г. Краснодар |
|
27 июня 2023 г. |
Дело N А32-10909/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем веб-конференции, помощником судьи Макаровой А.В., при участии и от истца - публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502) - Годковой М.М. (доверенность от 22.12.2021), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ИПП" (ИНН 2315999816, ОГРН 1182375006307) - Байкиной А.Н. (доверенность от 26.05.2023), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по делу N А32-10909/2022, установил следующее.
ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "ИПП" (далее - общество) о взыскании 3 247 500 рублей убытков (измененные требования).
Решением суда от 28.12.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.03.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе компания просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Выводы судов о пропуске компанией срока исковой давности необоснованные. Неверен также вывод о том, что срок исковой давности по требованию компании составляет один год. Течение срока исковой давности начинается с момента, когда кредитор узнал о нарушенном праве. Компания, не являясь участником перевозочного процесса, не могла контролировать сроки нахождения вагонов под выгрузкой. О факте простоя вагонов компания узнала после получения претензии от экспедитора. Течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для процедуры примирения. Дата уведомления о завершении грузовой операции не является датой передачи вагонов. Ответственность общества начинается с момента подачи вагонов на пути необщего пользования и заканчивается уборкой вагонов. Ответчик доказал причинно-следственную связь возникновения убытков и действий общества. Претензии АО "РН-Транс" подтверждают, что убытки возникли из-за несоблюдения обществом нормативного срока нахождения вагонов под выгрузкой. Неверен вывод судов том, что компания не соблюдала график отгрузки.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просило в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель компании поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить судебные акты.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 08.02.2016 компания (заказчик) и общество (исполнитель) заключили договор оказания услуг по перевалке нефтепродуктов N 100016/02162Д/86/21/16, в соответствии с пунктом с 4.1 которого исполнитель обязан выполнять работы по перевалке и транспортной экспедиции нефтепродуктов, а заказчик обязан принять и оплатить эти услуги согласно условиям договора.
Договор является смешанным договором, включающим в себя договор перевалки и транспортной экспедиции (пункт 4.3 договора).
В части перевалки нефтепродуктов исполнитель предоставляет услуги по согласованию и формированию плана завоза нефтепродуктов и сводного месячного графика обработки флота; документальному оформлению приема нефтепродуктов (оформление актов слива); раскредитованию железнодорожных накладных; выгрузке нефтепродуктов из вагонов; перемещению нефтепродуктов из зоны выгрузки до резервуаров; перемещению нефтепродуктов от резервуаров до борта судна; хранению нефтепродуктов в резервуарах в пределах срока, указанного в пункте 6.5.1 договора, без взимания оплаты (тарифа); расстановке вагонов по фронтам погрузки-выгрузки (подача и уборка), включая стоимость маневровых работ на территории исполнителя (пункт 4.4 договора).
В рамках транспортно-экспедиционных услуг исполнитель оказывает заказчику услуги по документальному оформлению движения нефтепродуктов (оформление реестров актов слива); оформлению балансов движения материальных ценностей; оформлению актов замера нефтепродуктов, отгруженных на танкеры; транспортно-экспедиторскому обслуживанию в сфере железнодорожных перевозок; изготовлению паспортов качества на судовую партию по композиту средней пробы отобранных из резервуаров и отгруженных нефтепродуктов. Моментом окончания услуг является факт оформления коносамента (пункт 4.5 договора).
Согласно пункту 5.1 договора заказчик обязан ежемесячно согласовывать с исполнителем сроки и объемы поставки нефтепродуктов на станцию Новороссийск Северо-Кавказская железная дорога для перевалки через терминал.
В соответствии с пунктом 5.21 договора исполнитель обязан обеспечить прием, слив нефтепродуктов из цистерн заказчика и отправку цистерн со станции выгрузки в срок, не превышающий сорока восьми часов с момента прибытия груженых цистерн на станцию назначения.
Стороны согласовали в пункте 5.32 договора, что в случае возникновения любых ситуаций, повлекших остановку грузовых операций на танкере, или существенное снижение грузовой скорости, исполнитель обязан незамедлительно известить об этом заказчика.
Пунктом 5.44 договора определены погодные условия, при которых исполнитель не имеет возможности проведения технологических операций, и как следствие, не несет ответственности за невыполнение обязательств по договору.
Срок нахождения вагонов на станциях выгрузки исчисляется с момента прибытия груженых цистерн на пути необщего пользования исполнителя, до момента передачи порожних цистерн перевозчику с путей необщего пользования грузополучателя.
Дата прибытия и убытия указана в памятке приемосдатчика (ГУ-45) (в графе "подача" и "уборка" раздела "Время выполнения операции" "день, месяц, часы, минуты").
Согласно пункту 9.1.3 договора исполнитель несет ответственность перед заказчиком в размере реального ущерба, подтвержденного соответствующими документами, за убытки, причиненные заказчику по вине исполнителя.
Пунктом 9.1.5 договора стороны согласовали, что простоем по вине исполнителя признается несоблюдение установленных пунктом 5.21 договора норм оборачиваемости вагонов, под которым понимается период сорока восьми часов с момента прибытия груженых цистерн на пути необщего пользования исполнителя до момента передачи порожних цистерн вагонов перевозчику с путей необщего пользования.
Таким образом, стороны определили период, в течение которого исполнитель осуществляет прием, слив нефтепродуктов и возврат порожних вагонов перевозчику. Ответственность исполнителя начинается с момента подачи вагонов на пути необщего пользования и заканчивается в момент уборки вагонов.
В соответствии с пунктом 2.1 приложения N 1 к договору заказчик обязан заблаговременно проинформировать письменно исполнителя об объемах нефтепродуктов, предполагаемых к перевалке на следующий календарный месяц (не позднее 20 числа месяца, предшествующего месяцу, в котором будет осуществлена перевалка), стороны письменно согласовывают сроки, графики и объемы отгрузок нефтепродуктов.
Согласно пункту 2.3 приложения N 1 заказчик, при согласовании с исполнителем графиков и объемов отгрузок нефтепродуктов на станцию Новороссийск, указывает расчетные даты прибытия вагонов с нефтепродуктами на станцию Новороссийск и планируемые даты отгрузок танкеров.
В рамках договора в 2021 году исполнитель оказал услуги по перевалке нефтепродуктов в согласованном сторонами объеме. Заказчик выполненную услугу оплатил.
Общество и ОАО "РЖД" заключили договор от 26.03.2018 N 239/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, устанавливающий порядок подачи, уборки и продвижения вагонов, а также платежи, которые вносит терминал перевозчику.
Согласно пункту 7 договора от 26.03.2018 N 239/2, вагоны, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования, подаются локомотивом перевозчика
Компания (клиент) и АО "PH-Транс" (экспедитор) заключили договоры транспортной экспедиции от 01.01.2020 N 4350019/1017Д и от 01.04.2021 N 4350020/0652Д (для организации экспортных перевозок в порты Российской Федерации), по условиям которых экспедитор оказывает клиенту транспортно-экспедиционные услуги, связанные с отправлением грузов при экспортных перевозках до грузополучателей в порты Российской Федерации железнодорожным транспортом для его последующего таможенного оформления в портах Российской Федерации и транспортировки на экспорт, выполняя при этом функции грузоотправителя, а клиент оплачивает оказанные услуги (пункты 2.1 договоров).
В соответствии с условиями договоров транспортной экспедиции, нормативное время для выгрузки нефтепродуктов при их поставке в вагонах экспедитора составляет двое суток
Пунктом 7.3 договоров транспортной экспедиции установлено, что в случае простоя вагонов экспедитора на станциях назначения (выгрузки), экспедитор вправе предъявить клиенту, а клиент обязуется уплатить экспедитору неустойку в размере 2 тыс. рублей за вагон для перевозки газов углеводородных сжиженных и легкого углеводородного сырья под избыточным давлением; 1500 рублей за вагон для перевозки нефти, нефтепродуктов, нефтехимии за сутки нарушения в случае ненадлежащего исполнения, предусмотренных пунктами 3.3.8 названных договоров.
Согласно информационным данным главного вычислительного центра ОАО "РЖД", компания допустила простой вагонов-цистерн, что послужило основанием для начисления компании неустойки.
Экспедитор, являющийся собственником грузового подвижного состава, направил компании претензии на общую сумму 6 461 100 рублей, из которых следует, что сверхнормативный простой вагонов, поступивших в адрес общества в рамках договора оказания услуг по перевалке от 08.02.2016 N 100016/02162Д/86/21/16, произошел по зависящим от компании причинам.
Компания уплатила экспедитору штраф в размере 6 461 100 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Обосновывая обращение в суд с иском, компания указывает, что, не являясь участником перевозочного процесса, не может отслеживать сроки нахождения вагонов под выгрузкой. Кроме того, в соответствии с пунктом 3.1 распоряжения ОАО "РЖД" от 26.11.2009 N 2418р "Об организации электронного документооборота при оформлении перевозочных и/или иных документов с использованием электронной цифровой подписи при организации перевозок грузов, порожних вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", действующими в спорный период, доступ к электронной базе ОАО "РЖД", к автоматизированной системе централизованной подготовки и оформления перевозочных документов предоставляется только при оформлении перевозочных документов. Пунктом 1.3 Правил заполнения перевозочных документов при перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, установлен закрытый перечень лиц, имеющих право оформлять перевозочные документы (грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик). Соответственно, компания могла узнать о факте простоя вагонов и о надлежащем ответчике не ранее даты обращения с претензионными требованиями экспедитора.
Компания направила обществу претензии с требованием о возмещении убытков, возникших из-за несоблюдения обществом условий договора от 08.02.2016 N 100016/02162Д/86/21/16.
На каждую претензию общество направило ответ с приложением документов, подтверждающих соблюдение исполнителем условий договора, а также с просьбой произвести перерасчет претензионных требований с учетом согласованных в договоре нормативных сроков возврата цистерн, времени подачи вагонов, зафиксированного в памятке приемосдатчика формы N ГУ45, а также справках о состоянии погоды в порту Новороссийск.
По направленным компанией претензиям от 22.06.2021 N 73-136542/пр на сумму 126 тыс. рублей; от 22.06.2021 N 73-136622/пр на сумму 337 500 рублей; от 22.06.2021 N 73-137129/пр на сумму 463 500 рублей; от 20.07.2021 N 71-138771/пр на сумму 213 тыс. рублей; от 20.07.2021 N 73-139152/пр на сумму 48 тыс. рублей; от 20.07.2021 N 139157/пр на сумму 6 тыс. рублей; от 20.07.2021 N 73-1391567/пр на сумму 6 тыс. рублей; от 18.08.2021 N 73-141035/пр на сумму 205 500 рублей; от 22.09.2021 N 73-143224/пр на сумму 559 500 рублей; от 22.09.2021 N 73-143216/пр на сумму 291 тыс. рублей; от 20.10.2021 N 73-145472/пр на сумму 1134 тыс. рублей; от 20.10.2021 N 73-145481/пр на сумму 87 тыс. рублей; от 20.10.2021 N 73-146125/пр на сумму 148 500 рублей общество представило письменные доказательства того, что им не нарушен сорока восьми часовой срок оборота вагонов.
Общество представило копии памяток уборок по всем представленным компанией претензиям, а также графики погодных условий, доказывающие отсутствие нарушения исполнителем договорных обязательств.
Не согласившись с доводами указанными в письмах общества, компания обратилась в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 15, 309, 310, 393, 401, 421, 431, 779, 781 и 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Суды установили и материалами дела подтверждается, что компания не доказала ненадлежащего исполнения обществом обязательств по договору, не представила доказательств возникновения убытков по вине общества.
Суды отметили, что именно компания систематически нарушала график отгрузки вагонов со станции, направляла технически неисправные вагоны, сорока часовой срок оборота вагонов компанией в исковых требованиях рассчитан неверно (в нарушение положений договора); также имели место несвоевременная доставка вагонов со стороны перевозчика, в связи с чем ответственность за систематические нарушения компанией условий договора не может быть возложена на общества.
В дополнении к отзыву от 24.10.2022 общество заявило о пропуске компанией срока исковой давности по претензиям от 17.03.2021 N 73-128301/пр, 73-128740/пр, 73-128753/пр на общую сумму 2 082 тыс. рублей.
Возражая против истечения срока исковой давности, компания приводит довод о том, что между сторонами спора заключен договор поставки, по вытекающим спорам из которого, срок исковой давности составляет три года.
Согласно пункту 1 статьи 133, пункту 1 статьи 168 Кодекса арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.
Статьей 13 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" установлено, что для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска. Течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении) в соответствии с пунктом 14 "Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора" (Президиум Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2020).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что претензии от 17.03.2021 N 73-128301/пр, 73-128740/пр, 73-128753/пр получены обществом 01.04.2021 и 02.04.2021 (письма компании от 01.04.2021 N 1560, от 02.04.2021 N 1574, от 02.04.2021 N 1575). Ответ на претензии, направленный на официальный адрес электронной почты компании, указанный в претензиях, получен заказчиком 08.04.2021 (от 08.04.2021 N 1175) с последующей досылкой по почте.
Руководствуясь пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" суды, прибавив к годичному сроку исковой давности срок фактического досудебного урегулирования спора сторонами, правомерно установили, что по названным претензиям срок исковой давности истек.
В силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом изложенных норм, положений спорного договора, установив недоказанность компанией причинно-следственной связи между убытками и действиями общества, учитывая заявление общества о пропуске срока исковой давности, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали компании в удовлетворении заявленных требований.
Довод компании о необоснованности вывода судов о пропуске компанией срока исковой давности отклоняется судом кассационной инстанции ввиду необоснованности.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев довод компании о том, что заказчик, не являясь участником перевозочного процесса, не мог контролировать сроки нахождения вагонов под выгрузкой, а также о том, что о факте простоя вагонов компания узнала только после получения претензии от экспедитора, указал, что в соответствии с пунктом 2.1 приложения N 1 к договору заказчик обязан заблаговременно информировать письменно исполнителя об объемах нефтепродуктов, предполагаемых к перевалке на следующий календарный месяц, после чего (не позднее двадцатого числа месяца, предшествующего месяцу, в котором будет осуществлена перевалка) стороны письменно согласовывают сроки, графики и объемы отгрузок нефтепродуктов. Согласно пункту 2.3 приложения N 1 заказчик при согласовании с исполнителем графиков и объемов отгрузок нефтепродуктов на станции Новороссийск указывает расчетные даты прибытия вагонов с нефтепродуктами на станцию Новороссийск и планируемые даты отгрузок танкеров.
Согласно пункту 5.5 договора компания обязана обеспечить заполнение перевозочных документов и их комплектность. Заполнение документов осуществляется в программе "ЭТРАН" (автоматизированная система подготовки и оформления перевозочных документов на ж/д грузоперевозки), в которой отражаются все операции с вагонами с момента их погрузки, передачи перевозчику, отправления со станции отправления и до станции прибытия.
К данной программе имеет доступ компания, как грузоотправитель, общество, как грузополучатель, и ОАО "РЖД", являющийся перевозчиком.
Согласно пункту 3.5 приложения N 1 к договору, компания ежедневно до 9:30 часов направляет обществу заявку произвольной формы с указанием составов, необходимых, по его мнению, к подводу на станцию Новороссийск в течение ближайших нескольких дней. Следовательно, положениями договора стороны закрепили право и обязанность истца на отслеживание передвижения отправленных вагонов.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы судов.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по делу N А32-10909/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3.5 приложения N 1 к договору, компания ежедневно до 9:30 часов направляет обществу заявку произвольной формы с указанием составов, необходимых, по его мнению, к подводу на станцию Новороссийск в течение ближайших нескольких дней. Следовательно, положениями договора стороны закрепили право и обязанность истца на отслеживание передвижения отправленных вагонов.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы судов.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июня 2023 г. N Ф08-5624/23 по делу N А32-10909/2022