 КУВД N 001-/2021/100919108/6);
- "Сети канализации узла редуцирования газа на км 0 газопровода-отвода от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (решение от 28.12.2021 КУВД N 001-/2021/10453702/6);
- "Линия электропередачи кабельная 6 кВ ПРС-1 п. Паук газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (решение от 24.12.2021 КУВД N 001-/2021/10022601/8);
- "Волоконно-оптическая линия связи газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (решение от 28.12.2021 КУВД N 001-/2021/10449202/6);
- "Кабельная линия связи узла редуцирования газа на км 0 газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (решение от 28.12.2021 КУВД N 001-/2021/10449842/6);
- "Линия электропередачи кабельная 0,4 кВ газоизмерительной станции на км 11,72 газопровода-отвода от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (решение от 22.12.2021 КУВД N 001-/2021/8579178/6);
- "Сети водоснабжения газоизмерительной станции на км 11,72 газопровода-отвода от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (решение от 20.12.2021 КУВД N 001-/2021/8581764/8);
- "Сети канализации газоизмерительной станции на км 11,72 газопровода-отвода от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (решение от 20.12.2021 КУВД N 001-/2021/8582536/7);
- "Линия электропередачи кабельная 6 кВ ГРС Северная" (решение от 15.12.2021 КУВД N 001-/2021/8349949/10);
- "Кабельная линия связи ГРС Северная" (решение от 17.12.2021 КУВД N 001-/2021/8358545/11);
- "Сети канализации ГРС Северная" (решение от 17.12.2021 КУВД N 001-/2021/8358980/11);
- "Газопровод-отвод к ГРС Северная" (решение от 10.12.2021 КУВД N 001-/2021/7917757/9);
- "Линия электропередачи кабельная 0,4 кВ ГРС Северная" (решение от 15.12.2021 КУВД N 001-/2021/8352243/13).
Общество также просило возложить обязанность на управление осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права общества на указанные сооружения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 07.04.2023 решение от 27.12.2022 отменено, принят новый судебный акт. Суд признал незаконными решения управления.
На управление возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов общества путем восстановления срока приостановления кадастрового учета и государственной регистрации права собственности общества на указанные сооружения.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, судебный акт подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных обществом требований. Управление правомерно приняло решения о приостановлении, а в дальнейшем - об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности общества на указанные сооружения. Суд не принял во внимание доводы о том, что общество не устранило причины приостановления государственной регистрации. На момент подачи заявлений общество не представило действующие договоры аренды земельных участков в отношении указанных сооружений. С заявлениями не представлены разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. После принятия решения об отказе в государственном кадастровом учета и (или) государственной регистрации прав, восстановление срока приостановления законодательством не предусмотрено.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятого судом апелляционной инстанции судебного акта, просило в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы.
Представители общества возражали против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество обратилось к управлению в лице Межмуниципального отдела по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на указанные сооружения, входящие в состав построенного объекта "Газопровод-отвод от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ", расположенные в Краснодарском крае, Туапсинский р-н, г. Туапсе.
22 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-10441633 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на сооружение "Газопровод-отвод от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (сооружение N 1) с приложением технического плана объекта недвижимости от 16.02.2021 (изготовленный кадастровым инженером Башкатовым В.В.), доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5230, справки от 17.03.2021, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 27.04.2018 N 23-53-1056-2018, указав, что основной пакет документов (нотариально заверенная копия разрешения на ввод) представлен ранее и находится в деле N КУВД-001/2021-8570196 (подан 10.03.2021).
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 01.07.2021 (уведомление от 01.04.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 28.12.2021 (уведомление от 30.06.2021).
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий, общество представило заявление о представлении дополнительных документов, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Гагиным А.О. в формате PDF, а также решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2017 N А32-41540/2017 (далее - решение N А32-41540/2017).
В уведомлении от 28.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 1 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельного участка, на котором расположено сооружение N 1.
22 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-10446623 на сооружение "Кабельная линия электроснабжения УРГ на км 0 газопровода-отвода от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (сооружение N 2) с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5199, справки от 17.03.2021 и разрешения на ввод.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 01.06.2021 (уведомление от 01.04.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 28.12.2021 (уведомление от 30.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. в формате PDF, договор аренды лесных участков от 14.10.2014 N 60/14, письмо от 10.09.2021 и решение N А32-41540/2017.
В уведомлении от 28.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 2 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:51:0101002:6.
22 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-10441633 на сооружение "Сети электроснабжения УРГ на км 0 газопровода-отвода от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (сооружение N 3) с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, разрешения на ввод, справки от 17.03.2021 и платежного поручения от 29.05.2020 N 19705.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 30.06.2021 (уведомление от 31.03.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 24.12.2021 (уведомление от 24.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. в формате PDF, разрешение на ввод, письмо от 10.09.2021, договор аренды N 60/14 и решение N А32-41540/2017.
В уведомлении от 24.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 3 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:51:0101002:6.
19 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-10015184 на сооружение "Линия электропередачи кабельная 6 кВ УРС-2 пос. Холодный родник газопровода-отвода от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (сооружение N 4) с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5295, справки от 18.03.2021 и разрешения на ввод.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 30.06.2021 (уведомление от 31.03.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 24.12.2021 (уведомление от 24.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. (PDF), письмо от 01.09.2021 и решение N А32-41540/2017.
В уведомлении от 24.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 4 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1705001:33.
19 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-10019108 на сооружение "Линия электропередачи кабельная 0,4 кВ ОРС КС Береговая" (сооружение N 5), с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5294, разрешения на ввод и справки от 18.03.2021.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 30.06.2021 (уведомление от 31.03.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 24.12.2021 (уведомление от 28.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. (PDF), и решение N А32-41540/2017.
В уведомлении от 26.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 5 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1705001:33.
19 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-10019108 сооружение "Линия электропередачи кабельная 0,4кВ ОРС КС Береговая" (сооружение N 6) с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5294, разрешения на ввод и справки от 18.03.2021.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 30.06.2021 (уведомление от 31.03.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 24.12.2021 (уведомление от 28.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. (PDF), и решение N А32-41540/2017.
В уведомлении от 26.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 6 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1705001:33.
22 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-10453702 на сооружение "Сети канализации узла редуцирования газа на км 0 газопровода-отвода от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ", (сооружение N 7), с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5255, разрешения на ввод и справки от 18.03.2021.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 01.06.2021 (уведомление от 01.04.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 28.12.2021 (уведомление от 30.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. в формате PDF, и решение N А32-41540/2017.
В уведомлении от 28.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 7 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:51:0101002:6.
19 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-10022601 на сооружение "Линия электропередачи кабельная 6 кВ ПРС-1 п. Паук газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (сооружение N 8), с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5196, разрешения на ввод и справки от 18.03.2021.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 30.06.2021 (уведомление от 06.04.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 24.12.2021 (уведомление от 28.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. в формате PDF, и решение N А32-41540/2017.
В уведомлении от 24.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 8 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:51:0101003:257; 23;510101003:222.
22 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-10449202 на сооружение "Волоконно-оптическая линия связи газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (сооружение N 9), с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5293, разрешения на ввод и справки от 18.03.2021.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 01.06.2021 (уведомление от 01.04.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 28.12.2021 (уведомление от 29.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. в формате PDF, и решение N А32-41540/2017.
В уведомлении от 28.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 9 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:51:0101002:6.
22 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-10449842 на сооружение "Кабельная линия связи узла редуцирования газа на км 0 газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (сооружение N 10), с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5292, разрешения на ввод и справки от 18.03.2021.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 01.06.2021 (уведомление от 01.04.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 28.12.2021 (уведомление от 29.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. в формате PDF, и решение N А32-41540/2017.
В уведомлении от 28.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 10 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельных участков, на которых расположено сооружение N 10.
10 марта 2012 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-8579178 на сооружение "Линия электропередачи кабельная 0,4 кВ газоизмерительной станции на км 11,72 газопровода-отвода от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (сооружение N 11), с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 29.05.2020 N 19686, указав, что основной пакет документов (нотариально заверенная копия разрешения на ввод) представлен ранее и находится в деле N КУВД-001/2021-8570196.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 23.06.2021 (уведомление от 24.03.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 22.12.2021 (уведомление от 22.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. в формате PDF, решение N А32-41540/2017, разрешение на ввод, договор аренды от 03.12.2013 N 5100008323 и платежное поручение от 19.08.2019 N 2507.
В уведомлении от 22.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 11 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:51:0101002:6.
10 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-8581764 на сооружение "Сети водоснабжения газоизмерительной станции на км 11,72 газопровода-отвода от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (сооружение 12), с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5257, указав, что основной пакет документов (нотариально заверенная копия разрешения на ввод) представлен ранее и находится в деле N КУВД-001/2021-8570196.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 22.06.2021 (уведомление от 22.03.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 17.12.2021 (уведомление от 18.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, технический план объекта недвижимости от 11.08.2021 с приложением технического плана объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. в формате PDF, письмо от 14.04.2021 и решение N А32-41540/2017.
В уведомлении от 20.12.2021 2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 12 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202002:269.
10 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-8582536 на сооружение "Сети канализации газоизмерительной станции на км 11,72 газопровода-отвода от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ" (сооружение N 13) с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5256, указав, что основной пакет документов (нотариально заверенная копия разрешения на ввод) представлен ранее и находится в деле N КУВД-001/2021-8570196.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 22.06.2021 (уведомление от 22.03.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 20.12.2021 (уведомление от 18.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. в формате PDF, решение N А32-41540/2017, договор аренды N 5100008323 и расчет арендной платы с 01.01.2018 по 31.12.2018.
В уведомлении от 20.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 13 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:51:0202002:269.
10 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-8349949 на сооружение "Линия электропередачи кабельная 6 кВ ГРС Северная" (сооружение N 14) с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5242, указав, что основной пакет документов (нотариально заверенная копия разрешения на ввод) представлен ранее и находится в деле от 19.02.2021 N КУВД-001/2021-6195529.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 21.06.2021 (уведомление от 19.03.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 15.12.2021 (уведомление от 16.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, разрешение на ввод, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. в формате PDF, решение N А32-41540/2017, договор субаренды земельного участка от 23.12.2015 N 48-0404-002, платежное поручение от 22.05.2018 N 14760, письмо от 29.01.2018 N 4, договор аренды от 03.12.2019 N 3300006410, платежное поручение от 03.07.2019 N 20722, размер арендной платы за 2018 год, договор аренды от 03.12.2019 N 3300006411, платежное поручение от 29.03.2019 N 12971, размер арендной платы за 2018 год, договор аренды лесного участка от 14.10.2014 N 61/14, договор аренды лесного участка от 10.12.2015 N 37/15.
В уведомлении от 15.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 14 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:1705001:33, 23:33:1705001:23, 23:33:1304001:620, 23:33:1304001:621.
9 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-8358545 на сооружение "Кабельная линия связи ГРС Северная" (сооружение N 15) с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5240, указав, что основной пакет документов (нотариально заверенная копия разрешения на ввод) находится в деле от 19.02.2021 N КУВД-001/2021-6195529.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 21.06.2021 (уведомление от 19.03.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 17.12.2021 (уведомление от 17.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, разрешение на ввод, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. в формате PDF, решение N А32-41540/2017, договор субаренды N 48-0404-002, платежное поручение от 22.05.2018 N 14760, письмо от 29.01.2018 N 4 и письмо от 01.09.2021.
В уведомлении от 17.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 15 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1705001:33
9 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-8358980 на сооружение "Сети канализации ГРС Северная" (сооружение N 16) с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5239, указав, что основной пакет документов (нотариально заверенная копия разрешения на ввод) находится в деле от 19.02.2021 N КУВД-001/2021-6195529.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 21.06.2021 (уведомление от 19.03.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 17.12.2021 (уведомление от 16.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, разрешение на ввод, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. в формате PDF, решение N А32-41540/2017 и письмо от 01.09.2021 б/н.
В уведомлении от 17.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 16 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1705001:33.
4 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-7917757 на сооружение "Газопровод-отвод к ГРС Северная" (сооружение N 17) с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5245, указав, что основной пакет документов (нотариально заверенная копия разрешения на ввод) находится в деле от 19.02.2021 N КУВД-001/2021-6195529.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 17.06.2021 (уведомление от 17.03.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 10.12.2021 (уведомление от 10.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, разрешение на ввод, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. в формате PDF, решение N А32-41540/2017, договор субаренды N 48-0404-002, платежное поручение от 22.05.2018 N 14760, письмо от 29.01.2018 N 4 и письмо от 01.09.2021.
В уведомлении от 10.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 17 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:33:1705001:33, 23:33:1705001:23.
9 марта 2021 года общество подало заявление N КУВД-001/2021-8352243 на сооружение "Линия электропередачи кабельная 0,4 кВ ГРС Северная" (сооружение N 18) с приложением технического плана, доверенности от 21.01.2020 N ГП-783, платежного поручения от 05.02.2020 N 5241, указав, что основной пакет документов (нотариально заверенная копия разрешения на ввод) находится в деле от 19.02.2021 N КУВД-001/2021-6195529.
Управление по результатам проведения правовой экспертизы документов, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права до 21.06.2021 (уведомление от 19.03.2021).
На основании заявления общества в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ срок приостановления продлен до 15.12.2021 (уведомление от 16.06.2021).
Общество представило заявление о представлении дополнительных документов, разрешение на ввод, письмо от 14.04.2021, технический план объекта недвижимости от 20.07.2017, подготовленный кадастровым инженером Бородовицыной О.А. в формате PDF, решение N А32-41540/2017, договор субаренды N 48-0404-002, платежное поручение от 22.05.2018 N 14760, письмо от 29.01.2018 N 4 и письмо от 01.09.2021 б/н.
В уведомлении от 15.12.2021 управление, ссылаясь на часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ и части 10 и 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса, отказало обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение N 18 в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отсутствием в ЕГРН записи о государственной регистрации прав общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:1705001:33
По мнению заявителя, отказы управления не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи со следующим: решения управления об отказе в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, указанных сооружений, вынесены до истечения срока приостановления; истребование управлением дополнительных документов недопустимо; необходимые для кадастрового учета документы представлены.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействием), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействие) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
В силу части 1 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи (в редакции, действовавшей в спорный период).
Из части 2 статьи Закона N 218-ФЗ следует, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляются также в случае, если на момент государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды земельного участка, предоставленного для цели строительства указанных объектов недвижимости, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.
В силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Суд апелляционной инстанции установил и материалами дела подтверждается, что отказы управления в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности мотивированы непредставлением документов, свидетельствующих о том, что объекты недвижимости (сооружения) возведены на принадлежащих заявителю земельных участках (отсутствие государственной регистрации права на земельные участки и документов, подтверждающих ввод объекта в эксплуатацию).
Судом также установлено, что заявитель при обращении в управление с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права представил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.04.2018 N 23-53-1056-2018 и технические планы 2021 года, подготовленные кадастровым инженером, совместно с техническими планами от 20.02.2017, подготовленными кадастровыми инженерами.
В рассматриваемом случае суд установил, что управление, в нарушение части 14 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, не соблюло пределы правовой экспертизы представленных заявителем документов для осуществления учетно-регистрационных действий.
Определением от 02.08.2022 апелляционный суд истребовал у филиала Кадастровой палаты по Краснодарскому краю заверенные копии регистрационных дел N КУВД-001/2021-10441633, N КУВД-001/2021-10446623, N КУВД-001/2021-10441633, N КУВД-001/2021-10015184, N КУВД-001/2021-10019108, N КУВД-001/2021-10453702, N КУВД001/2021-10022601, N КУВД-001/2021-10449202, N КУВД-001/2021-10449842, N КУВД-001/2021-8579178, N КУВД-001/2021-8581764, N КУВД-001/2021-8582536, N КУВД-001/2021-8349949, N КУВД-001/2021-8358545, N КУВД001/2021-8358980, N КУВД-001/2021-7917757, N КУВД-001/2021-8352243 на бумажном носителе.
Согласно поступившим материалам регистрационных дел к разрешению на ввод в эксплуатации общество приложило технические планы, подготовленные в 2021 году кадастровым инженером Башкатовым В.С. К указанным техническим планам приложены и технические планы от 20.02.2017, подготовленные кадастровыми инженерами Бородовицыной О.А. и Гагиным А.О., заверены усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера (подтверждается отметкой "sig").
Суд апелляционной инстанции оценил критически ссылку управления на необходимость осуществления государственной регистрации права заявителя на земельный участок, в границах которого расположен объект учета, ввиду того, что для осуществления регистрационных действий общество представило правоустанавливающие документы на земельные участки, в границах которых расположены спорные сооружения, подтверждающие наличие прав общества, как на период строительства (реконструкции) объекта, так и на момент получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, в частности, договор субаренды N 48-0404-002 на земельный участок с кадастровым номером 23:33:1705001:33 сроком действия до 31.07.2016 (объект "Газопровод-отвод от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ") с дополнительным соглашением от 12.05.2017 N 3, по которому срок субаренды земельного участка с кадастровым номером 23:33:1705001:33 продлен до 30.11.2017; письмо арендатора АО "Георгиевское" от 29.01.2018 N 4 о продлении договора субаренды N 48-0404-002 на неопределенный срок на тех же условиях на основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса; платежное поручение от 25.05.2018 N 14760 о внесении арендных платежей по договору субаренды N 48-0404-002 с 01.01.2018 по 31.12.2018; договор аренды от 03.12.2013 N 5100008323 на земельный участок с кадастровым номером 23:51:0202002:269 (объект "Газопровод-отвод от газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи до Туапсинского НПЗ") продлен до 03.11.2014; расчет арендной платы по договору аренды N 5100008323 на 2018 год; платежное поручение от 19.08.2019 N 25074 о внесении арендных платежей по договору аренды N 5100008323 с 01.01.2018 по 31.12.2018; договор аренды от 14.10.2014 N 60/14; договор аренды от 14.10.2014 N 61/14; договор аренды от 10.12.2015 N 37/15; договор аренды от 03.12.2019 N 3300006410; платежное поручение от 03.07.2019 N 20722; размер арендной платы по договору аренды N 3300006410 за 2018 год; договор аренды N 3300006411; платежное поручение от 29.03.2019 N 12971; размер арендной платы по договору аренды N 3300006411 за 2018 год.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 621, пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса, пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание пункт 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от16.02.2002 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"", суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что общество представило управлению правоустанавливающие документы на земельные участки, в границах которых расположены спорные сооружения.
Принимая во внимание статьи 23, 78, 89 и пункт 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правомерно установил, что в отсутствие установленной законом обязанности оформления прав на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, требование управления о наличии зарегистрированных прав заявителя на указанные земельные участки и последующие отказы в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на сооружения по указанному основанию незаконны и необоснованны (определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2020 N 308-ЭС20-19551 по делу N А53-37171/2018; от 19.09.2019 N 301-ЭС19-15960 по делу N А31-11493/2018).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суд, руководствуясь статьями 190 - 194 Гражданского кодекса установил, что на момент принятия оспариваемых решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на спорные сооружения регистрирующий орган обладал информацией о правах общества на земельные участки, в пределах которых расположены спорные сооружения; управление до истечения срока приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на спорные сооружения незаконно отказало обществу в осуществлении регистрационных действий со ссылкой на неустроеннее в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению регистрации, и поэтому правомерно обязал управление устранить нарушение прав и законных интересов общества путем восстановления срока приостановления кадастрового учета и государственной регистрации прав на спорные сооружения. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2020 N 304-ЭС20-21137 по делу N А67-12063/2019.
Довод кассационной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, отклоняется, поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что управление до истечения срока приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на спорные сооружения незаконно отказало обществу в осуществлении регистрационных действий со ссылкой на не устранение в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению регистрации. В этом случае суд правомерно обязал управление устранить нарушение прав и законных интересов общества путем восстановления срока приостановления кадастрового учета и государственной регистрации прав на спорные сооружения.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы о том, что общество не устранило причины приостановления государственной регистрации, на момент подачи заявления общество не представило действующие договоры аренды земельных участков в отношении спорных объектов, а также довод о непредставлении разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, как неподтвержденные представленными доказательствами и установленными судом обстоятельствами дела.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку направлены на переоценку доказательств, которые суд апелляционной инстанции оценил с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда.
Суд апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 по делу N А32-9972/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы о том, что общество не устранило причины приостановления государственной регистрации, на момент подачи заявления общество не представило действующие договоры аренды земельных участков в отношении спорных объектов, а также довод о непредставлении разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, как неподтвержденные представленными доказательствами и установленными судом обстоятельствами дела.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку направлены на переоценку доказательств, которые суд апелляционной инстанции оценил с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда.
...
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июня 2023 г. N Ф08-5804/23 по делу N А32-9972/2022