г. Краснодар |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А32-27504/2022 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Прокофьева Т.В.,
рассмотрев по правилам упрощенного производства (часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) без вызова участвующих в деле лиц кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2308014320, ОГРН 1022301602091) на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2022 по делу N А32-27504/2022,
установил следующее.
Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к автономной некоммерческой организации "Стандарты социального питания" (ИНН 2320980345, ОГРН 1122300000217) (далее - организация) о взыскании 55 500 рублей штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, установленного главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 06.09.2022 (резолютивная часть от 05.08.2022), оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.10.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что нарушения устранены организацией самостоятельно, а учреждением не соблюден порядок предъявления требования и пропущен установленный законом срок.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 06.09.2022 (резолютивная часть от 05.08.2022) и постановление апелляционной инстанции от 12.10.2022 отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив его требования. Заявитель жалобы считает указанные судебные акты незаконными и подлежащими отмене. Сведения о застрахованных лицах представлены с нарушением установленного срока и по истечении предоставленного срока на устранение несоответствий, что является основанием для начисления финансовой санкции. Требование в суд подано с соблюдением шестимесячного срока от даты истечения срока добровольной оплаты.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, организация, зарегистрированная в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица 08.10.2019, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.
6 апреля 2021 года по телекоммуникационным каналам связи организация (страхователем) представила сведения по формам СЗВ-СТАЖ (тип - дополняющая) и ОДВ-1 на 90 застрахованных лиц за 2020 год, 27.04.2021 - на 26 застрахованных лиц за 2020 год.
Учреждение по фактам нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составило акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.10.2021 N 033S18210035833-19793 Стаж за 2020 год и 033S18210035835-19794 Стаж за 2020 год.
Указанные акты направлены организации по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью и почтовой корреспонденцией от 29.10.2021 N 158.
Учреждение, рассмотрев названные акты, приняло решения о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.12.2021 N 033S19210033588-19793 Стаж за 2020 год и 033S19210033590-19794 Стаж за 2020 год.
На основании данных решений выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.12.2021 N 033S0121A02OYTA-19793 Стаж за 2020 год и 033S0121A02OYTB-19794 Стаж за 2020 год, в которых организации предложено в добровольном порядке уплатить сумму финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в общей сумме 58 тыс. рублей.
10 марта 2022 года организация уплатила 2500 рублей, которые учтены в счет погашения задолженности по финансовым санкциям за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ 2020 год по акту от 28.10.2021 N 033S18210035835-19794.
По состоянию на 05.05.2022 остаток задолженности составил 55 500 рублей.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2022 по делу N А32-10797/2022 судебный приказ, вынесенный 25.03.2022, отменен на основании поступивших от должника возражений относительно исполнения судебного приказа.
Неуплата организацией в добровольном порядке 55 500 рублей штрафных санкций за несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ 2020 год послужила основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 данного Кодекса, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела судебные инстанции правильно применили статью 6.1, пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47, пункт 2 статьи 48, пункт 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1, 8, пункты 1, 2 - 2.2 статьи 11, 15, 16, 17 Закона N 27-ФЗ, положения пункта 33, абзаца 6 пункта 36, пунктов 38, 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утверждённой приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция), положения абзаца 4 пункта 14 и пункта 15 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утверждённого постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.03.2020 N 178п (далее - Порядок электронного документооборота).
Руководствуясь статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали не подлежащий переоценке вывод о том, что в действиях организации отсутствует состав правонарушения и пропущен срок обращения в суд с требованием о взыскании финансовых санкций.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 указанной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Как видно из пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены названным Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости (отчёт по форме СЗВ-СТАЖ).
Согласно материалам дела организация отчёт по форме СЗВ-СТАЖ с формой ОДВ-1 за 2020 год (тип - исходная) направила по телекоммуникационным каналам связи 10.02.2021 в 11 часов 53 минуты, который учреждением принят 11.02.2021 в 10 часов 17 минут 38 секунд, что подтверждается протоколом контроля отчётности.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) - ежемесячный отчёт по форме СЗВ-М.
Абзацем 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, пунктом 15 Порядка электронного документооборота и пункта 38 Инструкции в случае обнаружения в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователю направляется уведомление об устранении ошибок в течение пяти рабочих дней. Такое уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях между представленными индивидуальными сведениями и сведениями, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации.
23 апреля 2021 года учреждением проведена проверка полноты предоставления расчётов в налоговые органы за период с I квартала 2020 года по 2020 календарный год по формам СЗВ-М и сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в Пенсионный фонд Российской Федерации. По итогам проверки выявлены расхождения, и в связи с этим в адрес организации направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий со сроком исполнения до 30.04.2021 (получено организацией 26.04.2021).
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и пункта 40 Инструкции страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц.
Воспользовавшись предоставленной законодателем возможностью самостоятельно в случае выявления ошибок и расхождений в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях, сведениях о трудовой деятельности застрахованных лиц, организация 06.04.2021 во временной промежуток после отправки формы СЗВ-СТАЖ (исходная) до получения уведомления об устранении ошибок направила в учреждение по ТКС сведения по форме СЗВ-СТАЖ с формой ОДВ-1 за 2020 год (тип - дополняющая) на 90 застрахованных лиц.
Кроме этого, во исполнение уведомления учреждения и абзаца 2 пункта 40 Инструкции организация 27.04.2021 в течение установленных 5 рабочих дней, представила индивидуальные сведения на 26 застрахованных лиц с исходящим письмом, обосновывающим возникшие расхождения в сведениях на застрахованных лиц.
Как следует из абзаца 2 пункта 40 Инструкции, страхователь не несёт финансовую ответственность, предусмотренную абзацем 3 статьи 17 Законом N 27-ФЗ, в случае представления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий уточнённых (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление.
Финансовые санкции к страхователю также не применяются в соответствии с абзацем 3 пункта 40 Инструкции, если он при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованных лиц, представит уточненные (исправленные) сведения о застрахованных лицах за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, до момента обнаружения этих ошибок территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, суды правильно установили факт неправомерного применения к организации 55 500 рублей финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, поскольку формальный подход к вопросу привлечения к ответственности за совершение правонарушения является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учётом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания допущенному нарушению исходя из презумпции невиновности.
Выводы судов не противоречат правовой позиции, изложенной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
Кроме этого, суды правомерно отметили, что срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, установленный абзацем 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и составляющий три года, является иным сроком и не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа, данные сроки являются самостоятельными, различными по своей правовой природе.
Трёхгодичный срок, установленный абзацем 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является сроком давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, а не сроком взыскания финансовой санкции.
С учётом толкования положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 8 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, норм Закона N 27-ФЗ и правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2018 N 302-КГ18-6775, от 26.03.2020 N 309-ЭС20-2393, суды сделали правильный вывод, что к моменту, когда учреждение обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с организации финансовых санкций (11.03.2022), истёк установленный законом срок для обращения в суд, последующее обращение в суд в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа не позволяет удовлетворить требования о взыскании данных финансовых санкций.
Выводы судов правомерны, доводы учреждения фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы судов.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы с учетом положений части 3 статьи 288.2 Кодекса не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы учреждения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2022 по делу N А32-27504/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.02.2023.
Судья |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учётом толкования положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 8 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, норм Закона N 27-ФЗ и правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2018 N 302-КГ18-6775, от 26.03.2020 N 309-ЭС20-2393, суды сделали правильный вывод, что к моменту, когда учреждение обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с организации финансовых санкций (11.03.2022), истёк установленный законом срок для обращения в суд, последующее обращение в суд в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа не позволяет удовлетворить требования о взыскании данных финансовых санкций.
...
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы с учетом положений части 3 статьи 288.2 Кодекса не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2023 г. N Ф08-14380/22 по делу N А32-27504/2022