г. Краснодар |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А32-39759/2022 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев по правилам упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 по делу N А53-39759/2022, установил следующее.
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - отделение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ТРУД" (далее - общество, страхователь) финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год, по форме СЗВ-М за период с октября 2021 года по апрель 2022 года необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 4 тыс. рублей.
Решением от 30.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.04.2023, суд взыскал с общества 3500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год; по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года и январь, март, апрель 2022 года. В удовлетворении остальной части требования суд отказал.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В кассационной жалобе отделение просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требования в части отказа во взыскании финансовых санкций в размере 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за февраль 2022 года на одного застрахованного.
По мнению подателя жалобы, представленные обществом 09.06.2022 сведения за февраль 2022 года о застрахованном лице Рябоконе Михаиле Николаевиче (сведения о котором не были представлены в законодательно установленный срок - до 15 марта 2022 года) являются не исправлением ошибки в ранее представленных сведениях, а первоначальным представлением сведений на данное застрахованное лицо с нарушением срока их подачи, что в свою очередь образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Отзыв на кассационную жалобу общество не представило.
В соответствии со статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверяется исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество состоит на учете в фонде в качестве страхователя (регистрационный номер N 071-040-030288).
Согласно статье 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" фонд является органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Страхователь обязан в установленный срок представлять органам фонда сведения о застрахованных лицах, определенные Законом N 27-ФЗ (статья 15 Закона N 27-ФЗ).
Судебные инстанции установили, что общество несвоевременно представило сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года; за январь, февраль, март, апрель 2022, а также по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.
По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования фонд составил акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 071S18220007752 от 19.04.2022, N 071S18220015898 от 13.07.2022, N 071S18220015899 от 13.07.2022, N 071S18220015900 от 13.07.2022, N 071S18220015901 от 13.07.2022, N 071S18220015902 от 13.07.2022, N 071S18220015903 от 13.07.2022, N 071S18220015904 от 13.07.2022; принял решения N 071S19220011808 от 26.05.2022, N 071S19220018529 от 10.08.2022, N 071S19220018530 от 10.08.2022, N 071S19220018531 от 10.08.2022, N 071S19220018533 от 10.08.2022, N 071S19220018535 от 10.08.2022, N 071S19220018536 от 10.08.2022, N 071S19220018537 от 10.08.2022 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 4 тыс. рублей для уплаты которого направил обществу требования N 071S01220012552 от 15.06.2022, N 071S01220017482 от 24.08.2022, N 071S01220017480 от 24.08.2022, N 071S01220017478 от 24.08.2022, N 071S01220017476 от 24.08.2022, N 071S01220017474 от 24.08.2022, N 071S01220017472 от 24.08.2022, N 071S01220017470 от 24.08.2022.
Поскольку добровольно штраф общество не уплатило, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых Федеральным законом публичных интересов.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 1, 11, 15, 27 Закона N 27-ФЗ и, сделав вывод о несвоевременном представлении обществом сведений на застрахованных работников по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год; по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года и январь, март, апрель 2022 года, взыскали с общества 3500 рублей штрафа. В указанной части судебные акты не обжалуются. Вместе с тем, судебные инстанции обосновано отказали в удовлетворении требования фонда о взыскании с общества 500 рублей штрафа за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за февраль 2022 года, установив следующее.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судебные инстанции установили, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) за февраль 2022 года на "0" застрахованных лиц представлены страхователем 15.03.2022, то есть в установленный законом срок. При проверке указанных сведений за февраль 2022 года фонд нарушения не выявил, что следует из соответствующего акта. 09.06.2022 страхователь представил дополняющие сведения по форме СЗВ-М за февраль 2022 года, т. е. страхователь устранил нарушение до его обнаружения фондом.
Суды учли, что в соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователю предоставляет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации; при этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Проанализировав абзац 4 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), согласно которому в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок, суды обоснованно исходили из того, что положения Инструкции N 211н (действовавшей в спорном периоде), являющейся подзаконным нормативным правовым актом, с учетом того, что статья 17 Закона N 27-ФЗ, устанавливающая основания и порядок привлечения страхователя к ответственности, изменений не претерпела, не могут являться основанием для изменения сформированной судебной практики применения к страхователю финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. При этом, как установили суды, фонд не направлял обществу уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий в представленных 15.03.2022 сведениях о застрахованном лице за февраль 2022 года.
Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции пришли к выводу о том, что ответственность за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах устанавливается соответствующими законодательными актами, в данном случае Законом N 27-ФЗ, согласно которому, действия общества, представившего фонду 15.03.2022 сведения по форме СЗВ-М (исх) за февраль 2022 года на "0" застрахованных лиц и (после самостоятельного выявления) 09.06.2022 сведения по форме СЗВ-М (доп) за февраль 2022 года на одно застрахованное лицо, нарушением не являются. Суды обоснованно указали, что в данном случае страхователь выявил и устранил допущенные ошибки в отношении застрахованного лица за февраль 2022 года самостоятельно, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых фондом не установлена. Документально данный вывод фонд не опроверг.
Судебные инстанции установили, что в акте проверки, решении о привлечении общества к ответственности, требовании фонда отсутствует надлежащее установление и оценка всех элементов состава вмененного обществу правонарушения (несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за февраль 2022), исследование вопроса о виновности страхователя, при этом заполнение формы отчетности с ошибками, без исследования причин, в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует о противоправном характере действия страхователя.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что приказом Минтруда России от 03.04.2023 N 256н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, согласно пункту 43 которой страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом фонда индивидуальных сведений в отношении зарегистрированного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом фонда представить в территориальный орган фонда уточненные (исправленные) сведения о данном зарегистрированном лицк за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В таком случае финансовые санкции к страхователю не применяются.
Доводы фонда исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку. С учетом установленных и исследованных судами обстоятельств данного дела.
Доводы кассационной жалобы выводы судебных инстанций не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 по делу N А53-39759/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав абзац 4 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), согласно которому в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок, суды обоснованно исходили из того, что положения Инструкции N 211н (действовавшей в спорном периоде), являющейся подзаконным нормативным правовым актом, с учетом того, что статья 17 Закона N 27-ФЗ, устанавливающая основания и порядок привлечения страхователя к ответственности, изменений не претерпела, не могут являться основанием для изменения сформированной судебной практики применения к страхователю финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. При этом, как установили суды, фонд не направлял обществу уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий в представленных 15.03.2022 сведениях о застрахованном лице за февраль 2022 года.
Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции пришли к выводу о том, что ответственность за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах устанавливается соответствующими законодательными актами, в данном случае Законом N 27-ФЗ, согласно которому, действия общества, представившего фонду 15.03.2022 сведения по форме СЗВ-М (исх) за февраль 2022 года на "0" застрахованных лиц и (после самостоятельного выявления) 09.06.2022 сведения по форме СЗВ-М (доп) за февраль 2022 года на одно застрахованное лицо, нарушением не являются. Суды обоснованно указали, что в данном случае страхователь выявил и устранил допущенные ошибки в отношении застрахованного лица за февраль 2022 года самостоятельно, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых фондом не установлена. Документально данный вывод фонд не опроверг.
...
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что приказом Минтруда России от 03.04.2023 N 256н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, согласно пункту 43 которой страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом фонда индивидуальных сведений в отношении зарегистрированного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом фонда представить в территориальный орган фонда уточненные (исправленные) сведения о данном зарегистрированном лицк за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В таком случае финансовые санкции к страхователю не применяются."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2023 г. N Ф08-5742/23 по делу N А53-39759/2022