В соответствии со статьями 6 и 12 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
критерии создания особой экономической зоны;
Правила создания особой экономической зоны и изменения площади особой экономической зоны;
требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами особых экономических зон.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 398 "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2423);
постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. N 272 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 398" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 13, ст. 1573);
постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 552 "О внесении изменений в критерии создания особой экономической зоны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 21, ст. 3005);
постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2021 г. N 1211 "О внесении изменений в критерии создания особой экономической зоны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 30, ст. 5788).
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 февраля 2024 г. N 156
Критерии
создания особой экономической зоны
1. Наличие естественных экономико-географических конкурентных преимуществ для реализации инвестиционных проектов, соответствующих специализации предполагаемой к созданию особой экономической зоны.
2. Компактное и систематизированное создание инвестиционных площадок по кластерному принципу, в соответствии с которым каждая новая инвестиционная площадка особой экономической зоны должна предусматривать реализацию инвестиционных проектов в одной или нескольких смежных сферах деятельности, и (или) при наличии производственной (технологической) кооперации, и (или) при совместном использовании резидентами особой экономической зоны единой инфраструктуры особой экономической зоны, и (или) инвестиционных проектов, соответствующих приоритетным направлениям проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации.
Под инвестиционной площадкой понимается совокупность земельных участков особой экономической зоны, предназначенных для реализации инвестиционных проектов, смежных и (или) удаленных друг от друга на расстояние не более чем 1 километр.
При создании промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых особых экономических зон одновременное создание нескольких инвестиционных площадок, удаленных друг от друга на расстояние более чем 1 километр, не допускается. Создание таких дополнительных инвестиционных площадок в составе особой экономической зоны допускается в дальнейшем в рамках увеличения площади особой экономической зоны в соответствии с Правилами создания особой экономической зоны и изменения площади особой экономической зоны, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 г. N 156 "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны, Правил создания особой экономической зоны и изменения площади особой экономической зоны и требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами особых экономических зон", с учетом обеспечения эффективного использования потенциала территорий, в границах которых особая экономическая зона изначально создана.
3. Соответствие целей создания особой экономической зоны следующим документам стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации":
стратегия национальной безопасности Российской Федерации;
отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;
стратегия научно-технологического развития Российской Федерации;
стратегия пространственного развития Российской Федерации;
стратегии социально-экономического развития макрорегионов;
государственные программы Российской Федерации;
стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
государственные программы субъектов Российской Федерации;
схема территориального планирования субъекта Российской Федерации.
4. Прогнозная положительная динамика (включая обоснование) роста объемов дополнительных доходов, поступающих в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны, а также в местный бюджет в связи с созданием и функционированием особой экономической зоны.
5. Наличие инвестиционного проекта или инвестиционных проектов (включая их финансово-экономические показатели, подтвержденные финансовыми моделями) и потенциального инвестора или потенциальных инвесторов, подтвердивших в письменной форме (с приложением документов, подтверждающих наличие собственных средств, и (или) средств учредителей (участников), и (или) средств соинвесторов для реализации инвестиционного проекта или инвестиционных проектов и (или) документального подтверждения со стороны кредитной организации готовности предоставить финансирование для реализации инвестиционного проекта или инвестиционных проектов) готовность реализовать проект (проекты) на территории предполагаемой к созданию особой экономической зоны, с объемом запланированных инвестиций накопленным итогом за 3 года со дня создания особой экономической зоны не менее планируемого объема необходимых для создания ее инфраструктуры средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
В случае если объем запланированных инвестиций (без учета налога на добавленную стоимость) накопленным итогом на конец 10-го года составляет от 8 до 20 млрд. рублей, то необходимо наличие не менее 5 таких инвестиционных проектов. В случае если объем запланированных инвестиций накопленным итогом на конец 10-го года составляет свыше 20 млрд. рублей, то необходимо наличие не менее одного инвестиционного проекта.
Каждый инвестиционный проект, заявленный потенциальным инвестором к реализации на территории предполагаемой к созданию особой экономической зоны, должен соответствовать требованиям к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами особых экономических зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 г. N 156 "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны, Правил создания особой экономической зоны и изменения площади особой экономической зоны и требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами особых экономических зон".
6. Значение инвестиционного мультипликатора, рассчитанного как отношение планируемого объема инвестиций резидентов особой экономической зоны на конец 10-го года реализации проекта к размеру расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на создание инфраструктуры особой экономической зоны, должно составлять не менее 5.
7. Обоснованность плановых показателей развития инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры предполагаемой к созданию особой экономической зоны и оценки стоимости затрат на ее развитие.
8. Наличие обоснования значений прогнозных показателей эффективности функционирования предполагаемой к созданию особой экономической зоны, необходимых для проведения оценки эффективности функционирования особой экономической зоны, предусмотренной пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
9. Значение показателя рентабельности, рассчитанного как отношение планируемой суммы инвестиций и обязательных платежей резидентов особой экономической зоны и управляющей компании особой экономической зоны к планируемой сумме расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на создание инфраструктуры особой экономической зоны и льгот по обязательным платежам резидентов особой экономической зоны, должно составлять не менее 2 для промышленно-производственных особых экономических зон и не менее 1 для туристско-рекреационных, технико-внедренческих и портовых особых экономических зон.
10. Наличие хозяйственного общества, намеревающегося заключить с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований (за исключением случаев создания особой экономической зоны на территории города федерального значения), на территориях которых создается особая экономическая зона, соглашение о создании особой экономической зоны и об управлении особой экономической зоной, а также документов, необходимых для принятия уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения о привлечении хозяйственного общества к управлению особой экономической зоной.
11. Возможность обеспечить планируемых к размещению в особой экономической зоне резидентов необходимыми ресурсами, в том числе кадровыми. Наличие в случае имеющихся инфраструктурных и иных ограничений предложений по их устранению, достаточных для обеспечения планируемых к размещению в особой экономической зоне резидентов необходимыми ресурсами.
12. Наличие проекта планировки территории особой экономической зоны и проекта перспективного плана развития особой экономической зоны.
13. Наличие анализа экологических рисков проекта создания особой экономической зоны и (или) стратегии управления экологической эффективностью.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 февраля 2024 г. N 156
Правила
создания особой экономической зоны и изменения площади особой экономической зоны
1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания особой экономической зоны и изменения площади особой экономической зоны.
2. Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации и территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации принимается Правительством Российской Федерации при ее одновременном соответствии критериям создания особой экономической зоны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 г. N 156 "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны, Правил создания особой экономической зоны и изменения площади особой экономической зоны и требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами особых экономических зон" (далее - критерии создания особой экономической зоны), и при условии соответствия инвестиционных проектов, заявленных потенциальными инвесторами к реализации на территории предполагаемой к созданию особой экономической зоны, требованиям к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами особых экономических зон, утвержденным указанным постановлением Правительства Российской Федерации, и такое решение оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.
3. Изменение площади особой экономической зоны осуществляется с учетом критериев создания особой экономической зоны следующими способами:
а) увеличение площади особой экономической зоны за счет земельных участков, расположенных на территории муниципального образования, в границах которого создана особая экономическая зона;
б) увеличение площади особой экономической зоны за счет земельных участков, расположенных на территории муниципального образования, нахождение особой экономической зоны в границах которого не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации о создании особой экономической зоны;
в) уменьшение площади особой экономической зоны для исключения из границ особой экономической зоны территорий, не востребованных со стороны потенциальных инвесторов и (или) не пригодных для реализации инвестиционных проектов и (или) размещения необходимых для реализации инвестиционных проектов объектов инфраструктуры особой экономической зоны (далее - уменьшение площади особой экономической зоны), предусматривающее уменьшение состава муниципальных образований, на территориях которых расположена особая экономическая зона;
г) уменьшение площади особой экономической зоны, не предусматривающее уменьшение состава муниципальных образований, на территориях которых расположена особая экономическая зона.
4. Решение об изменении площади особой экономической зоны в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "г" пункта 3 настоящих Правил, принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и оформляется дополнительным соглашением к соглашению о создании особой экономической зоны и об управлении особой экономической зоной.
Решение об изменении площади особой экономической зоны в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящих Правил, принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.
5. Не требуется выполнение:
пункта 2 критериев создания особой экономической зоны в случае создания особой экономической зоны на основании заявки на создание особой экономической зоны, поданной в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 г. N 156 "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны, Правил создания особой экономической зоны и изменения площади особой экономической зоны и требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами особых экономических зон";
абзаца второго пункта 5 критериев создания особой экономической зоны в случае изменения площади особой экономической зоны;
пункта 6 критериев создания особой экономической зоны в случае изменения площади особой экономической зоны, если решение о создании особой экономической зоны принято Правительством Российской Федерации до 27 июля 2021 г.;
пункта 9 критериев создания особой экономической зоны в случае изменения площади особой экономической зоны, если решение о создании особой экономической зоны принято Правительством Российской Федерации до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 г. N 156 "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны, Правил создания особой экономической зоны и изменения площади особой экономической зоны и требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами особых экономических зон".
6. В целях создания особой экономической зоны либо увеличения площади особой экономической зоны высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (далее - заявитель) совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявку на создание особой экономической зоны либо заявку на увеличение площади особой экономической зоны (далее - заявка) в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 6 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Увеличение площади особой экономической зоны осуществляется в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящих Правил при условии эффективного функционирования особой экономической зоны (за отчетный период либо за период с начала функционирования особой экономической зоны) с учетом требований, установленных частью 11 статьи 6 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
7. В целях уменьшения площади особой экономической зоны в соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящих Правил заявитель совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, на территориях которых расположена особая экономическая зона, направляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти предложение об уменьшении площади особой экономической зоны (далее - предложение).
8. При необходимости увеличение площади особой экономической зоны может быть инициировано заявителем одновременно с уменьшением площади особой экономической зоны.
9. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти рассматривает заявку либо предложение в течение 20 рабочих дней со дня получения.
10. В случае несоответствия заявки либо предложения положениям Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", критериям создания особой экономической зоны, порядку оформления и подачи заявки, в том числе перечню документов, прилагаемых к заявке, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, заявителю направляется ответ, содержащий замечания и предложения по доработке заявки или предложения.
Заявитель по результатам рассмотрения ответа уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в течение 20 рабочих дней со дня его получения представляет ему доработанную заявку или предложение либо информирует его об ожидаемых сроках доработки заявки или предложения или об отказе в продолжении работы над заявкой или предложением.
Доработанные заявка или предложение подлежат повторному рассмотрению уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в течение 20 рабочих дней со дня получения.
11. При отсутствии замечаний к заявке или предложению уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти инициирует:
а) подготовку и внесение в Правительство Российской Федерации соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 2 и подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящих Правил;
б) подготовку и представление предложения по заключению соответствующего дополнительного соглашения к соглашению о создании особой экономической зоны и об управлении особой экономической зоной в Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил;
в) в течение 20 рабочих дней со дня получения предложения подготовку и заключение соответствующего дополнительного соглашения к соглашению о создании особой экономической зоны и об управлении особой экономической зоной в случае, предусмотренном подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил.
12. Проекты постановлений Правительства Российской Федерации, предусматривающие создание особой экономической зоны или увеличение площади особой экономической зоны, а также предложение, указанное в подпункте "б" пункта 11 настоящих Правил, после их поступления в Правительство Российской Федерации в установленном порядке подлежат рассмотрению межведомственной рабочей группой по вопросам создания особых экономических зон, образованной распоряжением Правительства Российской Федерации, решения которой оформляются протоколом.
13. Для реализации решений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, до 1 сентября 2025 г. в отношении соглашений о создании особых экономических зон, заключенных до 1 сентября 2023 г., могут заключаться дополнительные соглашения к таким соглашениям до их приведения в соответствие с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" в течение указанного переходного периода.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 февраля 2024 г. N 156
Требования
к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами особых экономических зон
1. Настоящий документ определяет требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами особых экономических зон.
2. Инвестиционный проект должен соответствовать целям создания особых экономических зон, определенным статьей 3 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
3. Источники финансирования инвестиционного проекта должны быть определены, и потенциальным резидентом особой экономической зоны должно быть представлено в письменной форме подтверждение готовности реализовать заявленный инвестиционный проект с приложением документов, которыми подтверждаются:
наличие собственных средств, и (или) средств учредителей (участников), и (или) средств соинвесторов для реализации инвестиционного проекта и (или) документального подтверждения со стороны кредитной организации готовности предоставить финансирование для реализации инвестиционного проекта;
проработка возможных вариантов обеспечения инвестиционного проекта необходимыми инфраструктурой, сырьем, оборудованием, каналами (рынками) сбыта соответствующей продукции (услуг).
4. Минимальный объем инвестиций, в том числе капитальных вложений (без учета налога на добавленную стоимость), заявленный к осуществлению потенциальным резидентом особой экономической зоны в рамках реализации инвестиционного проекта (далее - минимальный объем инвестиций), должен составлять:
не менее чем 400 млн. рублей при строительстве объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта в портовой особой экономической зоне;
не менее чем 120 млн. рублей при осуществлении промышленно-производственной деятельности, а также деятельности в сфере логистики либо при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта в портовой особой экономической зоне, за исключением отдельных сфер деятельности, определенных настоящим пунктом;
не менее чем 50 млн. рублей при реализации инвестиционного проекта в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации по развитию инвестиционной деятельности в Российской Федерации и привлечению внебюджетных средств в проекты, связанные с достижением технологического суверенитета и структурной адаптацией экономики Российской Федерации.
Минимальный объем инвестиций при реализации инвестиционных проектов, предусматривающих осуществление технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности и портовой деятельности, не устанавливается.
Если реализация инвестиционного проекта предполагается на готовых производственных площадях без необходимости предоставления потенциальному резиденту особой экономической зоны земельных участков и осуществления им строительства (реконструкции) производственных площадей, необходимых для осуществления деятельности, минимальный объем инвестиций должен составлять не менее одной трети значений, указанных в настоящем пункте.
5. Резидент особой экономической зоны должен осуществить в первые 3 года реализации инвестиционного проекта не менее двух третьих общего объема инвестиций, в том числе капитальных вложений, в рамках реализации инвестиционного проекта.
6. Дисконтированный срок окупаемости инвестиционного проекта с учетом применения особых условий осуществления предпринимательской деятельности в особой экономической зоне должен составлять менее 15 лет.
7. При общем объеме инвестиций, в том числе капитальных вложений, в рамках реализации инвестиционного проекта в размере свыше 5 млрд. рублей требования, установленные пунктами 5 и 6 настоящих требований, не применяются.
Предложены новые критерии создания ОЭЗ. Они заменят критерии 2012 г. В частности, введено требование о компактном создании инвестплощадок по кластерному принципу.
Также установлены правила создания ОЭЗ и изменения их площади, требования к инвестпроектам резидентов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 г. N 156 "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны, Правил создания особой экономической зоны и изменения площади особой экономической зоны и требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами особых экономических зон"
Вступает в силу с 23 февраля 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 15 февраля 2024 г. N 0001202402150022
Собрание законодательства Российской Федерации, 19 февраля 2024 г. N 8 ст. 1123