г. Краснодар |
|
26 июня 2023 г. |
Дело N А32-58193/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Норд ост"" (ИНН 2315991006, ОГРН 1162315054802), Управления городского хозяйства администрации муниципального образования г. Новороссийск (ИНН 2315179394, ОГРН 1132315001433), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Норд ост"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2023 по делу N А32-58193/2022, установил следующее.
Управление городского хозяйства администрации муниципального образования г. Новороссийск (далее - управление) обратилось в суд с заявлением к ООО "Управляющая компания "Норд ост"" (далее - общество) о возложении на него обязанности выполнить требования действующего законодательства Российской Федерации, содержащиеся в предписании от 05.08.2022 N 47, в полном объеме не позднее 60 календарных дней с момента вступления в законную силу этого решения.
Решением суда от 03.03.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.04.2023 решение суда от 03.03.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления управления. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об одностороннем отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом отсутствует. Общество ссылается на пункт 3.2.7 договора управления от 19.04.2018, заключенного с собственниками многоквартирного дома, в соответствии с которым управляющая компания вправе отказать собственникам в проведении текущего ремонта, если задолженность собственников по договору управления превышает размер двухмесячной оплаты.
В отзыве на жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление в ходе рассмотрения обращения гражданина от 23.06.2022 N 4548-П/22 и в соответствии с решением от 01.08.2022 N 47 начальника управления, согласованного решением от 03.08.2022 первого заместителя прокурора Краснодарского края Гвоздевым П.Ю. (контрольно-надзорное мероприятие N 23221182340202703457), провело в отношении общества в многоквартирном доме внеплановый инспекционный визит по адресу: г. Новороссийск, просп. Дзержинского, 162.
В ходе осмотра установлено, что общество не провело работы по текущему ремонту мест общего пользования многоквартирного дома, а именно: на лестничных клетках и площадках на стенах отслоение окрасочного слоя, отслоение штукатурного слоя, местами просматривается (выступает) арматура, кирпичная кладка, на полу отслоение и отсутствие плиточного покрытия; общие душевые комнаты в многоквартирном доме находятся в антисанитарном состоянии (в общей душевой комнате (женской) на полу отслоение (отсутствует плиточное покрытие), потолок и перегородки кабинок покрыты плесенью, мхом; в общей душевой комнате (мужской) на потолке плесень, мох, конденсат; перегородки кабинок покрыты плесенью, мхом, на потолке местами просматривается (выступает) арматура); струйная течь в трубе радиатора отопления в общей душевой комнате (мужской) в результате образовавшегося свища устранена, установлен новый 4-секционный радиатор отопления, что зафиксировано в акте инспекционного визита от 05.08.2022 N 47.
По результатам проведенного внепланового инспекционного визита выдано предписание от 05.08.2022 N 47 об устранении нарушений обязательных требований, согласно которому обществу до 05.10.2022 необходимо провести следующие мероприятия по обеспечению соблюдения лицензионных требований, по устранению выявленных нарушений (прекращении нарушений лицензионных требований).
1. Провести работы по текущему ремонту мест общего пользования многоквартирного дома (лестничных клеток и площадок, по восстановлению штукатурного, лакокрасочного слоя на стенах, лестницах, отремонтировать участки стен и потолков с обнаженной арматурой и кирпичной кладкой).
2. Провести работы по текущему ремонту мест общего пользования многоквартирного дома (в женской общей душевой комнате восстановить плиточное покрытие пола, очистить стены и потолки от плесени и мха; в мужской общей душевой комнате восстановить штукатурный, лакокрасочный слой на стенах, очистить стены и потолки от плесени и мха, отремонтировать участки стен и потолков с обнаженной арматурой).
19 октября 2022 года в целях оценки соблюдения обязательных требований, указанных в предписании от 05.08.2022 N 47, специалист управления провел контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в ходе которого установлено, что предписание не исполнено.
По состоянию на 07.11.2022 информация от общества об исполнении предписания не поступала.
Ссылаясь на то, что предписание должно быть исполнено компанией, управление обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 20, 161, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 57, 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьями 2, 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 06.12.2017 N 3700-K3 "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля", разъяснениями, изложенными в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - правила N 170), письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2022 N Д24и-8436, пунктом 3.1.20 Положения об управлении городского хозяйства администрации муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 29.01.2013 N 274, пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
При принятии судебного акта судебные инстанции пришли к выводу о наличии у общества обязанности исполнить предписание.
Суды отметили, что изложенные в обращении гражданина от 23.06.2022 N 4548-П/22 и выявленные управлением нарушения правил содержания общего имущества спорного многоквартирного дома свидетельствуют о создании существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере содержания жилого фонда, направленным на защиту прав граждан на комфортные условия проживания, обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.
Факт нарушения правил N 170 установлен судами, подтвержден материалами дела и обществом по существу не оспаривается.
Довод общества о том, что решение о текущем ремонте собственниками помещений в многоквартирном доме не принималось, был предметом рассмотрения судебных и станций и отклонен, поскольку предписание выдано управлением в пределах своей компетенции в интересах собственников многоквартирного дома.
Кроме того, как отметил суд апелляционной инстанции, наличие задолженности жильцов по внесению платы не исключает обязанности компании по надлежащему содержанию многоквартирного дома. При этом первичные документы в обоснование позиции о наличии значительной дебиторской задолженности не представлены. В силу закона заинтересованное лицо обязано принимать действенные меры в целях исполнения договорных обязательств в отношении жилого дома. Управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве основного вида своей предпринимательской деятельности. Определение в договоре должного размера платы за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома является предпринимательским риском управляющей организации.
Суд округа принимает во внимание то обстоятельство, что общество не обжаловало предписание от 05.08.2022 N 47 в суде первой инстанции, несмотря на неоднократное отложение судебных заседаний, свою позицию не выражало, доказательств принятия мер к его исполнению не представило. Не инициировало проведение собрания собственников дома для утверждения сметы расходов.
Спорное предписание является исполнимым, доказательства того, что общество обращалось с ходатайством о продлении срока его исполнения (отсрочкой исполнения) суду не представлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2023 по делу N А32-58193/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 20, 161, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 57, 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьями 2, 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 06.12.2017 N 3700-K3 "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля", разъяснениями, изложенными в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - правила N 170), письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2022 N Д24и-8436, пунктом 3.1.20 Положения об управлении городского хозяйства администрации муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 29.01.2013 N 274, пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июня 2023 г. N Ф08-5575/23 по делу N А32-58193/2022