г. Краснодар |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А32-45176/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Тамахина А.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Оплот" (ИНН 2315995201, ОГРН 1172375039825) и ответчика - администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635), извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оплот" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2023 по делу N А32-45176/2022, установил следующее.
ООО "Оплот" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд к администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация) с иском о взыскании 90 836 рублей 70 копеек задолженности по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги и 76 013 рублей 65 копеек неустойки.
Решением суда от 08.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.04.2023, в иске отказано. Суды исходили из того, что органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилого помещения, а жилое помещение (комната) в спорный период передана гражданам по договорам найма, не доказано, что спорное помещение являлось пустующим.
В кассационной жалобе компания просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что администрация приобщила к материалам дела доказательства заселения комнаты 01.12.2023, в этот же день судом вынесена резолютивная часть решения, поэтому истец не успел представить доказательства того, что комната является пустующей. Согласно справке старшего коменданта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Новороссийск, ул. Сакко и Ванцетти, д. 6/8 (далее - МКД), в комнате N 83 с 2018 года никто не проживает. Администрация обязана вести учет в отношении муниципального имущества и своевременно расторгать договоры найма.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, муниципальное образование город Новороссийск является собственником жилого помещения - комнаты N 83 в МКД, находящемся в управлении компании.
С 01.10.2019 по 30.06.2022 истец оказывал управленческие услуги, выполнял работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, предоставлял коммунальные услуги, стоимость которых в спорный период составила 90 836 рублей 70 копеек.
Неисполнение ответчиком обязанности по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги послужило основанием для обращения компании в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 153, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходили из отсутствия предусмотренных законом оснований для взыскания с ответчика как представителя собственника комнаты задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку комната заселена по договору найма специализированного жилого помещения от 21.08.2008 и договора найма жилого помещения в общежитии от 30.12.2010.
Служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях в соответствии с частью 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся к специализированному жилищному фонду.
В силу частей 1, 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
К пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно статье 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Как следует из положений приведенных норм жилищного законодательства, обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги лежит на нанимателе жилого помещения по договору найма, к которому относится и договор найма специализированного жилого фонда.
Довод кассационной жалобы о том, что в спорной комнате никто фактически не проживает, направлен на переоценку выводов судов двух инстанций, сделанных по результатам оценки имеющихся на момент разрешения данного спора доказательств.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов с учетом тех документов, которые имелись у судов первой и апелляционной инстанций на момент принятия решения и постановления.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2023 по делу N А32-45176/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно статье 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июля 2023 г. N Ф08-4800/23 по делу N А32-45176/2022