г. Краснодар |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А63-21336/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-Регион"" (ИНН 2635252420, ОГРН 1222600002316), заинтересованного лица - Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции (ИНН 2636055320, ОГРН 1082635013670), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия "Гарантия" (ИНН 2631800612, ОГРН 1102651004906), прокуратуры Ставропольского края (ИНН 2634003774, ОГРН 1022601995745), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.02.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по делу N А63-21336/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Сервис-Регион"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции (далее - инспекция, контролирующий орган) об оспаривании приказа от 09.12.2022 N 711-ло "Об отмене приказа Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции от 10.08.2022 N 420-ло "О внесении изменений в реестр лицензий Ставропольского края"".
Решением суда первой инстанции от 22.02.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.05.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании протоколов общих собраний собственников многоквартирных домов между МУП "Гарантия" и собственниками помещений данных многоквартирных домов подписаны соглашения от 13.06.2022, от 14.06.2022, от 15.06.2022 о расторжении договоров управления многоквартирными домами, расположенными в городе Невинномысске по адресам: ул. Гагарина 5, 7, 21, 59Б, пер. Крымский 2, 6, ул. Чайковского 7, 8, 20, ул. Павлова 19, ул. Менделеева 5, 19, 36, 42, ул. Приборостроительная 4, пер. Клубный 19А, 23, ул. Апанасенко 7, 86/1, 90, ул. Урожайная 22, ул. Революционная 262Б, ул. Дунаевского 5 (далее - спорные МКД).
Общество 16.06.2022 обратилось в инспекцию с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий Ставропольского края, путем включения сведений об управлении спорными МКД обществом, в связи с заключением на основании протоколов общих собраний собственников помещений спорных МКД договоров управления данными МКД.
В ходе рассмотрения заявлений общества, установив признаки несоответствия представленных документов предъявляемым условиям, так как сведения об управлении спорными МКД, содержались в реестре лицензий МУП "Гарантия", инспекцией издан приказ от 29.06.2022 N 319-ло о приостановлении рассмотрения заявлений общества о внесении изменений в реестр лицензий Ставропольского края.
По результатам рассмотрения заявлений с учетом представленных документов инспекцией издан приказ от 10.08.2022 N 420-ло о внесении изменений в реестр лицензий Ставропольского края, путем исключения из реестра лицензий Ставропольского края сведений об управлении спорными МКД МУП "Гарантия" и включения сведений об управлении данными домами обществом.
Прокурором города Невинномысска принесен протест от 24.11.2022 N 7-83-2022 на приказ инспекции от 10.08.2022 N 420-ло с требованием его отмены, в связи с возбуждением уголовного дела по факту подделки протоколов общих собраний собственников помещений спорных МКД.
Инспекцией издан приказ от 09.12.2022 N 711-ло об отмене приказа от 10.08.2022 N 420-ло и исключении с 01.09.2022 из реестра лицензий Ставропольского края сведений об управлении обществом спорными МКД и внесении сведения об управлении указанными домами МУП "Гарантия".
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 44 Кодекса к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 3 статьи 161 Кодекса способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 9 статьи 161 Кодекса многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 195 Кодекса сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Кодекса в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 Кодекса орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, (далее - Порядок) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
В силу пункта 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка.
Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали фактические обстоятельства дела и представленные лицами, участвующими в деле, доказательства.
Судебными инстанциями сделан правомерный вывод о том, что наличие у административного органа полномочий на проведение проверки соблюдения управляющей компанией лицензионных требований само по себе не свидетельствует о наличии у инспекции права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением установленных законом сроков.
Указанный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2022 N 308-ЭС22-5443.
Исходя из этого, судебные инстанции обоснованно указали о нарушении инспекцией порядка внесения изменений в реестр лицензий, в связи с чем у судов имелись достаточные правовые основания для признания недействительным оспариваемого приказа органа жилищного контроля (надзора).
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.02.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по делу N А63-21336/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка.
...
Судебными инстанциями сделан правомерный вывод о том, что наличие у административного органа полномочий на проведение проверки соблюдения управляющей компанией лицензионных требований само по себе не свидетельствует о наличии у инспекции права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением установленных законом сроков.
Указанный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2022 N 308-ЭС22-5443."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июля 2023 г. N Ф08-6464/23 по делу N А63-21336/2022
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-16/2023
13.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6464/2023
05.05.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-16/2023
22.02.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-16/2023
22.02.2023 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-21336/2022