г. Краснодар |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А63-11965/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н., Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиной А.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края, от заинтересованного лица - Правительства Ставропольского края (ИНН 2634011856, ОГРН 1022601978607) - Гетманского В.С. (доверенность от 15.12.2022), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства экономического развития Ставропольского края (ИНН 2634083314, ОГРН 1082635017926) - Гетманского В.С. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие заявителя - Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (ИНН 7705596339, ОГРН 1047796323123), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Ставропольского края, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Ставропольского края и Министерства экономического развития Ставропольского края на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по делу N А63-11965/2022, установил следующее.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Правительству Ставропольского края (далее - Правительство края) о взыскании субсидии, предоставленной по соглашению в размере 384 200 тыс. рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Ставропольского края (далее - Минэкономразвития края) и Министерство финансов Ставропольского края (далее - Минфин края).
Решением суда от 08.12.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.03.2023, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что требование о взыскании 384 200 тыс. рублей субсидии правомерно, обоснованно, подтверждено надлежащими доказательствами.
В кассационной жалобе Правительство края и Минэкономразвития края просят отменить решение суда от 08.12.2022 и постановление суда апелляционной инстанции от 22.03.2023. Податели жалобы считают, что само по себе представление Счетной палаты Российской Федерации от 03.02.2021 N ПР08-7/08-02 фиксирует итог проверки, проведенной в отношении исключительно Минпромторга, но не подтверждает факт нарушения обязательств со стороны Правительства края в рамках исполнения соглашения. Таким образом, Минпромторг допустил существенные нарушения порядка осуществления контроля за соблюдением и исполнением Правительством края условий соглашения.
В отзыве на кассационную жалобу Минпромторг считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу Минфин края поддерживает доводы кассационной жалобы и просит отменить судебные акты.
Определением от 30.06.2023 по данному делу в составе суда в связи с отпуском судьи Герасименко А.Н. произведена ее замена на судью Воловик Л.Н. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании представитель Правительства края и Минэкономразвития края поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, устно заявив довод о необходимости участия в рассматриваемом деле Минфина Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.2016 N 15 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат по созданию инфраструктуры индустриальных парков или технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий (далее - Правила).
На основании Правил 14.07.2016 между Минпромторгом и Правительством края заключено соглашение N 16412.1670154770.02.009 о реализации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденовска (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2016 - 2017 годах бюджету Ставропольского края субсидии на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков или технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий (создание, модернизация и (или) реконструкция объектов коммунальной, технологической и транспортной инфраструктуры, а также зданий, строений и сооружений, предназначенных для резидентов индустриальных парков и технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий, государственной и (или) частной формы собственности) (пункт 1.1 Соглашения в редакции дополнительного соглашения о 28.03.2017 N 2).
Согласно разделу II Соглашения (в редакции дополнительного соглашения о 28.03.2017 N 2) размер субсидии на 2016 год составил 200 020 738 рублей (52% от общего объема расходов бюджета Ставропольского края за 3 предшествующих года).
Размер субсидии на 2017 год составил 184 179 262 рубля (48% от общего объема расходов бюджета Ставропольского края за 3 предшествующих года).
По условиям пункта 4.1.2 Соглашения заявитель обязан осуществлять контроль за соблюдение Правительством края условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных Соглашением.
По итогам контрольного мероприятия "Аудит эффективности реализации мер государственной поддержки создания и развития индустриальных (промышленных) парков и технопарков, включая использование представленных на эти цели имущественных комплексов и земельных участков" Счетная палата Российской Федерации в адрес Минпромторга направила представление от 03.02.2021 N ПР08-7/08-02 (далее - Представление Счетной палаты) с требованием рассмотреть вопрос о расторжении в одностороннем порядке Соглашения в связи с недостижением планового значения показателя "Количество резидентов ИП на конец 10-го года реализации проекта (накопленным итогом)", предусмотренного подпунктом "а" пункта 15 Правил отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 N 1119 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2015 N 733) (далее - Правила отбора субъектов Российской Федерации).
В соответствии с Представлением Счетной палаты письмами Минпромторга от 30.04.2021 N 36355/02 и от 02.07.2021 N 55571/02 у Минэкономразвития края (постановлением Правительства края от 20.04.2016 N 152-п определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на осуществление координации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории города Буденновска и взаимодействие с Минпромторгом в рамках реализации соглашения) запрошены следующие документы: реестр резидентов или потенциальных резидентов индустриального парка на территории г. Буденновска; предусмотренный Соглашением отчет о достижении плановых значений сводных показателей проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденновска по состоянию на 01.01.2020.
Запрошенные документы представлены письмом Минэкономразвития края от 05.07.2021 N МЭР-17/4107.
В результате рассмотрения вышеуказанных документов Минпромторг установил следующее:
- в нарушение пункта 4.3.2 Соглашения и приложения N 3 к Соглашению не обеспечено достижение следующих сводных показателей проекта индустриального парка: "Площадь застройки индустриального парка или технопарка" (фактическое достижение - 12,85 га (16,30%) от планового значения - 78,8 га); "Выручка резидентов" (фактическое достижение - 2801,65 млн рублей (7,47%) от планового значения - 37 471,26 млн рублей); "Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест" (фактическое достижение - 75 единиц (4,95%) от планового значения - 1515 единиц);
- в нарушение пункта 4.3.2 Соглашения не обеспечено достижение значений показателей, указанных в подпункте "а" пункта 15 Правил отбора субъектов Российской Федерации, а именно: показателя "количество высокопроизводительных рабочих мест на конец 10-го года реализации проекта (не менее 1500)", а именно: показателя "количество резидентов индустриального парка на конец 10-го года реализации проекта накопленным итогом (не менее 10)".
Пунктом 7.5 Соглашения установлено, что расторжение Соглашения Минпромторгом в одностороннем порядке влечет возврат в федеральный бюджет не позднее 10 календарных дней после получения соответствующего уведомления предоставленной субсидии в полном объеме на момент получения уведомления Минпромторга о расторжении Соглашения.
В этой связи на основании пунктов 7.4 и 7.5 Соглашения, а также постановления Правительства края от 20.04.2016 N 152-п, Минпромторг направил по единой межведомственной системе электронного документооборота в адрес Минэкономразвития края уведомление от 26.08.2021 N 72565/02 о расторжении Соглашения и о возврате предоставленной субсидии в полном объеме, а именно в размере 384 200 тыс. рублей.
Вместе с тем, денежные средства не возвращены, что послужило основанием для обращения в суд.
Суды, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив представленные доказательства пришли к верному выводу о том, что заявленные требования Минпромторга подлежат удовлетворению.
При вынесении судебных актов руководствовались пунктом 6 статьи 130, пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Судами установлено, что в соответствии с Соглашением и Правилами субсидия имеет целевое назначение, а именно по реализации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории г. Буденовска.
Как следует из материалов дела, не обеспечено достижение следующих сводных показателей проекта индустриального парка: "Площадь застройки индустриального парка или технопарка" (фактическое достижение - 12,85 га (16,30%) от планового значения - 78,8 га);
"Выручка резидентов" (фактическое достижение - 2801,65 млн руб. (7,47%) от планового значения - 37471,26 млн рублей); "Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест" (фактическое достижение - 75 единиц (4,95%) от планового значения - 1515 единиц).
Также не обеспечено достижение значений показателей, указанных в подпункте "а" пункта 15 Правил отбора субъектов Российской Федерации, а именно: показателя "количество высокопроизводительных рабочих мест на конец 10-го года реализации проекта (не менее 1500)" и показателя "количество резидентов индустриального парка на конец 10-го года реализации проекта накопленным итогом (не менее 10)".
Согласно пункту 7.4 Соглашения Минпромторг принимает в одностороннем порядке решение о расторжении соглашения в случае не достижения значений показателей, указанных в подпункте "а" пункта 15 Правил отбора субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7.5 Соглашения установлено, что расторжение Соглашения Минпромторгом в одностороннем порядке влечет возврат предоставленной субсидии в полном объеме на момент получения уведомления Минпромторга о расторжении Соглашения в федеральный бюджет не позднее 10 календарных дней после получения соответствующего уведомления.
Минпромторг направил по единой межведомственной системе электронного документооборота в адрес Минэкономразвития края уведомление от 26.08.2021 N 72565/02 о расторжении Соглашения и о возврате предоставленной субсидии в полном объеме - 384 200 тыс. рублей.
В силу подпункта "б" пункта 4.3.2 Соглашения Правительство края обязано обеспечивать возврат в федеральный бюджет средств в случае установления по итогам проверок, проводимых в соответствии с пунктом 4.1.2 Соглашения, факта нарушения условий предоставления субсидии и обязательств, определенных Соглашением.
Вместе с тем, доказательств возврата бюджетных средств ответчик не представил, размер полученных бюджетных средств им не оспорен.
Устно заявленный в судебном заседании кассационной инстанции довод о необходимости участия в рассматриваемом деле Минфина Российской Федерации отклонен, поскольку указанный довод является новым и не заявлялся при рассмотрении спора в судах первой и апелляционной инстанций. Не обосновано, какие права и обязанности Минфина Российской Федерации затрагиваются принятыми судебными актами, какой самостоятельный процессуальный интерес имеет Минфин Российской Федерации к рассматриваемому делу.
Иные доводы Правительства края и Минэкономразвития края, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению как направленные на переоценку выводов судебных инстанций.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену (изменение) обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по делу N А63-11965/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При вынесении судебных актов руководствовались пунктом 6 статьи 130, пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
...
"Выручка резидентов" (фактическое достижение - 2801,65 млн руб. (7,47%) от планового значения - 37471,26 млн рублей); "Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест" (фактическое достижение - 75 единиц (4,95%) от планового значения - 1515 единиц).
Также не обеспечено достижение значений показателей, указанных в подпункте "а" пункта 15 Правил отбора субъектов Российской Федерации, а именно: показателя "количество высокопроизводительных рабочих мест на конец 10-го года реализации проекта (не менее 1500)" и показателя "количество резидентов индустриального парка на конец 10-го года реализации проекта накопленным итогом (не менее 10)".
Согласно пункту 7.4 Соглашения Минпромторг принимает в одностороннем порядке решение о расторжении соглашения в случае не достижения значений показателей, указанных в подпункте "а" пункта 15 Правил отбора субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июля 2023 г. N Ф08-5168/23 по делу N А63-11965/2022